РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 июля 2021 года адрес
Октябрьский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО13,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-3191/2021 по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к ФИО10 ФИО10 внутригородского района адрес, ФИО10 внутригородского района г.о. Самара о признании незаконным отказа в заключении соглашения, обязании заключить соглашение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 обратились в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что административными истцами в апреле 2021 г. на имя ФИО10 ФИО10 внутригородского района г.о. Самара было подано заявление о заключении соглашения по содержанию и благоустройству тупикового внутридворового проезда и прилегающей к нему территории, с приложение пакета документов. дата административными истцами получен ответ ФИО10 ФИО10 внутригородского района г.о. Самара №...-обр. об отсутствии основания для заключения соглашения по содержанию и благоустройству тупикового внутриквартального проезда, в связи с тем, что автомобильная дорога внутриквартального проезда не является предметом соглашения. Также, в ответе указано, что Правилами благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных Решением Думы г.о. Самара 08.08.2019г. №..., предусмотрено, что определение границ прилегающих территорий для индивидуальных жилых домов – 10 м, а со стороны въезда (входа) - до автомобильной дороги, внутриквартального проезда. С данным ответом ФИО10 ФИО10 внутригородского района г.о. Самара административные истцы не согласны. Согласно ответа департамента городского хозяйства и экологии ФИО12 г.о. Самара от 18.06.2019г. №...-обр. ответственным лицом за благоустройство внутриквартальной территории является ФИО10 внутригородского района г.о. Самара. Однако, данная обязанность ФИО10 внутригородского района г.о. Самара на протяжении более 5 лет не выполняется, благоустройство данной территории не проводится, денежные средства в бюджет района на указанные цели не заложены. В результате бездействия органа исполнительной власти данная территория захламлена мусором, имеют место несанкционированные мусорные свалки, какое-либо благоустройство отсутствует, дорога находится в непригодном для эксплуатации состоянии. Собственниками земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на данной территории дата было проведено общее собрание, на котором принято решение о принятии обязательств по содержанию, благоустройству внутридворового тупикового проезда. Таким образом, административные истцы полагают, что ими соблюдены требования Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных Решением Думы г.о.Самара 08.08.2019г. №..., в части соответствия целей и задач, установленных данными Правилами. Согласно ответа департамента городского хозяйства и экологии ФИО12 г.о. Самара от дата №...-обр. данный проезд не является автомобильной дорогой местного значения, внутриквартальным проездом, не отнесен органами исполнительной власти муниципалитета к какой-либо категории, а также и не включен в Перечень автомобильных дорог местного значения. адрес является тупиковым, фактически построен двумя физическими лицами ФИО5 и ФИО6, как подъездной путь к своему жилому дому и гаражу. Содержание, благоустройство, ремонт проезда осуществляется силами собственников жилых домов и гаражей, расположенных на данной территории. Таким образом, ссылка в письме ФИО10 ФИО10 внутригородского района г.о. Самара ФИО14 на то, что предметом соглашения не может быть автомобильная дорога и внутриквартальный проезд является не состоятельной. Административными истцами была заказана карта-схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и приложена к соглашению. Данная схема содержит все необходимые сведения. Кроме того, административные истцы полагают, что ФИО12 внутригородских районов с учетом имеющихся у них сведений о зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках, расположенных в муниципальном образовании, вправе самостоятельно направлять собственникам и (или) законным владельцам указанных объектов либо уполномоченным лицам проект соглашения с приложением к нему карты-схемы. Таким образом, ссылка в ответе ФИО10 ФИО10 внутригородского района г.о. Самара ФИО14 на определение границ прилегающих территорий исходя из норматива ИЖС, также не состоятельна. Также административные истцы полагают, что отказ в заключении соглашения по содержанию и благоустройству тупикового внутридворового проезда и прилегающей к нему территории не предусмотрен. На основании изложенного, административные истцы просят суд: признать незаконным отказ ФИО10 ФИО10 внутригородского района г.о. Самара ФИО14 от дата №...-обр.; обязать ФИО10 ФИО10 внутригородского района г.о. Самара ФИО14 заключить соглашение с собственниками жилых домов и нежилых помещений по содержанию и благоустройству тупикового внутридворового проезда и прилегающей к нему территории, на согласованных общим собранием условиях.
Протокольным определением суда от дата к участию в деле в качестве административного ответчика к участию в деле привлечена ФИО10 внутригородского района г.о. Самара.
В судебное заседание административные истцы ФИО2 (являющаяся представителем административных истцов ФИО3, ФИО1, ФИО4), ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, представитель административного истца ФИО3 – ФИО15 в судебном заседании поддержали требования административного иска в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и в возражениях на пояснения административного ответчика.
Представитель административного ответчика ФИО10 внутригородского района г.о. Самара – ФИО16 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска по основаниям, изложенным в пояснениях и дополнительных пояснениях.
Административный истец ФИО9, административный ответчик ФИО10 ФИО10 внутригородского района адрес в судебное заседание не явились, извещены о дате судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что протоколом от дата общего собрания собственников (арендаторов) индивидуальных жилищных строений, земельных участков и нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес, проведено общее собрание, на котором приняты решения по следующим вопросам:
- о принятии обязательств по содержанию, благоустройству внутридворового тупикового проезда, не относящемся к какой-либо категории дороги, не стоящей на учете в ФИО12 г.о. Самара, не ограничивающей проезд автотранспорта по адрес, расположенного между индивидуальными жилыми домами, по адресу: адрес – берег адрес нежилым помещениям пункта проката пляжного инвентаря и прилегающей к нему территории, а также установке на въезде одного ограждающего устройства, регулирующего въезд и выезд;
- утверждение порядка въезда и проезда по внутридворовому тупиковому проезду;
- выбор лица, уполномоченного на представление интересов собственников (арендаторов) индивидуальных жилых домов и земельных участков по вопросам, связанным с оформлением документации в исполнительных органах ФИО12 г.о. Самара и установкой одного, ограждающего проезд автотранспорта, устройства.
Судом установлено, что в адрес ФИО10 внутригородского района адрес – ФИО14 от уполномоченного представителя собственников индивидуальных частных домов, земельных участков и нежилых помещений – ФИО1 поступило обращение о заключении соглашения по содержанию и благоустройству внутриквартального проезда, расположенного между индивидуальными жилыми домами №... и №... по адрес в ФИО10 внутригородском районе г.о. Самара.
Из проекта соглашения от 2021 г. о принятии обязательств по содержанию и благоустройству тупикового внутридворового проезда, не относящегося к категории дорог общего пользования и прилегающей к нему территории следует, что предметом соглашения является сотрудничество сторон (ФИО10 внутригородского района г.о. Самара и собственниками индивидуальных жилых домов, земельных участков и нежилых помещений пункта проката пляжного инвентаря, расположенных по адресу: адрес, Берег адрес, 3-я Просека) по содержанию и благоустройству территории, являющейся тупиковым внутридворовым проездом, не относящимся к категории дорог общего пользования, расположенным между индивидуальными жилыми домами по адрес – берег адрес нежилым помещениям пункта проката пляжного инвентаря, прилегающей к нему территории и установке ограничивающего проезд автотранспортных средств, устройства.
Из материалов дела следует, что дата ФИО10 внутригородского района адрес – ФИО14 вышеуказанное обращение рассмотрено с указанием, что основания для заключения соглашения по содержанию и благоустройству тупикового внутриквартального проезда отсутствуют. Согласно ответу от дата №...-обр. на обращение определение границ прилегающих территорий для индивидуальных жилых домов – 10 м, а со стороны въезда (входа) – до автомобильной дороги, внутриквартального проезда. Автомобильная дорога, внутриквартальный проезд не являются предметом соглашения.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ предусмотрен перечень юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, которые могут создаваться в предусмотренных законом организационно-правовых формах.
Согласно п. 2 ч. 2, ч. 3 и ч. 4 ст. 136 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов. Решения об избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе одного из собственников жилых домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общем собрании собственников жилых домов большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников жилых домов. Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц. К товариществу собственников жилья, созданному в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи, применяются требования, установленные применительно к товариществу собственников жилья, созданному в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если иное не вытекает из особенностей отношений в товариществе, созданном собственниками нескольких жилых домов.
Согласно разъяснениям, из п. 103 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и т.д.), решения собраний кредиторов, а также комитета кредиторов при банкротстве, решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании, решения участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, административные истцы не являются членами какой-либо организации (СНТ, ТСЖ, ЖСК и т.п.), не зарегистрированы в установленном законом порядке, как единое юридическое лицо. Кроме того, административными истцами не представлено доказательств на представление интересов собственников индивидуальных частных домов, земельных участков и нежилых помещений в качестве уполномоченного представителя – ФИО1
В силу п 6. ст. 2 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от дата №... (далее - Правила благоустройства), определено понятие внутриквартальный проезд - объект благоустройства территории внутригородских районов, предназначенный для проезда транспортных средств от автомобильных дорог общего пользования к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам (в данном случае проход (проезд) к месту общего пользования - пляжу).
Согласно пункту 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от дата N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №...-Ф3) правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в частности, вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, границы прилегающих территорий определяются в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации
В соответствии с изложенным, порядок определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в адрес регламентируется адрес от дата N 48-ГД "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в адрес" (далее - Закон №...-ГД).
Способы установления границ прилегающей территории определены в статье 5 Закона №...-ГД, а также регламентированы Правилами благоустройства.
В соответствии с п 4 ст. 4 Правил благоустройства границы прилегающей территории определяются в периметре, образуемом путем отступа в метрах от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения: для индивидуальных жилых домов - 10 м, а со стороны въезда (входа) - до автомобильной дороги, внутриквартального проезда.
Определенные согласно пункту 4 статьи 4 Правил благоустройства территории включают в себя тротуары, дворовые территории, зеленые насаждения, газоны и иные объекты благоустройства, но ограничиваются полосой отвода автомобильной дороги, внутриквартальным проездом, границей прилегающей территории другого юридического, физического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п 10. ст. 4 Правил благоустройства ФИО12 внутригородских районов определяют порядок заключения соглашений и внесения в них изменений.
В силу п. 12 ст. 1 ГрК РФ на придомовых и прилегающих территориях (в том числе на внутриквартальных проездах) запрещается самовольная установка железобетонных блоков и плит, столбов, ограждений, шлагбаумов, цепей, объектов, сооружений и других устройств, перекрывающих проезд автотранспорта.
Постановлением ФИО12 городского округа Самара от дата №... «О мероприятиях по обеспечению безопасности людей на водных объектах общего пользования на территории городского округа Самара, охране их жизни и здоровья в 2021 году» определены территории пляжей, общегородского значения, куда входит пляж реки Волги, спуск по адрес (п. 5 Приложения №...).
Согласно п. 8 ст. 6 Правил благоустройства на придомовых и прилегающих территориях (в том числе на внутриквартальных проездах) запрещается самовольная установка железобетонных блоков и плит, столбов, ограждений, шлагбаумов, цепей, объектов, сооружений и других устройств, перекрывающих проезд автотранспорта.
Таким образом, в представленном административными истцами в ФИО10 внутригородского района г.о. Самара проекте «соглашения» речь идет не о благоустройстве и озеленении территории, а об установке ограничивающего проезд устройства, что может повлечь за собой ограничение доступа обслуживающей данную территорию организаций, специальной техники и населения на береговую территорию и городской пляж.
Учитывая вышеизложенное, административными истцами не представлено обоснованных оснований для удовлетворения их требований, поскольку их доводы опровергаются материалами дела.
Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, в соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований административных истцов не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к ФИО10 ФИО10 внутригородского района адрес, ФИО10 внутригородского района г.о. Самара о признании незаконным отказа в заключении соглашения, обязании заключить соглашение - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд адрес в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено дата
Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев
Копия верна.
Судья: Секретарь: