УИД 66RS0001-01-2020-009827-19
№ 2-496/2021 (2-8119/2020;)
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 19.04.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2021 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Мурзагалиевой А.З.,
при секретаре Прокофьевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора г. Асбеста Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, обществу с ограниченной ответственностью «Юнистрой» об обязании устранить недостатки работ по капитальному ремонту,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Асбест Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее по тексту – Фонд) с вышеуказанным иском, мотивировав свои требования следующим.
Прокуратурой г. Асбеста проведена проверка по обращению собственников квартир №№ многоквартирного <адрес> в <адрес> Свердловской области Ивановой Е.С., Борисовой С.В. по факту нарушения некоммерческой организацией Региональным Фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области требований жилищного законодательства.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 – 2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП, и Краткосрочным планом реализации Региональной программы, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 01.10.2014 № 832-ПП, для многоквартирного <адрес> в <адрес> Свердловской области (далее по тексту – МКД) в 2015 году запланирован и проведен капитальный ремонт крыши, фасада, подвальной части, внутридомовых систем электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения, холодного и горячего водоснабжения.
В целях проведения капитального ремонта общего имущества в данном МКД Фондом как региональным оператором, на основании результатов электронного аукциона по привлечению подрядных организаций заключен договор на выполнение работ № от 13.07.2015 с ООО «Юнистрой». Для осуществления строительного контроля за выполнением указанных работ Фондом заключен договор на оказание услуг № от 13.07.2015 с ООО «ДЕЗ».
Согласно п.п. 1.1., 2.1, 9.2, 9.3 договора № № Фонд поручил, а подрядчик ООО «Юнистрой» принял на себя обязательство своими силами и средствами за свой счет выполнить весь комплекс работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, согласно адресному перечню в соответствии с проектно – сметной документацией, включая выполнение строительно – монтажных работ на объектах, поставку материалов, изделий, конструкций, оборудования, своевременное устранение недостатков, сдачу каждого объекта по акту приемки в эксплуатацию после выполнения работ по капитальному ремонту, выполнение обязательств в течение гарантийного срока, выполнение иных, непосредственно связанных с объектом работ. Цена договора составила 78 252 180 руб.
Гарантийный срок на качество выполненных работ, материалов и оборудования, смонтированного на объекте, начинается с даты подписания заказчиком акта приемки объекта в эксплуатацию и составляет 60 месяцев.
Указанным подрядчиком выполнены работы по ремонту крыши дома, фактически проведены в период с 27.08.2015 по 25.12.2016.
Однако, в результате проведенного ремонта в ходе гарантийной эксплуатации жильцами данного МКД выявлены недостатки в ремонте крыши, повлекшие промокание чердачного перекрытия над квартирами №№ и порчу имущества.
08.08.2019 прокуратурой г. Асбест совместно со специалистом отдела по Южному Управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с участием представителей Фонда, Администрации Асбестовского городского округа, ООО «УК «Коммунальщик», ООО «ДЕЗ» и представителей собственников квартир №№ в данном МКД, проведено обследование МКД, в ходе которого установлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170:
1. в <адрес> помещении ванной комнаты в районе канализационного стояка (чугунный) на потолке и стене наличие затопления с кровли, наличие черных пятен, отслоение штукатурного слоя, в районе вентиляционной трубы на потолке следы затопления с кровли – в нарушение п. 4.6.1.1, 4.6.1.13, 4.6.1.10, 3.1.1 ПиН;
2. в <адрес> помещении коридора на потолке и стене в районе прохождения вентиляционного канала следы затопления с кровли в нарушение п.4.6.1.1, 4.6.1.13, 4.6.1.10, 3.1.1 ПиН;
3. в <адрес> помещении ванной комнаты в районе канализационного стояка (пластик) на потолке и стене наличие затопления с кровли, отслоение штукатурного слоя – нарушение п.4.6.1.1., 4.6.1.13, 4.6.1.10, 3.1.1 ПиН;
4. в <адрес> помещении кухни отслоение обоев, наличие трещин фактурного слоя потолка – нарушение п. 4.3.1, 3.1.1 ПиН;
5. в чердачном помещении соединение канализационных стояков квартир №№, выполнены с нарушением, в связи с чем, происходит намокание трубопровода, идущего в квартиры, намокание утеплителя – нарушение п.п. 5.8.2, 5.8.3, 4.6.1.28 ПиН;
6. канализационная труба <адрес> чердачном помещении имеет повреждение (трещина чугунной трубы в месте соединения с пластиковой трубой) – нарушение п. 5.8.2 ПиН;
7. на кровле отсутствует примыкание шифера к канализационным стоякам – нарушение п.п. 4.6.1.13, 4.6.1.10 ПиН;
8. разошлись замки соединения деревянных прогонов по стойкам, лежней под стойки прогонов со смещением – нарушение п.п. 4.6.1.1, 4.6.1.2,4.6.1.3 ПиН;
9. местами продольный нахлест не соответствует нормативному (около 20 мм) – нарушение п.п. 6.4.2 СП 17.133330.2011 «СНиП II- 26-76 «Кровли».
