Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1020/2015 ~ М-863/2015 от 02.06.2015

                                 Дело № 2-1020/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Можга УР                         18 июня 2015 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Шуравина А.А.,

при секретаре Шерстобитовой А.В.,

с участием:

заявителя помощника Можгинского межрайонного прокурора Удмуртской Республики Акборисова К.В.,

Главы Администрации муниципального образования «Сюгаильское» Камашевой С.С., действующей на основании решения Совета депутатов МО «Сюгаильское» от дд.мм.гггг и Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Можгинского межрайонного прокурора Удмуртской Республики, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Сюгаильское» и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения,

у с т а н о в и л:

Можгинский межрайонный прокурор Удмуртской Республики обратился в суд заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Сюгаильское», выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения- плотины, находящейся <***> Удмуртской Республики, и возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Сюгаильское» до истечения шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения- плотины, находящейся <***> Удмуртской Республики.

Заявление мотивировано тем, что на территории муниципального образования «Сюгаильское» на расстоянии <***> УР, находится гидротехническое сооружение, представляющее собой плотину.

Согласно письму Администрации МО «Можгинский район» от дд.мм.гггг, №*** гидротехническое сооружение, расположенное в <***> УР является бесхозяйным.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местною самоуправления, на территории которого они находятся.

Вопросы, касающиеся принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 22 ноября 2913 года №701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Однако с заявлением в Можгинский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по УР о принятии бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного <***> УР, Администрация муниципального образования «Сюгаильское» не обращалась, до настоящего времени собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация не определены.

В связи с отсутствием собственника у гидротехнического сооружения – плотины, расположенной <***> УР, эксплуатирующей его организации, а также бездействия Администрации МО «Сюгаильское» по их определению и постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт в Можгинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по УР, постоянный контроль за состоянием гидротехнического сооружения, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при его эксплуатации, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № П7-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не обеспечиваются.

Безопасность гидротехнического сооружения необходимо поддерживать, выполнять ремонтные профилактические работы, что возлагается на собственника или пользователя в установленном законом порядке. Данная работа по содержанию плотины пруда, находящегося в <***> УР, никем не проводится, т.к. не имеет собственника, в связи с чем, существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей, и указанные обстоятельства согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» имеют признаки чрезвычайной ситуации.

В соответствии с ч. ст. 18 Федерального закона от 21,12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 14, п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к вопросам местного значения поселения и района.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

По требованию статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду

Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.

Таким образом, бездействие Администрации МО «Сюгаильское» по определению собственника гидротехнического сооружения, находящегося в <***> УР, эксплуатирующей его организации, по постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт в Можгинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по УР нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ в случае нарушения прав и свобод граждан бездействием органа местного самоуправления, такое бездействие оспаривается в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В таких делах приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник Можгинского межрайонного прокурора Акборисов К.В. поддержал доводы, указанные в заявлении. При этом уточнил месторасположение гидротехнического сооружения: на расстоянии <***>.

Глава муниципального образования «Сюгаильское» С.С. Камашева, действующая на основании Устава, согласилась с заявлением прокурора, направленным в защиту интересов неопределенного круга лиц, и пояснила, что действительно на территории МО «Сюгаильское», в <***> УР, имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение.

Выслушав прокурора и Главу МО «Сюгаильское», изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

    В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно письму Главы МО «Можгинсктй район» от дд.мм.гггг, № №***, гидротехническое сооружение, находящееся в <***> УР, является бесхозяйным.

Данный водный объект и гидротехническое сооружение в реестре объектов муниципальной собственности Администрации Мо «Сюгаильское» и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними не числятся. Сведения о собственниках отсутствуют.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Подпунктом 8 пункта 1 ст. 7 Устава муниципального образования «Сюгаильское» к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местною самоуправления, на территории которого они находятся.

Вопросы, касающиеся принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 22 ноября 2913 года №701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

В соответствии с п. п. 2, 4 Порядка на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В связи с отсутствием собственника у гидротехнического сооружения – плотины, расположенной в <***> УР, эксплуатирующей его организации, а также бездействия Администрации МО «Сюгаильское» по их определению и постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт в Можгинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по УР, постоянный контроль за состоянием гидротехнического сооружения, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при его эксплуатации, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № П7-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не обеспечиваются.

В силу ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Безопасность гидротехнического сооружения необходимо поддерживать, выполнять ремонтные профилактические работы, что возлагается на собственника или пользователя в установленном законом порядке. Данная работа по содержанию плотины пруда, находящегося в <***> УР, никем не проводится, т.к. не имеет собственника, в связи с чем, существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей, и указанные обстоятельства согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» имеют признаки чрезвычайной ситуации.

В соответствии с ч. ст. 18 Федерального закона от 21,12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 14, п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к вопросам местного значения поселения и района.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

По требованию статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду

Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.

Поскольку спорное гидротехническое сооружение расположено в административных границах муниципального образования «Сюгаильское», не обращение Администрации МО в регистрационные органы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, бездействие Администрации МО «Сюгаильское» по определению собственника гидротехнического сооружения пруда, находящегося <***> УР, эксплуатирующей его организации, по постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт в Можгинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по УР нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                 р е ш и л:

Заявление Можгинского межрайонного прокурора Удмуртской Республики, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации муниципального образования «Сюгаильское», выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения- плотины, находящейся в <***> Удмуртской Республики, незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования «Сюгаильское» до истечения шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения- плотины, находящейся <***> Удмуртской Республики.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

    

Председательствующий судья А.А. Шуравин

2-1020/2015 ~ М-863/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Можгинский межрайонный прокурор
Другие
Администрация МО "Сюгаильское"
Суд
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Шуравин Александр Арсентьевич
Дело на странице суда
mozhginskiygor--udm.sudrf.ru
02.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2015Передача материалов судье
03.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.06.2015Предварительное судебное заседание
18.06.2015Судебное заседание
18.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2015Дело оформлено
21.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее