Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1690/2019 ~ М-1288/2019 от 22.05.2019

Дело № 2-1690/2019г. КОПИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 августа 2019 года г. Пермь,

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Гладких Н.В.,

при секретаре Юхимчук Ж.А.,

с участием истцов Ждановой А.В., Жданова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ждановой А.В., Жданова В.В. к ответчику администрации Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края, о сохранении и узаконивании переустройства в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились к ответчику Администрации Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края с иском о сохранении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в переустроенном состоянии (установлено газовое отопление).

В обоснование предъявленного требования истцы указали, что они являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было приобретено ими на основании договора купли – продажи от 20 марта 2018 года. В 2008 году бывший собственник жилого помещения произвёл переоборудование системы отопления с целью перехода на индивидуальное (газовое) отопление квартиры. Работы по переоборудованию были произведены на основании проекта, разработанного Обществом с ограниченной ответственностью «Спецмонтажпроект», запуск газового отопления был согласован с уполномоченными организациями. Согласно заключению комиссии технического осмотра от 19 мая 2009 года не имеется нарушений циркуляции общей системы отопления в доме в связи с переоборудованием жилого помещения, лежанка отопления в квартире находится в теплоизолированном состоянии. При таком положении жилое помещение может быть сохранено в переустроенном состоянии, поскольку таким переустройство не нарушаются права и законные интересы граждан, не создаётся угроза жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании истцы Жданова А.В. и Жданов В.В. просили об удовлетворении предъявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Администрация Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края не направила представителя в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела без участия её представителя.

Третье лицо Инспекция Государственного жилищного надзора Пермского края не направила представителя в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства.

Суд, выслушав объяснения истцов, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу частей 4 – 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с соглашением о передаче полномочий по решению отдельных вопросов местного значения в области жилищных правоотношений от 28 декабря 2017 года № 112 и дополнительным соглашением к нему от 22 февраля 2018 года Муниципальное образование «Савинское сельское поселение» поручило Муниципальному образованию «Пермский муниципальный район» (Исполнителю) готовить документы по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений, в том числе подготовку актов приёмочной комиссии; до 22 февраля 2018 года указанное поручение подлежит исполнению МКУ «Управление градостроительства Пермского муниципального района»; с 22 февраля 2018 года исполнение указанной обязанности возложено на МКУ «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» (л.д.53-60).

Из акта приёмки законченного строительством внутри домового газового оборудования от 08 февраля 2008 года и акта от 09 октября 2009 года, составленного работниками управляющей организации в присутствии владельца квартиры М.., в жилом помещении по адресу: <адрес>, выполнены работы по установке индивидуального газового котла для горячего водоснабжения и отопления; нарушение системы отопления в жилом доме отсутствует (л.д.20-21).

По состоянию на 10 октября 2008 года дымоходы для отвода продуктов сгорания газа в квартире в жилом доме по адресу: <адрес> пригодны для эксплуатации, что следует из акта обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов (л.д.45).

Согласно договору купли – продажи от 20 марта 2018 года и выписке из Единого государственного реестре недвижимости, Жданова А.В. и Жданов В.В. (Покупатели) приобрели у М. в общую совместную собственность квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый ), расположенную на втором этаже по адресу: <адрес>; право собственности на данный объект зарегистрировано за Покупателями в Едином государственном реестре недвижимости (л.д.22-33).

Из договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования от 18 октября 2018 года и договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан от 22 октября 2018 года следует, что в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, поставляется газ, используемый для отопления (обогрева) жилого помещения, нагрева воды и приготовления пищи (л.д.13-18).

Согласно техническому паспорту жилого помещения, выполненному ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» по состоянию на 06 марта 2019 года, в жилом помещении в виде квартиры , находящемся на втором этаже жилого дома по адресу: <адрес>, отопление и горячее водоснабжение осуществляется от газового котла заводского изготовления; произведена самовольная перепланировка помещений 4, 5 (кухни и коридора) в данной квартире, а также самовольное переустройство помещений 4, 6 (кухни и санузла) в указанной квартире (л.д.5-8).

Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» сообщило о том, что собственники жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, не обращались в организацию за получением разрешения на переоборудование системы отопления и системы горячего водоснабжения.

Из акта обследования от 01 февраля 2019 года и сообщения Администрации Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края, уведомления от 14 февраля 2019 года № 2 следует, что 01 февраля 2019 года комиссия в составе представителей Администрации Савинского сельского поселения, МКУ «Управление стратегического развития <адрес>», управляющей организации Общества с ограниченной ответственностью «Дирекция единого заказчика» провела обследование квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в присутствии её собственника. В результате обследования установлено, что в жилом помещении выполнено переустройство системы отопления и горячего водоснабжения жилого многоквартирного дома, в квартире установлен индивидуальный источник тепловой энергии, обеспечивающий отопление и горячее водоснабжение квартиры. Трубы системы центрального теплоснабжения, проходящие в квартире, изолированы утеплителем, радиаторы отопления отключены от централизованной системы теплоснабжения и подключены к индивидуальному газовому двухконтурному котлу; на трубах системы горячего водоснабжения поставлена заглушка; указанное переустройство системы отопления и горячего водоснабжения произведённое бывшим собственником жилого помещения М.., является незаконным и самовольным, поскольку оно осуществлено при отсутствии решения органа местного самоуправления о согласовании переустройства жилого помещения (в период с 2006 года по 2018 года владельцы жилого помещения не обращались в уполномоченные органы с заявлениями о переустройстве системы отопления жилого помещения). В связи с данным обстоятельством собственники квартиры уведомлены о необходимости приведения самовольно перепланированного и перестроенного жилого помещения в прежнее состояние в течение шести месяцев (л.д.19, 48-49, 61-63).

Указанные обстоятельства подтверждаются актом от 04 марта 2019 года и определениями об отказе в возбуждении дела об административного правонарушения от 18 апреля 2019 года № 725 и № 726 Инспекции Государственного жилищного надзора Пермского края.

Из вышеуказанных определений № 725 и № 726 следует, что не установлено, что именно Ждановы произвели работы по самовольному переустройству системы отопления и горячего водоснабжения в квартире, поэтому в отношении этих лиц в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано. Тем не менее, Инспекцией установлено, что согласно техническому паспорту жилого помещения по состоянию на 02.07.2001 года система отопления и горячего водоснабжения в квартире центральная; документов на переустройство системы отопления и горячего водоснабжения не представлено; данное правонарушение квалифицируется по ч.1 ст.7.21 КоАП РФ порча жилых домов, жилым помещения, а равно порча их оборудования, самовольное переустройство и (или)перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению.

Из сообщения Управления архитектуры и градостроительства Администрации Пермского муниципального района от 16 июля 2019 года следует, что Жданова А.В. и Жданов В.В. обращались с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения, находящегося в их собственности, данное заявление рассмотрено, заявителям отказано в согласовании переустройства жилого помещения по причине того, что законом предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Оценивая полученные доказательства, суд находит, что до осуществления переустройства жилого помещения посредством замены инженерных сетей и оборудования (установки газового оборудования для отопления и горячего водоснабжения жилого помещения), соответствующее согласование переустройства жилого помещения не получалось в порядке, установленном законом, последующее обращение заинтересованных лиц в согласовании переустройства жилого помещения отклонено.

Истцы не представили доказательства обжалования отказа в согласовании переустройства жилого помещения в судебном порядке и удовлетворения их соответствующего требования.

При таком положении в силу части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществлённое переустройство помещения в многоквартирном доме является самовольным как проведенное при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса.

Согласно части 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

На основании пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Пунктами 1.7.2 и 1.7.3 указанных Правил предусмотрены обстоятельства, при которых перепланировка недопустима: нарушение прочности или разрушение несущих конструкций здания, нарушение в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшение сохранности и внешнего вида фасадов, нарушение противопожарных устройств, ухудшение условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, действовавшими до 31 августа 2012 года.

Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Суд полагает, что данная правовая норма подлежит применению к возникшим правоотношениям, поскольку с вопросом о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии истцы обратились после вступления закона в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Подпункт «а» пункта 53 ранее действующих Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307, также запрещал потребителю вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Следовательно, доводы истцов о том, что переоборудование квартиры на индивидуальное теплоснабжение было осуществлено до вступления закона в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», поэтому указанные нормы не могут к ним применяться, не состоятельны.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Истцы не представили доказательства возможности перехода на отопление жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (схему теплоснабжения жилого дома).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20.12.2018г. № 46-П исходил из того, что переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домов с использованием индивидуальных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.

Таким образом, само по себе введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при которых не обеспечивается соблюдение нормативно-установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинение ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например их промерзание или отсыревание по причине отключения или снижения параметров работы индивидуального отопительного оборудования в период временного отсутствия проживающих в жилом помещении лиц и т.п.).