Установлено, что ООО «Юнистрой» ненадлежащим образом исполняются обязательства, возложенные на организацию договором на выполнение работ по капитальному ремонту, заключенному с Фондом, а Фондом, в свою очередь не исполнены требования жилищного законодательства, как заказчика указанных работ.
28.08.2019 прокуратурой города в адрес Фонда вынесено представление об устранении нарушений закона. Согласно ответа Фонда от 26.09.2019, в связи с невыполнением подрядчиком обязанности по устранению недостатков, 18.08.2019 Фондом принято решение о привлечении третьих лиц для их устранения. Однако, по состоянию на 14.07.2020, нарушения не устранены.
В связи с вышеизложенным, представитель истца просил обязать Фонд устранить недостатки, допущенные при проведении капитально ремонта многоквартирного <адрес> <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 4- 6).
Впоследствии, истец уточнил требования, указав конкретные виды работ, которые надлежит выполнить ответчику в целях устранения недостатков, допущенных при проведении капитального ремонта данного МКД, на основании дефектной ведомости, составленной ООО УК «Коммунальщик» (л.д. 176), а именно:
1. устранить протечки и обеспечить гидроизоляцию на соединениях канализационных стояков квартир №,№;
2. устранить трещину чугунной канализационной трубы <адрес>, выходящей на кровлю МКД, в месте соединения с пластиковой трубой;
3. обеспечить примыкание шифера к канализационным стоякам;
4. произвести разбор и последующее устройство слуховых окон, обрешетки с прозорами, обрешетки сплошным настилом, стропильных ног;
5. произвести замену деревянных элементов конструкции крыши – мауэрлата;
6. произвести разборку и устройство кровель из волнистых асбестоцементных листов с обеспечением соответствия продольного нахлеста нормативному (около 20 мм) (л.д. 169 – 174, том 1).
24.03.2021 истцом данные требования заявлены также к ответчику ООО «Юнистрой» (л.д. 203, том 1).
Впоследствии, истец, представив в материалы дела заключение специалиста Уральского агентства оценки и экспертиз от 05.04.2021 № №, обратился с заявлением об уточнении исковых требований (л.д. 216 – 221, том 1), согласно которому просил обязать некоммерческую организацию Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, общество с ограниченной ответственностью «Юнистрой» устранить дефекты конструкций каркаса в виде разрывов замочных соединений балочно – брусовой конструкции мауэрлата, нарушение строительных линейных нормативов при укладке шиферного покрытия кровли многоквартирного <адрес> <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу путем проведения следующих работ:
1. провести полную разборку/сборку кровли многоквартирного <адрес> в <адрес> Свердловской области;
2. провести в полном объеме дефектовку (выбравку пришедших в негодность) строительных материалов, составляющих конструкции кровли многоквартирного <адрес> в <адрес> Свердловской области;
3. провести полную обработку деревянных конструкций кровли многоквартирного <адрес> в <адрес> Свердловской области, материалами биологической и противопожарной защиты.
Представитель истца – помощник прокурора <адрес> Свердловской области <ФИО>4 в судебном заседании настаивала на исковых требованиях в полном объеме по предмету и основаниям, доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении поддержал (л.д. 216 – 221, том 1), также пояснил, что поскольку подрядчик ООО «Юнистрой» самоустранился от выполнения работ по устранению недостатков капитального ремонта, исковые требования предъявляются, в том числе, к Региональному Фонду, как региональному оператору, на которого законом возложена обязанность по организации и обеспечению проведения капитального ремонта в МКД.
Представитель ответчика Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области – <ФИО>5, действующая на основании доверенности от 11.01.2021, в судебном заседании исковые требования не признала, доводы, изложенные в письменном отзыве, дополнениях к нему (л.д. 96 –98, том 1), поддержала, пояснив, что у истца отсутствует право на обращение в суд с настоящими исковыми требованиями в защиту неопределенного круга лиц, поскольку, в данном случае, этот круг лиц определен – это собственники помещений данного МКД. Фонд, являясь техническим заказчиком, провел мероприятия по заключению договоров и проведению аукционов с организациями в целях осуществления работ капитального ремонта МКД, заключил договор на выполнение работ по капитальному ремонту с ООО «Юнистрой». В период с 05.08.2015 по 21.10.2016, работы по капитальному ремонту выполнены, которые приняты управляющей организацией данного дома, указанную обязанность ответчик исполнил. В соответствии с заключенным договором, подрядчик несет ответственность за некачественное выполнение работ, несет по ним гарантийные обязательства. ООО «Юнистрой» является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Также указал, что представленное заключение специалиста не может быть принято в качестве доказательства, бесспорно подтверждающего указанные истцом недостатки выполненных работ по капитальному ремонту.
Представитель ответчика ООО «Юнистрой», извещенный надлежащим образом (л.д. 208-209, 212, 214, том 1), в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.
Представители третьих лиц – ООО «УК «Коммунальщик», ООО «ДЕЗ», ООО «Олимп», третьи лица Иванова Е.С., Борисова С.В., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили.
Представитель ООО УК «Коммунальщик», третьи лица Иванова Е.С., Борисова С.В., направили письменные отзывы, в которых поддержали исковые требования (л.д. 95, 224- 238, том 1).
Представитель ООО «Олимп» направил письменный отзыв (л.д. 76, том1), в котором указал, что в соответствии с заключенными с ООО «Юнистрой» договорами субподряда № от 09.11.2015, № от 06.07.2016, проводил ремонт подвальных помещений (отмостки) и фасада в данном МКД, что не связано с ремонтными работами кровли.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3, 4 ч. 1, ч. 2 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, функциями регионального оператора являются, в том числе, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
На территории Свердловской области деятельность регионального оператора, регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Свердловской области от 19.12.2013 №-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области».
В силу п. 3-5 ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогичные обязанности регионального оператора перечислены в Законе Свердловской области от 19.12.2013 №-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области».
Выполнение функций регионального оператора на территории
Свердловской области возложено на Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы» в целях улучшения жилищных условий граждан за счет проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области, приведения технического состояния многоквартирных домов на территории Свердловской области в соответствие с требованиями нормативных документов, утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Свердловская область, <адрес> включен в перечень домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2016 № 905 – ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306 – ПП «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 – 2044 годы» для многоквартирного дома, расположенного по данному адресу, определены виды и сроки проведения работ по капитальному ремонту общего имущества: ремонт крыши; ремонт внутридомовых инженерных систем; разработка проектной документации на проведение капитального ремонта; услуги строительного контроля; ремонт фасада; ремонт подвальных помещений в период с 2015 по 2017 годы (п. 816).
Судом установлено, что, в период с 05.08.2015 по 21.10.2016, в данном многоквартирном доме осуществлен капитальный ремонт общедомового имущества, в том числе, ремонт крыши.
Данное обстоятельство подтверждается договором № от 13.07.2015, заключенным между Региональным Фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области и ООО «Юнистрой» на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе, в данном многоквартирном доме, договором № от 13.07.2015, заключенным Фондом с ООО «ДЕЗ», по осуществлению строительного контроля, также актом передачи общего имущества данного МКД для проведения работ по капитальному ремонту от 05.08.2015, актом сдачи – приемки выполненных работ по капитальному ремонту данного МКД от 21.10.2016 (л.д. 89 - 115, том 1).
