дело № 2-801/2020
УИД № 24RS0054-01-2020-000787-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2020 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Френдака Р.В.,
при секретаре Михеевой Д.Г.,
с участием представителя истца Ахмедзяновой Р.Р. - Духаниной Д.Л., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края - Манакова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахмедзяновой Раузы Рафиковны к администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края о признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения и о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Ахмедзянова Р.Р. обратилась в суд с иском к администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края о признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения и о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. Требования мотивированы тем, чтооднокомнатная квартира с кадастровым № общей площадью 22,3 кв.м., расположенная по адресу<адрес>, была предоставлена истцу в наем по говору найма служебного жилого помещения № от 10.02.2016. Получив право на проживание, истец совместно со своей дочерью Н.К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вселились в указанную квартиру и зарегистрировались по месту жительства, где проживают в настоящее время. Прав на другое имущество истец не имеет, в приватизации ранее не участвовала. Ахмедзянова Р.Р. обращалась к ответчику с заявлением о намерении приватизировать жилье. Ответчик направил в адрес истца отказ, основанный на п. 2.10 Административного регламента: несоблюдение предусмотренных в ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» условий передачи жилых помещений в собственность граждан, а именно - невозможность приватизации служебного жилья. Однако, согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42, указанная квартира не отнесена к определенному виду жилых помещений и не имеет статуса служебной, о чём указывают сведения, содержащиеся в едином государственном реестре недвижимости. Также, об этом свидетельствует п. 1 договора найма от 10.02.2016г. №, в котором указано: «Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности...». Отказ в приватизации ответчик также связывает с тем, что спорное жильё находится на территории Закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). Но п. 1 ст. 8 Закона РФ от 14.07.1992г. №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» предусматривает право на приобретение в собственность недвижимого имущества, находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, гражданами РФ работающими на данной территории на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок, и гражданами, постоянно проживающими и получившими разрешение на постоянное проживание не территории ЗАТО. Так как истец проживает с постоянной регистрацией на территории ЗАТО с 19.02.2016 и работает в КГБУЗ «ГБ ЗАТО Солнечный» (трудовой договор заключен на неопределенный срок), то она попадаю под категорию граждан, указанную в Законе. На основании требований ст. 49 Жилищного кодекса РФ жильё муниципального либо государственного фонда предоставляется по соглашению социального найма или по ордеру. Однако наймодатель (ответчик) заключил с истцом договор найма служебного жилого помещения, обозначив невозможность приватизации данного жилья, чем нарушил требования жилищного законодательства РФ и тем самым ввел меня в заблуждение. На основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» осуществить передачу жилой недвижимости в собственность гражданам могут уполномоченные собственники, местные органы самоуправления и унитарные предприятия, которые имеют в хозяйствовании жилищный фонд, государственные (муниципальные) организации, казённые предприятия, имеющие жилищный фонд в оперативном управлении. Наниматели жилья таких фондов, арендующие его на условиях социального найма, имеют право рассчитывать на приобретение этого жилья в собственность по согласию членов семьи, проживающих с претендентом. Проживающая совместно с истцом дочь от участия в приватизации квартиры отказалась, так как уже ранее участвовала в приватизации. Руководствуясь ст. 131-133 ГПК РФ ст. 1, 2, 4, 6, 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 12, 217, 218 ГК РФ, истец просит признать отказ администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края в приватизации жилого помещения недействительным; признать за Ахмедзяновой Раузой Рафиковной право собственности на <адрес> общей площадью 22,3 кв.м., в порядке приватизации; указать в решении суда, что оно является основанием для государственной регистрации права на недвижимое имущество по <адрес>
Истец Ахмедзянова Р.Р. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. От Ахмедзяновой Р.Р. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца Ахмедзяновой Р.Р. - Духанина Д.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации ЗАТО п. Солнечный Манаков А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что <адрес> является служебным жилым помещением. Статус служебного жилого помещения присвоен указанному жилому помещению 20.01.2016, то есть до его предоставления истцу 08.02.2016. На основании чего просит в удовлетворении исковых требований Ахмедзяновой Р.Р. отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которым установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Судом установлено, что на основании постановления администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края № 073-п от 8 февраля 2016 года Ахмедзяновой Раузе Рафиковне, как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении было предоставлено служебное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по <адрес>. Условия предоставления спорного жилого помещения Ахмедзяновой Р.Р. не оспаривались.
10 февраля 2016 года между ЗАТО п. Солнечный Красноярского края (наймодатель) и Ахмедзяновой Раузой Рафиковной (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещщения №С.
Согласно п.п. 1, 2 указанного договора наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из квартиры общей площадью 22,3 кв.м., расположенное в <адрес> для временного проживания в нем в связи с работой в КГБУЗ «ГБ ЗАТО Солнечный». Указанный договор заключается на время трудовых отношений (п. 5 договора).
Как следует из выписки из домовой книги от 15 июля 2020 года в квартире, расположенной по <адрес>, с 19 февраля 2016 года зарегистрированы Ахмедзянова Рауза Рафиковна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Н.К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, установлено, что спорная квартира предоставлена Ахмедзяновой Р.Р. в качестве служебного жилого помещения в связи с работой в КГБУЗ «ГБ ЗАТО Солнечный», что самим истцом не отрицается. На момент предоставления жилого помещения и в настоящее время истец работает в КГБУЗ «ГБ ЗАТО Солнечный Красноярского края», что подтверждается справкой из КГБУЗ «ГБ ЗАТО Солнечный Красноярского края». Сведений об изменении правового режима квартиры в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных помещений, истцом не представлено. Истец со своей дочерью продолжают проживать и быть зарегистрированными в указанной квартире.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается, в том числе, на период трудовых отношений. Прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Доводы истца о том, что спорная квартира служебной не является, поскольку в Едином государственном реестре отсутствуют соответствующие сведения, суд считает ошибочными, так как они основаны на неверном применении норм материального права. Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ N 1301 от 13.10.1997, предусматривает технический, официальный статистический и бухгалтерский учет жилищного фонда в РФ. Требований о государственной регистрации жилищного фонда в качестве специализированного нормативные акты не содержат.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42.
Абзацем 3 пункта 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42, предусмотрено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения, таким образом, следует, что направление такого решения носит уведомительный характер.
Кроме того, согласно п. 12 данных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации,утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301 государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Из содержания приведенных выше норм материального права следует, что обязательным признаком служебного жилого помещения является наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных. Таким образом, отнесение жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, к разряду специализированного жилищного фонда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации государственной регистрации не подлежит.
Кроме того, довод истца о том, что спорная квартира не является служебной, так как согласно п. 1 договора найма от 10.02.2016 № 2191С наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находяещеся в муниципальной собственности, не исключает факт того, что квартира является служебной.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 21.01.2020 следует, что квартира с кадастровым № общей площадью 23,1 кв.м., расположенная по <адрес>, на праве собственности принадлежит муниципальному образованию ЗАТО п. Солнечный с 7 ноября 2006 года.
На основании Постановления администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края № 024-п от 20 января 2016 года, квартира, расположенная по адресу<адрес>, отнесена к числу служебных квартир в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26 января 2006 года «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ).
В соответствии с абзацем 3 пункта 14 Правил № 42 решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
В соответствии с приведенными положениями Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и п. 2 ст. 92 ЖК РФ, направление решения о включении жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда в орган, регистрирующий права на недвижимое имущество и сделки с ним, равно как и заявителю в трехдневный срок, не является юридически значимым для целей придания или не придания жилому помещению статуса специализированного.
Учитывая, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, отнесение жилого помещения к специализированному фонду не порождает указанных юридических фактов, т.е. отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как отнесенного к специализированному фонду не может свидетельствовать о недействительности его нахождения в специализированном жилом фонде.
Таким образом, направление указанного решения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носит уведомительный характер.
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма специализированного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
С учетом изложенного подлежат отклонению доводы истца о том, что отсутствие в ЕГРП сведений о регистрации жилого помещения в качестве служебного свидетельствует о том, что такое жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится и может быть предоставлено по договору социального найма, как основанные на неверном толковании норм материального права.
При заключении договора найма служебного жилого помещения № от 10.02.2016 Ахмедзянова Р.Р. располагала информацией, что предоставляемое ей жилье является служебным, что подтверждается как самим договором, так и собственноручно написанным заявлением о согласии на вселение в предоставляемую служебную квартиру.
Учитывая, что статус служебного жилья присвоен спорной квартире 20 января 2016 года до предоставления её истцу 10 февраля 2016 года, жилое помещение было предоставлено истцу и членам ее семьи по договору найма служебного жилого помещения и является служебным жильем, истцу в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ахмедзяновой Раузе Рафиковне к администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края о признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения и о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Р.В. Фрнедак
Мотивированное решение изготовлено и подписано 28 октября 2020 года.