Между тем, оценивая представленное истцами заключение эксперта Автономной некоммерческой организации «Союзэкспертиза – Пермь» при Пермской торгово – промышленной палате ФИО9 от 22 июля 2019 года № СН-67, суд находит, что данное заключение не свидетельствует в полной мере об отсутствии угрозы жизни или здоровью граждан осуществлённым переустройством жилого помещения в части установки в нем газового отопления, поскольку в данном заключении сделан вывод о соответствии выполненных строительно- монтажных работ требованиям безопасности по состоянию на 2009 год, данное заключение не содержит каких-либо выводов относительно возможности перехода на отопление жилого помещения истцов с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии в соответствии со схемой теплоснабжения всего дома, учитывая, что схема теплоснабжения многоквартирного дома, проектная документация в отношении многоквартирного дома, внутридомовые системы многоквартирного дома не обследовались, специалист обследовал лишь квартиру истца и расположенное в ней оборудование, а также части системы отопления и газоснабжения, расположенные в квартире истцов (раздел 2.3 заключения); заключение не содержит сведений (расчеты) о влиянии такого переоборудования на сохранение теплового режима в многоквартирном жилом доме, и систему централизованного отопления в целом, а также оценки такого влияния лицом, согласовавшим переоборудование. При этом бремя доказывания соответствия произведенного переустройства установленным нормам и правилам, а также сохранение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, энергетической эффективности, отсутствия нарушения теплового баланса и гидравлического режима внутридомовой системы теплоснабжения лежит на истцах, как собственниках жилого помещения, в котором осуществлено его переустройство.

Кроме того, наличие разрешительных документов на оборудование индивидуального отопления в квартире истцов не свидетельствует о законности демонтажа части внутридомовой системы теплоснабжения; дом, в котором находится квартира истцов является многоквартирным, жилое помещение истцов не является зданием, строением или иным объектом капитального строительства, а только составной его частью.

При таком положении, принимая во внимание, что объектом исследования являлась только квартира истцов, то вывод специалиста в той части, что переустройство квартиры истца не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в жилом доме, то есть, не нарушает права и интересы других собственников помещений в доме, не может быть признан обоснованным.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцами не представлены доказательства отсутствия нарушения прав и законных интересов граждан, отсутствие угрозы их жизни или здоровью, учитывая, что законодательством установлен прямой запрет на переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепла.

В силу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно статье 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех её участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Суд считает, что с учётом функционального назначения инженерных коммуникаций, находящиеся в жилом помещении многоквартирного жилого дома трубопроводы отопления (стояки) служат не только для обогрева одного помещения, но также и для перемещения теплоносителя по системе отопления дома в другие его помещения, соответственно, данные элементы системы отопления предназначены для обслуживания более одной квартиры, что позволяет их отнести к составу общего имущества многоквартирного дома.

Поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, то на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Доказательства получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на отключение квартиры от центральной системы отопления истцами не представлены.

При таком положении, учитывая, что доказательства отсутствия нарушения прав и законных интересов граждан, отсутствие угрозы их жизни или здоровью не представлены, и не представлено достаточных и достоверных доказательств того, что переустройство системы внутриквартирного источника отопления произведено с соблюдением нормативных требований, обеспечивающих надежность теплоснабжения в соответствие с требованиями технических регламентов и с учетом системы централизованного теплоснабжения, суд не находит правовых оснований для принятия решения о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Ждановой А.В., Жданова В.В. о сохранении и узаконивании переустройства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> виде устройства газового отопления, оставить без удовлетворения.

    На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

    Судья     Пермского районного суда (подпись) Гладких Н.В.

СПРАВКА

Мотивированное решение составлено 06 августа 2019года.

Судья     Пермского районного суда (подпись) Гладких Н.В.

Копия верна:

Судья Н.В. Гладких

Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2- /2019

Пермского районного суда Пермского края.

УИД: 59RS0008-01-2019-001774-07

2-1690/2019 ~ М-1288/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Жданов Владимир Владимирович
Жданова Анастасия Викторовна
Ответчики
Администрация Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края
Другие
Инспекция государственного жилищного надзора по Пермскому краю
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Гладких Надежда Васильевна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
22.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2019Передача материалов судье
27.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.07.2019Предварительное судебное заседание
23.07.2019Судебное заседание
01.08.2019Судебное заседание
06.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2020Дело оформлено
10.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее