Дело № 2 – 129/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кемь, Республика Карелия 19 апреля 2019 года
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С., при секретаре Скорняковой В.В.,
с участием помощника прокурора Демьяка Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации Кемского муниципального района к Князеву В.И. о прекращении права собственности, выселении из жилого помещения и обязании заключить договор мены,
у с т а н о в и л:
Администрация Кемского муниципального района обратилась в суд с названным иском к Князеву В.И. по тем основаниям, что на основании заключения Межведомственной комиссии от 11.12.2006 года № 3-56, администрацией Кемского муниципального района вынесено постановление от 14.12.2006 № 743-а «Об утверждении Акта обследования жилых домов по ул. Гидростроителей в г. Кеми», согласно которому <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 года № 129-П «О региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного фонда на 2014-2018 годы» многоквартирный <адрес> в <адрес> РК, включен в региональную адресную программу (№ 252 Перечня аварийных многоквартирных домов). На основании договора купли-продажи от 06.10.2017, зарегистрирован в ЕГРП 09.10.2017 года № 10:02:0080204: 91-10/002/2017- 1, собственником жилого помещения общей площадью 8,1 кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, комн. 2 является Князев В.И. Во исполнение Постановления № 129-П, администрацией Кемского муниципального района, приобретена трехкомнатная квартира общей площадью 58,6 кв.м по адресу: <адрес>. Ответчик уведомлен о предварительном распределении ему жилого помещения по адресу РК, <адрес>, комн. 3 телефонограммой, направленной ведущим специалистом отдела ЖКХ 18.01.2019 года. Указанное жилое помещение расположено в черте города Кемь, имеет общую площадь 9,3 кв.м и соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещением статьями 15, 16 Жилищного кодекса РФ, раздела II. «Требования, которым должно отвечать жилое помещение» Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47, что в сравнении с занимаемым ответчиком жилым помещением является улучшением жилищных условий. Ответчик без объяснений и уважительных причин не желает заключать договор мены жилых помещений и переселяться в предложенное ему жилое помещение. Постановлением администрации Кемского муниципального района от 04.02.2019 года № 98 «О распределении жилых помещений», жилое помещение по адресу: РК, <адрес>, комн. 3 предоставлено в собственность Князеву В.И. с заключением договора мены жилого помещения. В связи с необходимостью сноса аварийного многоквартирного дома по адресу РК, <адрес>, в рамках реализации Адресной Программы Кемского городского поселения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы, утверждённой решением Совета Кемского городского поселения от 25.04.2014 г. № 9-3/37 (в редакции решения от 20.06.2017 № 4-11/42), ответчик подлежит принудительному выселению из занимаемого им жилого помещения, с прекращением права собственности на данное жилое помещение и предоставлением иного благоустроенного жилого помещения, с передачей его в собственность ответчика.
Просили: прекратить право собственности и выселить Князева В.И. из жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем сносу по адресу РК, Кемскийрайон, <адрес>, комната 2 в жилое помещение в многоквартирном доме по адресу: РК, <адрес>, комната 3; обязать Князева В.И. заключить с администрацией Кемского муниципального района договор мены жилого помещения по адресу: РК, <адрес>, комната 2 на жилое помещение по адресу: РК, <адрес>, комната 3.
Определением суда от 11 марта 2019 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Карелия.
Представитель истца администрации Кемского муниципального района Тюленев А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, в поступившей телефонограмме заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Князев В.И., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в предыдущее судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил. О необходимости явки в настоящее судебное заседание ответчик извещался судом по последнему известному суду месту жительства ответчика, совпадающему с адресом его регистрации, однако судебную повестку не получил, судебная корреспонденция возвращена в суд в связи с истечением срока ее хранения. В связи с чем. Суд на основании ст. ст. 118, 119 ГПК РФ считает ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Правительства Республики Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав мнение прокурора Демьяка Д.В., полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать, изучив материалы дела, отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что ответчик Князев В.И. является собственником жилого помещения площадью 8,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, ком. 2 что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 09.10.2017 г.(л.д. 12-13).
Заключением межведомственной комиссии № 3-56 от 11.12.2006 г. жилой <адрес>, в котором проживает ответчик, признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим расселению и сносу. Постановлением администрации Кемского муниципального района от 30.11.2006 № 700-а утвержден перечень жилых домов, признанных межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу согласно Приложению № 1, в котором указан дом ответчика.
На основании постановления Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 года № 129-П «О региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного фонда на 2014-2018 годы» жилой дом, в котором проживает ответчик, включен в региональную адресную программу.
Согласно постановлению администрации Кемского муниципального района от 04 февраля 2019 года № 98 администрация постановила заключить договор мены с собственниками и предоставить жилые помещения, в том числе, в собственность Князеву В.И, общей площадью 9,3 кв.м, комнату 3 в <адрес> в обмен на жилое помещение общей площадью 8,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, комн. 3. В соответствии с Выпиской из ЕГРН от 07 марта 2019 года комната № 3 в <адрес> принадлежит на праве собственности МО «Кемское городское поселение».
Телефонограммой направленной ответчику ведущим специалистом отдела ЖКХ администрации Кемского муниципального района 18.01.2019 г. (л.д. 20) Князев В.И. уведомлен о том, что ему распределена комната по указанному выше адресу, в связи с чем ему необходимо обратиться в отдел ЖКХ администрации для оформления предварительного договора мены жилого помещения.
06 марта 2019 года администрацией ответчику заказным письмом с уведомлением направлено уведомление с предложением в трехдневный срок явиться к нотариусу для заключения договора мены, и, в случае отказа от заключения договора мены жилых помещений, предложено в десятидневный срок с даты получения настоящего уведомления обратиться в Отдел ЖКХ администрации Кемского муниципального района для оформления получения выкупной стоимости принадлежащего ему жилого помещения. Уведомление ответчиком не получено, почтовая корреспонденция возвращено отправителю в связи с истечением срока ее хранения.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно действующему законодательству обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение
Содержание приведенных правовых норм свидетельствует о наличии у собственника жилого помещения права выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, а предоставление собственнику другого жилого помещения может быть произведено только по соглашению с ним, а требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Кроме того, из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Требование о сносе жилого дома направлено ответчику 15 апреля 2019 года с установленным сроком принятия решения о сносе многоквартирного дома ответчика путем подачи в администрацию Кемского муниципального района заявления на получение соответствующего разрешения в срок до 20 апреля 2019 года. Сведений о получении требования ответчиком не имеется.
Решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом ответчика и об изъятии жилых помещений у собственников администрацией Кемского муниципального района не принимались, что подтверждается ответом администрации Кемского муниципального района на запрос суда от 15.04.2019 г. исх. № 01-21/1045.
На основании изложенного, учитывая, что: доказательств наличия согласия ответчика на получение предлагаемого ему жилого помещения в обмен на принадлежащее ему жилое помещение, расположенное в аварийном и подлежащем сносу жилом доме, истцом не представлено; процедура, предусмотренная положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ не соблюдена, поскольку установленный органом местного самоуправления срок для сноса дома не является разумным и на момент рассмотрения дела не истек, суд отказывает в удовлетворении требований истца о прекращении права собственности ответчика на жилое помещение, его выселении из занимаемого жилого помещения и обязании заключить договор мены жилых помещений.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░