2-1842/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2018 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Тудияровой С.В., при секретаре Нурдиновой Г.М., с участием адвоката Батуринец И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова А. Г. к администрации г.Димитровграда, Кузнецову Н. Г., Кузнецовой Н. Г., Кузнецовой О. Н. о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов А.Г. обратился в суд с названным иском к администрации г.Димитровграда, в обоснование иска указав, что он является сыном К*, умершей 27 мая 2010 года. После смерти матери открылось наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. К* купила неоконченный строительством жилой дом в 1987 году, построила жилой дом, в результате чего площадь дома увеличилась. При жизни его мать надлежащим образом не оформила документы на дом. После смерти матери он вступил в наследство. Однако нотариусом ему только было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на земельный участок, площадью 332 кв.м. В выдаче свидетельства на дом ему было отказано по причине того, что в домовой книге указано, что дом его мать приобрела у С* согласно справке БТИ размером 24 кв.м, а уже на ее имя в БТИ зарегистрирован дом размером 31 кв.м. При предоставлении в нотариальную контору технического паспорта на жилой дом по состоянию на 7 декабря 2017 года оказалось, что общая площадь жилого дома составляет 87 кв.м, литер А - не сдано в эксплуатацию, литер А1, А2 – разрешение на строительство не предъявлено. Согласно разрешения, выданного Димитровградским городским Советом народных депутатов Отдела по делам строительства и архитектуры, К* с июня 1988 года разрешено строительство кирпичной пристройки и сарая на земельном участке <адрес>.
Просил признать за ним право собственности на домовладение, расположенное по адресу <адрес>, согласно техническому паспорту по состоянию на 07.12.2017, в порядке наследования после смерти К*, умершей 27 мая 2010 года.
В судебном заседании истец Кузнецов А.Г. поддержал заявленные требования, дав пояснения аналогичные изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что спорные строения были возведены при жизни его матерью К*, после смерти которой он, являясь наследником на имущество матери по завещанию, обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако, нотариус не выдала ему документы на наследство в виде дома с принадлежностями по <адрес>, т.к. данное имущество не было оформлено матерью в установленном законом порядке. Просил иск удовлетворить.
Представитель истца Кузнецова А.Г. адвокат Батуринец И.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что жилой дом находится в состоянии, в котором находился на момент смерти К* Просила иск удовлетворить.
Ответчик Кузнецова О.Н. в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что она является женой Кузнецова А.Г. Сначала К* составила завещание на нее, затем на своего сына Кузнецова А.Г.
Ответчики Кузнецов Н.Г., Кузнецова Н.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования признают.
Представители ответчика администрации г.Димитровграда, третьего лица комитета по управлению имуществом г.Димитровграда не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От представителя третьего лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии сч.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как установлено в судебном заседании К* на основании договора купли-продажи от 06.05.1987 принадлежал неоконченный строительством жилой дом по <адрес>.
В период владения домом К* возвела на земельном участке по <адрес> жилой дом с принадлежностями (пристрои, веранда, баня, навесы, крытый двор, уборная, ворота, забор), что также подтверждается инвентарным делом. Однако, при жизни наследодатель не узаконила данные постройки в установленном законом порядке.
К* умерла 27.05.2010.
Как следует из наследственного дела К* после ее смерти наследниками по закону являются Кузнецов А.Г., Кузнецов Н.Г., Кузнецова Н.Г., Кузнецова Н.Г. отказалась от причитающейся ей доли наследства. Наследником по завещанию является Кузнецов А.Г.
20.10.2017 года нотариусом Кузнецову А.Г. было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию. Наследство, на которое выдано указанное свидетельство, состоит из права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, площадью 332 кв.м., по адресу: <адрес>.
Право собственности на указанное наследственное имущество жилой дом с принадлежностями им не было зарегистрировано в установленном законом порядке в связи с тем, что при жизни наследодатель не узаконила постройки в установленном законом порядке.
Из заключения строительно – технической экспертизы №* от 11.09.2018 следует, что дом с принадлежностями, расположенный по адресу: <адрес> соответствует нормам СНиП, градостроительным и противопожарным нормам за исключением:
- п.6.7 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*» в части недостаточного отступа от границы соседнего земельного участка. Данное несоответствие можно считать малозначительным, т.к. имеется устройство организованного водостока с крыши жилого дома (в сторону улицы или собственного земельного участка).
- п.4.3 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно – планировочным и конструктивным решениям» в части недостаточных противопожарных расстояний между жилыми домами. Данное несоответствие можно считать малозначительным, т.к. расположение строений по <адрес> имеет сложившийся характер. Положение жилого дома (лит.А) по <адрес> неизменно с 1981 г., а возведенные к нему пристрои (лит.А1, А2), веранда (лит.а), навес (лит.Г2) в дальнейшем существенно не изменили ситуацию (пристроены к задней стенке жилого дома или установлены по одной линии с домом). Пристроенный к жилому дому №* навес (лит.Г3) выполнен из негорючих материалов (профлист, металлические стойки) и не способствует распространению горения.
- п.5.39 МДС 40-2.2000 «Пособие по проектированию автономных инженерных систем одноквартирных и блокированных жилых домов (водоснабжение, канализация, теплоснабжение и вентиляция, газоснабжение, электроснабжение)» в части недостаточной высоты и объема помещений. Данное несоответствие можно считать малозначительным при наличии документа (акта) приемки в эксплуатацию газового оборудования от эксплуатационной организации.
Выявленные несоответствия не входят в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г.№384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», следовательно объект не создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Из представленных суду договора газоснабжения для бытовых нужд от 01.07.2009, акта выполненных работ по техническому обслуживанию и поверке счетчика газа от 10.01.2017 следует, что газовое оборудование в доме по <адрес> принято в эксплуатацию и на обслуживание специализированной организацией.
При указанных обстоятельствах следует признать за истцом право собственности на жилой дом с принадлежностями, расположенный по адресу <адрес> как наследником К*
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецова А. Г. удовлетворить.
Признать за Кузнецовым А. Г. право собственности на жилой дом с принадлежностями, расположенный по адресу <адрес> как наследником К*, умершей 27.05.2010.
Решение по вступлении в законную силу является основанием для регистрации права собственности на данное имущество за Кузнецовым А. Г. в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, 01.10.2018.
Судья: С.В. Тудиярова