Согласно акта сдачи – приемки выполненных работ по капитальному ремонту МКД от 21.10.2016, в ходе капитального ремонта ООО «Юнистрой» проведены работы по замене кровельного покрытия, смене стропильных ног, обрешетки, укрепления стропильных ног, устройства слуховых окон, смены частей канализационных стояков (л.д. 32, том 1).
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами о наличии выявленных в течение гарантийного срока недостатков (дефектов) по дому № по <адрес> в <адрес> Свердловской области.
Как следует из акта о выявленных в течение гарантийного срока недостатков (дефектов) по многоквартирному дому, расположенному по адресу: Свердловская область, <адрес> от 26.03.2019, комиссией в составе ООО «ДЕЗ», представителя управляющей компании, собственника <адрес> <ФИО>6 установлено, что на кровле, над квартирами №№ местами протекает шифер, вследствие образования трещин. Комиссией сделано заключение о необходимости обращения в ООО «Юнистрой» для проведения работ по замене шифера (л.д. 20, том 1).
Согласно акта от 16.05.2019, комиссией в составе представителей ООО «Юнистрой», ООО «ДЕЗ», ООО УК «Коммунальщик», собственника квартиры №№ установлены протечки с кровли, в связи со сдвигом фасада в месте стыка 1 и 2 ряда листов. Из акта следует, что на подрядную организацию возлагается обязанность по устранению выявленных недостатков путем увеличения нахлеста шифера, данные работы надлежало выполнить, в период с 20.05.2019 по 20.06.2019 (л.д. 23, том 1).
01.07.2019 комиссией в составе представителей Регионального Фонда, ООО «ДЕЗ», ООО УК «Коммунальщик» произведен осмотр МКД, в ходе которого установлены не устраненные указанные недостатки: протечки в кровле с дворового фасада в месте стыка 1 и 2 ряда шиферных листов (л.д. 27, том 1).
Согласно акта № от 09.08.2019, прокуратурой г. Асбеста совместно с представителями Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, проведено обследование квартир №№ <адрес> в <адрес>, в ходе которого установлено, что в <адрес> помещении ванной комнаты в районе канализационного стояка (чугунный) на потолке и стене наличие затопления с кровли, наличие черных пятен, отслоение штукатурного слоя, в районе вентиляционной трубы на потолке следы затопления с кровли – в нарушение п.п. 4.6.1.1., 4.6.13, 4.6.1.10, 3.1.1 ПиН; в <адрес> помещении коридора на потолке и стене в районе прохождения вентиляционного канала следы затопления с кровли; в <адрес> помещении ванной комнаты в районе канализационного стояка (пластик) на потолке и стене наличие затопления с кровли, отслоение штукатурного слоя; в чердачном помещении соединение канализационных стояков квартир №№ выполнены с нарушением, в связи с чем, происходит намокание трубопровода, идущего в квартиры; на кровле отсутствует примыкание шифера к канализационным стоякам в нарушение п.п 4.6.1.13, 4.6.1.10 ПиН; разошлись замки соединения деревянных прогонов по стойкам, лежней под стойки прогонов со смещением; местами продольный нахлест не соответствует нормативному (около 20 мм) (л.д. 32, том 1).
В рамках рассмотрения гражданских дел по искам собственников квартир №№ в данном МКД - Ивановой Е.С. и Борисовой С.В к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о взыскании ущерба, компенсации морального вреда, решениями мирового судьи от 12.02.2020, вступившими в законную силу, установлено, что работы по капитальному ремонту кровли в рамках капитального ремонта осуществлял подрядчик ООО «Юнистрой», в период с 01.10.2015, в результате дождей, вследствие некачественного укрытия произошло намокание чердачного помещения (л.д. 35 – 46, том 1). Также в рамках данных дел судом изучены заключения специалиста АНО «Специализированная экспертная организация «УРАЛ – ВИТ», в которых установлено не выполнение обеспечения энергоэффективности в части требований к теплозащитным характеристикам чердачного помещения (л.д. 50 – 75, том 1).
Кроме того, как следует из представленного истцом заключения от 05.04.2021, специалистом Уральского агентства Оценки и Экспертиз <ФИО>7 проведено обследование технического состояния и дефектов кровельного покрытия, в целях установления характера выявленных дефектов и установления видов работ, в результате которых они возникли, а также определения видов работ, которые надлежало произвести для устранения данных дефектов на кровле МКД (л.д. 17, том 2).
