Дело № 2-117/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена 13 июля 2017 года.
Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2017 года.
13 июля 2017 года с. Нюксеница
Нюксенский районный суд Вологодской области в составе:
Председательствующего - судьи Арсентьева Н.И.,
При секретаре Корежовой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокопьева С.А. к администрации муниципального образования Нюксенское о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Прокопьев С.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Нюксенское о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> при его продаже без проведения торгов, установив стоимость земельного участка равную <данные изъяты>% от рыночной стоимости данного земельного участка составляющей <данные изъяты> рубль, определенной в отчете № 17-Р/252 от ДД.ММ.ГГГГ по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №. В обоснование требований указано, что истец желает пробрести в собственность вышеуказанный земельный участок, государственная собственность на который не разграничена. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию муниципального образования Нюксенское с заявлением о выделении земельного участка по адресу: <адрес>, с приложением схемы расположения земельного участка. По результатам рассмотрения заявления было принято решение об удовлетворении его просьбы, о чем ему направлено соответствующее уведомление. На данный момент по земельному участку проведены работы по межеванию, в районной газете опубликовано извещение, постановлениями администрации муниципального образования Нюксенское от 16.01.2017 № 10 и 11 утверждена схема и согласовано предоставление земельного участка в собственность, проведена оценка рыночной стоимости земельного участка. Выкупить данный земельный участок не представляется возможным по причине отсутствия кадастровой стоимости земельного участка, определить которую не представляется возможным в связи с отсутствием удельных показателей кадастровой стоимости по кадастровому кварталу №. Отсутствие сведений о кадастровой стоимости не позволяет определить размер выкупной стоимости земельного участка. Отсутствие кадастровой стоимости земельного участка лишает его права покупки данного объекта недвижимости.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом администрации Нюксенского муниципального района.
В судебном заседании истец Прокопьев С.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. По существу показал, что на испрашиваемом земельном участке строения или какие-либо овощные посадки отсутствуют. Имея намерение выкупить земельный участок, он обратился в администрацию муниципального образования Нюксенское, где его заявление рассмотрели, приняли положительное решение, ему был разъяснен порядок действий по предоставлению земельного участка. В ДД.ММ.ГГГГ были изданы соответствующие постановления администрации муниципального образования Нюксенское, которыми утверждена схема расположения земельного участка и предварительно согласовано его предоставление. За свой счет он провел межевые работы, поставил земельный участок на государственный кадастровый учет. Затем он обратился в администрацию муниципального образования Нюксенское, где было установлено, что кадастровая стоимость в кадастровом паспорте отсутствует. В связи с этим, администрация муниципального образования Нюксенское дальнейшую работу по предоставлению земельного участка в собственность провести не смогла. Он оформил заявление о проведении рыночной оценки земельного участка, на основании которого по заказу администрации муниципального образования Нюксенское такая оценка была проведена. Разрешение данного вопроса в судебном порядке является единственным вариантом приобретения земельного участка в собственность, с последующим оформлением права в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Нюксенское по доверенности Короткая Е.А. исковые требования Прокопьева С.А. поддержала в полном объеме, просила освободить администрацию от ответственности по заявленным требованиям, с возложением ответственности на Комитет по управлению имуществом администрации Нюксенского муниципального района. По существу указала, что с 01 марта 2015 года полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялись органами местного самоуправления поселений. В связи с изменением законодательства, с 01 января 2017 года полномочия отнесены к органам местного самоуправления муниципального района. Земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, напротив дома № имеет вид разрешенного использования «<данные изъяты>». Прокопьев С.А. имеет намерение приобрести данный земельный участок в собственность. Данный земельный участок отнесен к 3 группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов, при этом средние удельные показатели кадастровой стоимости для данной группы видов разрешенного использования в кадастровом квартале № отсутствуют. В связи с этим определить кадастровую стоимость земельного участка не представляется возможным, поэтому полномочный орган не может провести расчет выкупной цены земельного участка для заключения договора купли-продажи, что препятствует Прокопьеву С.А. реализовать свое право на его приобретение.
В судебном заседании представитель соответчика - председатель Комитета по управлению имуществом администрации Нюксенского муниципального района Пушникова Л.А. исковые требования Прокопьева С.А. признала в полном объеме, просила освободить администрацию муниципального образования Нюксенское от ответственности по заявленным требованиям, с возложением ответственности на Комитет по управлению имуществом администрации Нюксенского муниципального района. По существу сообщила, что в связи с изменением законодательства РФ, полномочия по предоставлению земельных участков в собственность, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами самоуправления муниципального района, от имени которого выступает Комитет по управлению имуществом администрации Нюксенского муниципального района. У земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует кадастровая стоимость. Определить кадастровую стоимость не представляется возможным по причине отсутствия удельных показателей кадастровой стоимости для данной группы видов разрешенного использования, в связи с чем, судебное решение является единственным вариантом возможности для истца реализовать свое право на приобретение земельного участка в собственность.
Представитель третьего лица заместитель начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области Рогова С.А., извещенная судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в представленном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзыве по существу иска от 03 июля 2017 года сообщила, что в реестре собственности Вологодской области информация об испрашиваемом Прокопьевым С.А. земельном участке отсутствует, решение по существу иска оставляла на усмотрение суда. Обратила внимание, что в рамках проведенной в ДД.ММ.ГГГГ государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области удельные показатели кадастровой стоимости установлены оценщиком ФГУП «РТИ» не для всех видов разрешенного использования. Прием и оценка выполненных работ осуществлялся РосР, результаты утверждены приказом Департамента от 27.12.2012 года № 206.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области по доверенности Куваева Т.Д., извещенная судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в представленном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзыве по существу иска от 05 июля 2017 года сообщила, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером №, со статусом «учтенный», категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>. Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости в ЕГРН отсутствуют, сведений о кадастровой стоимости не имеется.
Представитель третьего лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области Каплевская С.З., извещенная судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в представленном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзыве по существу иска от 05 июля 2017 года сообщила, что в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м., категории земель – <данные изъяты>, разрешенное использование – <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>. Границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством. Сведения о данном земельном участке внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта от ДД.ММ.ГГГГ и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ. По данному земельному участку сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Неявка в судебное заседание представителей третьих лиц, извещенных судом в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
С учетом изложенных обстоятельств и с учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав истца и представителей ответчиков, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 8, пункту 2 статьи 218, пункту 1 статьи 131, пункту 2 статьи 223, пункту 1 статьи 551, пункту 1 ст. 555 Гражданского кодекса Российской Федерации договор купли-продажи недвижимости является основанием возникновения у покупателя права собственности на нее с момента государственной регистрации перехода права собственности. Договор продажи недвижимости должен предусматривать цену имущества.
В соответствии с п.п.10 ч.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства.
Согласно п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2, 3 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Указанные положения допускают определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Вологодской области от 17.11.2014 № 1036 утвержден Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
Указанным Порядком предусмотрено, что цена земельных участков при их продаже определяется как выраженный в рублях процент от кадастровой стоимости земельного участка. Размер процента устанавливается дифференцированно и составляет пятнадцать процентов в случае продажи земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, - гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39(18) Земельного кодекса Российской Федерации. Цена земельных участков определяется на дату подачи заявления и указывается в договоре купли-продажи земельного участка.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Прокопьев С.А. обратился в администрацию муниципального образования Нюксенское Нюксенского района с заявлением о выделении ему земельного участка по адресу: <адрес>, предоставив соответствующую схему.
Письмом от 15 сентября 2016 года администрация муниципального образования Нюксенское сообщила истцу об удовлетворении его просьбы с разъяснением ему порядка предоставления земельного участка, предусмотренного ст.ст. 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ.
В районной газете «Новый день» № 96 от 16 декабря 2016 года в установленном порядке опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка в собственность.
В целях реализации решения о предоставлении земельного участка, администрацией муниципального образования Нюксенское принято постановление от 16 января 2017 года № 10, которым утверждена схема расположения земельного участка.
Постановлением администрации муниципального образования Нюксенское от 16 января 2017 года № 11 предварительно согласовано предоставление в собственность Прокопьеву С.А. испрашиваемого земельного участка.
За свой счет Прокопьев С.А. провел межевые работы, поставил земельный участок на государственный кадастровый учет.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером № следует, что кадастровая стоимость не определена, сведения о правах отсутствуют.
По обращению администрации муниципального образования Нюксенское определена рыночная стоимость испрашиваемого земельного участка, которая по состоянию на 03 мая 2017 года составляет <данные изъяты> рубль.
Указанная оценка рыночной стоимости земельного участка выполнена индивидуальным предпринимателем Кузнецовым Д.С. в соответствии с требованиями Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ», федеральными стандартами оценки, утвержденными приказами Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, от 20.05.2015 № 298, от 20.05.2015 № 299, от 25.09.2014 № 611, стандартами РФ «Единая система оценки имущества» и нашла свое отражение в отчете № 17-р/252 от 03 мая 2017 года. Данный расчет стороной ответчика и третьими лицами не оспаривался.
С учетом изложенного, суд считает возможным установить цену земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> при его продаже без проведения торгов, равную <данные изъяты>% от рыночной стоимости данного земельного участка составляющей <данные изъяты> рубль, определенной в отчете № 17-Р/252 от 03.05.2017 года по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, поскольку истец в установленном порядке обратился в администрацию муниципального образования Нюксенское с заявлением о предоставлении земельного участка, схема расположения земельного участка утверждена, истцом Прокопьевым С.А. за свой счет проведены кадастровые работы по земельному участку, инициирована необходимость проведения рыночной оценки земельного участка. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровой стоимости земельного участка лишает Прокопьева С.А. права приобретения данного земельного участка в собственность, полномочный орган лишен возможности самостоятельно определить стоимость земельного участка, при этом установление цены земельного участка судом, предоставит истцу возможность реализации прав покупателя, для пользования земельным участком в соответствии с разрешенным видом его использования.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым абзацы 3 и 4 пункта 2 ст. 3.3 изложены в новой редакции.
С учетом изменения законодательства, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Судом установлено, что Комитет по управлению имуществом администрации Нюксенского муниципального района является структурным подразделением – органом администрации района с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации Нюксенского муниципального района от 19.12.2016 года № 281.
Изложенное позволяет сделать вывод, что в связи с изменениями законодательства, администрация муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области не может нести ответственность по заявленным исковым требованиям Прокопьева С.А., является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем суд полагает возможным администрацию муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от ответственности освободить.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Прокопьева С.А. о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка подлежат удовлетворению. На Комитет по управлению имуществом Нюксенского муниципального района следует возложить обязанность заключить с Прокопьевым С.А. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокопьева С.А. удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению имуществом администрации Нюксенского муниципального района Вологодской области заключить с Прокопьевым С.А. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> при его продаже без проведения торгов, установив стоимость земельного участка равную <данные изъяты>% от рыночной стоимости данного земельного участка составляющей <данные изъяты> рубль, определенной в отчете № 17-Р/252 от 03.05.2017 года по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Составление мотивированного решения отложить до 14 июля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Нюксенский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья Н.И. Арсентьев