24RS0029-01-2018-000743-33
Дело № 2-802(2018)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2018 года пгт.Козулька
Козульский районный суд Красноярского края,
в составе председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,
при секретаре Дядиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белан А.А. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад №4 «Колосок» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л :
Истица Белан А.А. обратилась в суд к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 4 «Колосок» (далее по тексту МКДОУ Детский сад № 4 «Колосок» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она работает в должности сторожа на 0,7 ставки. Заработная плата работодателем выплачивалась в размере ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ, что нарушило ее права. В связи с чем, вынуждена обратиться в суд и просила взыскать недополученную заработную плату по основному месту работы за период с июня 2017 года по апрель 2018 года в размере 14305,29 рублей. (л.д. 2,3).
В судебное заседание истец Белан А.А., уведомленная о дате, времени и месте рассмотрения дела не явилась (л.д. 18).
Представитель ответчика МКДОУ Детский сад № 4 «Колосок» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен. Как следует из отзыва представителя ответчика – директора МКДОУ Детский сад № 4 «Колосок» ФИО1, ответчик просит дело рассмотреть в свое отсутствие (л.д. 19).
Представители третьих лиц Управления образования, опеки и попечительства Администрации Козульского района; и Администрации Козульского района в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены (л.д. 17).
Исследовав материалы дела, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить в следующем объеме и по следующим основаниям.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
Согласно ст.11 ТК РФ, все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
В силу ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
В соответствии со ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда(трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) ( ч. 11).
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Разъяснением от 11.09.1995г. №3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года №49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 02.06.2016 года №164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории РФ с 01 июля 2016 года был установлен в сумме 7 500 рублей, с 01 июля 2017 года на основании Федерального закона от 19.12.2016 года № 460 – 7800 рублей, с 01 января 2018г. на основании Федерального закона от 28.12.2017 N 421– 9489 рублей, с 01 мая 2018 года был установлен в сумме 11 163 рублей.
Соответственно, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, с марта по июнь 2017 года включительно, размер ежемесячного заработка истицы при отработанной норме рабочего времени и выполнении, не мог быть менее 12 000 рублей, с 01 июля по 31 декабря 2017 года - не менее 12 480 рублей, а с 01 января 2018г. не менее 15 182,40 рублей, а с мая 2018 года не менее 17 860,80 рублей.
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, в котором указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Как следует из материалов дела, согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истица была принята на работу на должность <данные изъяты> на 0,7 ставки постоянно, ей установлен должностной оклад в размере 2231 рублей (л.д. 5). С истицей был заключен трудовой договор (л.д. 6,7).
ДД.ММ.ГГГГ с истицей заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, из условий которого следует, что истице установлен должностной оклад 2552,00 руб. начиная с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 8).
Начисление заработной платы и всех ее элементов производится в соответствии с действующим Положением о системе оплаты труда, согласно которому система оплаты труда включает в себя размеры окладов, ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Фактическое начисление заработной платы работнику в каждом конкретном месяце отражено в расчетных листках (л.д. 21-26).
Кроме этого, согласно представленных расчетных листков, работодателем в спорный период истице производилась доплата до МРОТ, установленного региональным соглашением, действующим в Красноярском крае.
Вместе с тем, как видно из расчетных листков работника, начисленная истцу заработная плата за спорный период составляла ниже МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки, что указывает на нарушение работодателем требований трудового законодательства. Исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В связи с чем, начисление ответчиком заработной платы истцу в пределах размера, установленного региональным соглашением Красноярского края, но менее МРОТ, установленного Федеральным законом РФ, и начисленных на МРОТ районного коэффициента и северной надбавки, противоречит закону, а сумма определенного работодателем ей вознаграждения за труд, не соответствовала положениям ст.133 ТК РФ.
С ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма недоначисленной заработной платы за период с июня 2017 года по апрель 2018 года, исходя из следующего расчета:
№ п/п | Месяц начисления | рабочих дней в соответствии с произв.календарем | Фактически (дни/часы | Сумма начисл. з/пл (руб.) | Величина МРОТ | Сумма подлежащая выплате с учетом районного и северного коэффициентов | Недополученная сумма (руб.) |
1 | июн.17 | 21 | 21 | 7414,40 | 5250 | 8400 | 985,60 |
2 | июл.17 | 21 | 21 | 10592 | 5460 | 8736 | 0 |
3 | авг.17 | 23 | 23 | 7414,40 | 5460 | 8736 | 1321,60 |
4 | сент.17 | 21 | 21 | 7414,40 | 5460 | 8736 | 1321,60 |
5 | окт.17 | 22 | 22 | 7417,42 | 5460 | 8736 | 1318,58 |
6 | ноя.17 | 21 | 21 | 10592 | 5460 | 8736 | 0 |
8 | дек.17 | 21 | 21 | 7414,40 | 5460 | 8736 | 1321,60 |
9 | янв.18 | 17 | 17 | 11016 | 6642,30 | 10627,68 | 0 |
10 | фев.18 | 19 | 19 | 7711,20 | 6642,30 | 10627,68 | 2916,48 |
11 | мар.18 | 20 | 20 | 7711,17 | 6642,30 | 10627,68 | 2916,51 |
12 | апр.18 | 21 | 21 | 7711,20 | 6642,30 | 10627,30 | 2916,48 |
15018,45 |
Таким образом, задолженность по заработной плате перед истцом составляет 15018,45 рублей.
Истцом Белан А.А. заявлено к взысканию недоначисленной заработной платы в размере 14305,29 руб. (л.д.2-3), с учетом положения ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, с целью защиты трудовых прав работника, суд считает необходимым выйти за пределы заявленных исковых требований в части взыскания недоначисленной заработной платы, взыскав в ее пользу 15018 рублей 45 копеек.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию в доход местного бюджета муниципального образования Козульский район государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере 600,74 руб..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Белан А.А. удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 4 «Колосок» в пользу Белан А.А. задолженность по заработной плате в общей сумме 15018 (пятнадцать тысяч восемнадцать) рублей 45 копеек.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № «Колосок» в доход местного бюджета муниципального образования Козульский район Красноярского края государственную пошлину в сумме 600 рублей 74 копейки.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козульский районный суд.
Судья Дорофеева Н.А.