Согласно заключения, по результатам наружного (со стороны дворовой территории МКД) визуального осмотра состояния кровли и каркаса крыши экспертом установлены следующие дефекты кровли МКД:
1. в виде направленных вовнутрь чердака прогибов коньковых стропильных балок каркаса кровли под тяжестью шиферного полотна в местах расположения коньковых конструкций каркаса кровли МКД;
2. в виде соединений (методом частичного перекрытия (внахлест) шиферных листов, не соответствующих (менее чем 1,5 волны шиферного полотна) строительно-техническим требованиям (СНиП) по устройству шиферного кровельного покрытия крыши МКД.
По результатам внутреннего осмотра состояния кровли МКД, при нахождении внутри чердачного помещения МКД, экспертом установлены следующие дефекты кровли МКД:
1. в виде разрушенных (сломанных) замковых соединений брусовых балок мауэрлата;
2. в виде очагов сквозного гниения брусовых балок мауэрлата;
3. в виде продольных сквозных трещин на шиферных листах;
4. в виде растрескавшихся (расщепленных по продольной линии древесного волокна) опорных балок (штанг) каркаса кровли МКД;
5. в виде изогнутых (коробленых) стропильных диагональных балок (ног);
6. в виде не обработанных комбинированным огнезащитным-антисептическим
составом деревянных конструкций каркаса кровли МКД в полном объеме;
7. в виде негерметичных влаго не защищенных угловых (коньковых) стыков шиферного кровельного покрытия;
8. в виде не загерметизированных, в стыковых соединениях с шиферным покрытием, наружных выводов вентиляционных труб системы внутренней вентиляции МКД.
Специалистом также установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, представляет собой одно подъездный, двухэтажный многоквартирный дом с кровлей (крышей) винтажного типа. Техническое состояние кровли МКД является аварийно-опасным, так как, на момент экспертного осмотра 31.03.2021, конструкция каркаса кровли находилась, с технической точки зрения, в фактически разрушенном состоянии (замковые соединения брусовых балок мауэрлата находились в разъединенном состоянии) которое, с технической точки зрения, не может обеспечивать общую конструкционную устойчивость кровли МКД. Конструкция кровли МКД, с технической точки зрения, находится в постоянном состоянии риска внезапного разрушения, под воздействием каких-либо внешних сил метеорологического характера (ветер, снегопад, ливни и т.п.).
Специалист пришел к выводу о том, что причиной аварийно-опасного строительно-технического состояния кровли МКД по <адрес>, являются строительно-технические последствия проведенного в 2015-2016 годах капитального ремонта МКД кровли, вследствие не надлежащей нормативно-технологической организации работ по капитальному ремонту МКД, низкой (по существу отсутствующей) исполнительской квалификация (профпригодность) строительного подрядчика, по факту приведшая не к восстановлению (обновлению) строительных эксплуатационных свойств МКД, а к причинению значительного материального ущерба общему имуществу собственников МКД по <адрес> в <адрес>.
В результате исследования специалистом, с учетом поставленных перед ним вопросов, сделаны следующие выводы:
1. Строительно-техническое состояние кровли крыши многоквартирного дома (МКД) по адресу: Свердловская обл., <адрес>, по состоянию - на дату экспертного осмотра 31.03.2021, является аварийно-опасным, наиболее потенциально опасными являются дефекты конструкции каркаса в виде разрывов замочных соединений балочно-брусовой конструкции мауэрлата, нарушение строительных линейных нормативов при укладке шиферного покрытия кровли МКД, укладка кровельных материалов при капитальном ремонте кровли на промоченные детали деревянного каркаса кровли, приведшая в процессе их высыхания к гниению деревянных конструкций, а также к недопустимым деформациям конструкции кровли МКД в целом.
2. Установленные дефекты кровельного покрытия МКД возникли в качестве строительно-технических последствий проведенного в 2015-2016 годах капитального ремонта, с технической точки зрения, результатами производства капитального ремонта, общему имуществу собственников МКД № по <адрес> в <адрес>, Свердловской области причинен значительный материальный ущерб.
