Дело № 2а-58/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2022 года г.Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Сафоновой О.В.,
при секретаре Оспомбаевой Г.А., помощнике судьи Л.А.,
с участием представителя административного истца - помощника Колпашевского городского прокурора Молоствовой Е.Р.,
заинтересованного лица Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Колпашевского городского поселения <адрес> о признании распоряжения незаконным в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома, возложении обязанности установить разумный срок отселения граждан из жилого многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор, действуя в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, обратился в Колпашевский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Администрации Колпашевского городского поселения <адрес>, с учетом последующего уточнения административных исковых требований, о признании незаконным распоряжения Администрации Колпашевского городского поселения от Д.М.Г. № «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу», в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> до Д.М.Г., возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жителей, установив разумный срок отселения.
В обоснование исковых требований указано, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства Администрацией Колпашевского городского поселения. В ходе проведения проверки установлено, что распоряжением Администрации Колпашевского городского поселения от Д.М.Г. № многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Этим же распоряжением определен срок отселения жителей дома до Д.М.Г.. Основанием для признания многоквартирного дома, аварийным послужило заключение по результатам обследования технического состояния конструкций указанного здания, подготовленное ООО «Армуар» в Д.М.Г.. Обследованием многоквартирного дома выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию дома; общее техническое состояние жилого дома оценивается как аварийное и подлежащее сносу. До настоящего времени в этом многоквартирном жилом доме, являющемся аварийным, проживают собственники и наниматели жилых помещений. С учетом изложенного, срок сноса и отселения жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>, до Д.М.Г. нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется опасность их самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Таким образом, срок, определенный в распоряжении Администрации Колпашевского городского поселения от Д.М.Г. № для расселения граждан указанного дома установлен без учета его технического состояния, которое в настоящее время представляет угрозу для жителей. Обращение прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением направлено на судебную защиту прав неопределенного круга лиц, которые проживают и временно пребывают в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объёме по изложенным выше основаниям, просил административный иск удовлетворить.
Заинтересованное лицо Н.Н. в судебном заседании заявленные требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика Администрация Колпашевского городского поселения, заинтересованные лица Л.А., А.В., Н.П. надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников процесса.
Заслушав представителя административного истца, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Ст.40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, (далее – Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения является компетенцией органа местного самоуправления. Между тем, сроки отселения таких жильцов должны отвечать требованиям разумности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 г. (вопрос № 3), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. При этом следует учитывать, что такие решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52 Положения).
Из содержания ст.227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Административным истцом фактически обжалуются действия административного ответчика по вынесению распоряжения № от Д.М.Г., в части установления планового срока расселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, до Д.М.Г..
Данным распоряжением, принятым в соответствии с заключением межведомственной комиссии от Д.М.Г. №, Постановлением Правительства РФ от Д.М.Г. №, постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от Д.М.Г. № «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», указанный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в числе прочих, признан аварийным и подлежащим сносу.
Из заключения по результатам обследования технического состояния конструкций здания по адресу: <адрес>, подготовленного ООО «Армуар», выполненного в августе 2017 года, следует, что общее техническое состояние жилого дома, оценивается как аварийное. Техническое состояние кровли оценивается как аварийное, физический износ составляет 60%, требуется полная замена покрытия и стропильной системы. Техническое состояние стен, перекрытий, фундамента, перегородок оценивается как недопустимое. Физический износ составляет 60%, требуется переборка стен с добавлением нового материала, полная замена перекрытий, фундамента стен, окладной брус лежит на земле, полы 1 этажа поражены гнилью, требуется перестилка полов. Физический износ электропроводки, печей составляет 70%, печи требуется полностью переложить. Учитывая аварийность несущих конструкций, высокую степень физического износа, большой объем восстановительных работ - здание не подлежит капитальному ремонту.
Из заключения межведомственной комиссии № от Д.М.Г. следует, что при обследовании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Разрешая требования административного истца о признании незаконным распоряжения Администрации Колпашевского городского поселения от Д.М.Г. №, в части установления срока отселения жителей данного многоквартирного дома до Д.М.Г., суд приходит к следующему.
Определение срока расселения жителей многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, является компетенцией органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома из аварийного жилого дома, законом не установлены.
Кроме того, в аспекте действующего правового регулирования, в том числе исходя из положений, закрепленных в п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, определение порядка и способа устранения юридических последствий оспариваемых действий органа местного самоуправления, признанных не соответствующими закону, относится к исключительной компетенции административного ответчика.
Однако согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. № 1368-О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.
На основании представленных и исследованных материалов дела, анализируя содержание заключения специализированной организации ООО «Армуар» по результатам обследования технического состояния конструкций здания по адресу: <адрес>, заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, длительного времени, прошедшего после подготовки заключения о состояния дома и отсутствия доказательств о наличии обстоятельств, которые могли повлиять на состояние многоквартирного жилого дома в сторону улучшения его состояния, суд соглашается с доводами административного истца о том, что установленный ответчиком срок расселения - до Д.М.Г., нельзя признать разумным, поскольку многоквартирный дом представляет опасность для жизни и здоровья как проживающих в нем лиц, так и иного неопределенного круга лиц, которые могут находиться не только в жилом помещении, но и поблизости. По причине аварийного состояния жилого дома имеется реальная угроза самопроизвольного обрушения дома и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Таким образом, распоряжение Администрации Колпашевского городского поселения № от Д.М.Г. в части установления срока расселения жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, до Д.М.Г., не в полной мере соответствует закону и нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, исковые требования о признании распоряжения незаконным в указанной части подлежат удовлетворению.
Учитывая положения ч. 3 ст. 227 КАС РФ, Конституции РФ, закрепленные в статьях 10 и 118, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает необходимым возложить на орган местного самоуправления обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос в указанной части и установить разумный срок для отселения жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, сообщив в указанный срок об исполнении решения суда суду и административному истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Колпашевского городского поселения <адрес> о признании распоряжения незаконным в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома, возложении обязанности установить разумный срок отселения граждан из жилого многоквартирного дома, удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Колпашевского городского поселения <адрес> № от Д.М.Г. в части установления срока отселения жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, до Д.М.Г..
Возложить на Администрацию Колпашевского городского поселения <адрес> обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и установить разумный срок отселения.
Администрации Колпашевского городского поселения <адрес> сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: О.В.Сафонова
В окончательной форме решение принято Д.М.Г..
Судья: О.В.Сафонова