3. Для устранения дефектов на кровле МКД необходимо: провести полную разборку/сборку кровли МКД; провести в полном объеме дефектовку (выбраковку пришедших в негодность) строительных материалов составляющих конструкцию кровли МКД; провести полную обработку деревянных конструкций кровли МКД материалами биологической и противопожарной защиты.
В судебном заседании установлено и не оспорено представителем Фонда, что на момент рассмотрения настоящего дела вышеуказанные работы не выполнены, установленные недостатки работ по капитальному ремонту кровли не устранены.
В силу ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, функциями регионального оператора, которым является Фонд, являются в том числе: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (п. 3);
финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в указанных многоквартирных домах, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (п. 4);
взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества (п. 5).
Согласно положениям ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В соответствии со ст. 19 закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ (ред. от 18.02.2021) «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области», к функциями регионального оператора являются, в том числе, относятся - осуществление функций технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Таким образом, Фонд лишь организует проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, привлекает для выполнения данных работ подрядные организации, с которыми заключает договоры в качестве технического заказчика работ.
Исходя из положений приведенных норм, на Регионального оператора возложена обязанность по организации проведения капитального ремонта, а не по его непосредственному проведению (непосредственному выполнению работ).
Ранее установлено, что в рамках исполнения обязанности по организации капитального ремонта общего имущества МКД Фондом была привлечена подрядная организация ООО «Юнистрой» для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества.
В соответствии с п. 1.2.1 договора на выполнение работ по капитальному ремонту № от 13.07.2015, подрядчик ООО «Юнистрой» несет полную ответственность за выполнение работ по договору, в соответствии с нормативно – правовыми и нормативно – техническими актами РФ.
Согласно п. 6.1.20 настоящего договора, подрядчик обязался обеспечить: производство работ в полном соответствии с проектно – сметной документацией, стандартами, строительными нормами и правилами, и иными, действующими на территории РФ нормативно – правовыми актами; качество выполнения всех работ в соответствии с проектно – сметной документацией, действующими нормами и техническими условиями; своевременное устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объектов; бесперебойное функционирование инженерных систем и оборудования при нормальной эксплуатации объектов в течение гарантийного срока эксплуатации объектов в течение гарантийного срока.
Согласно п. 2 ст. 755 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока.
Следовательно, суд приходит к выводу о том, что исковые требования об устранении недостатков работ обоснованно заявлены к подрядной организации ООО «Юнистрой», принявшей на себя обязательство по выполнению данных работ, к связи с чем, данные требования подлежат удовлетворению.
При этом, учитывая вышеизложенное, требования истца, предъявленные к Фонду об обязании устранить недостатки работ по капитальному ремонту крыши данного многоквартирного дома, путем выполнения работ по проведению полной разборки/сборки кровли МКД, дефектовки (выбравки пришедших в негодность) строительных материалов, составляющих конструкции кровли МКД и обработки деревянных конструкций кровли МКД материалами биологической и противопожарной защиты, не подлежат удовлетворению, поскольку заявлены к ненадлежащему ответчику, выполняющему лишь функции технического заказчика.
Иных требований, требований по иным основаниям на рассмотрение суда сторонами не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Асбеста Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, обществу с ограниченной ответственностью «Юнистрой» об обязании устранить недостатки работ по капитальному ремонту – удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Юнистрой» устранить дефекты конструкций каркаса в виде разрывов замочных соединений балочно-брусовой конструкции мауэрлата, нарушение строительных линейных нормативов при укладке шиферного покрытия кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, <адрес>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, путем проведения следующих работ:
1. Провести полную разборку/сборку кровли многоквартирного дома по
адресу: Свердловская область, <адрес>;
2. Провести в полном объеме дефектовку (выбравку пришедших в негодность) строительных материалов составляющих конструкции кровли многоквартирного
дома по адресу: Свердловская область, <адрес>;
3. Провести полную обработку деревянных конструкций кровли
многоквартирного дома по адресу: Свердловская область, <адрес>, материалами биологической и противопожарной защиты.
В удовлетворении исковых требований в остальной части прокурора <адрес> Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья