Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1120/2020 ~ М-694/2020 от 06.04.2020

Дело (УСД) № 59RS0035-01-2020-001085-77

Производство №2-1120/20                    28.07.2020 года

РЕШЕНИЕ

                               Именем Российской Федерации

Соликамский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Рублевой Н.В.,

с участием истца Гаранина С.А., третьего лица Минибаевой Р.И., в отсутствии представителя ответчика, третьих лиц,

при секретаре Белкиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Соликамске гражданское дело по иску Гаранина С.А. к администрации г.Соликамска о возложении обязанности по включению в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда,

                       установил:

Гаранин С.А. обратился в суд с иском к администрации г.Соликамска о возложении обязанности по включению в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указывая, что родился <дата> в городе <данные изъяты>. На основании решения Соликамского городского суда Пермской области от <дата> его мать ФИО, <дата> года рождения, лишена родительских прав в отношении истца. Постановлением главы местного самоуправления города Соликамска Пермской области от <дата> истец был передан в детский дом, за ним была закреплена доля в квартире по адресу: <...>, жилое помещение принадлежало на основании договора приватизации от <дата> бабушке ФИО, дедушке ФИО, матери ФИО, в <дата> ФИО данную квартиру продала.

В период с <дата> по <дата> истец находился в <данные изъяты>, с <дата> приказом от <дата> истец снят был с регистрационного учета в жилом помещении <...>, с <дата> обучался в <данные изъяты>.

После окончания образовательного учреждения с <дата> по <дата> истец отбывал наказание в <данные изъяты>, по этой причине не имел возможности до 23- летнего возраста реализовать свое право на социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

<дата> истец обратился в администрацию г.Соликамска в отдел по жилищной политике с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, однако в постановке на учет было отказано.

В судебном заседании истец на иске настаивает, пояснил, что в связи с нахождением в местах лишения свободы не мог воспользоваться установленной льготой, с <дата> регистрации в каком-либо жилом помещении не имел, не знал о закреплении за ним жилого помещения, с матерью отношения не поддерживал, в настоящее время зарегистрирован проживающим по адресу: <...>, регистрация была необходима для трудоустройства, но фактически проживает в жилом помещении по адресу <...> по договору найма жилого помещения из частного жилищного фонда, жилья не имеет, является малоимущим, воспитывает несовершеннолетнего сына, <дата> года рождения.

Ответчик администрация Соликамскго городского округа явку представителя не обеспечил, направлены возражения по доводам иска, согласно которым ответчик с иском не согласен, считает, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, на истца не распространяется, за истцом было закреплено право пользование долей в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, в связи с чем отсутствуют основания для принятия истца на учет как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения в список на обеспечение жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда (л.д.59-60).

Третье лицо Правительство Пермского края с иском не согласно, в письменном отзыве просит в иске отказать, указывая, что закрепление жилья за истцом в судебном порядке не оспаривалось, доказательства того, что истец в возрасте с 18 до 23 лет обращался в соответствующие органы с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок-сирота, либо лицо, оставшийся без попечения родителей, не имеется (л.д.40-45).

Третье лицо Министерство социального развития Пермского края в возражениях от <дата> просит в иске Гаранину С.А. отказать, указало, что закрепленное за истцом жилье не было признано непригодным для проживания в установленном порядке, считают, что истцом пропущен срок исковой давности, который составляет три года (л.д.46-51)

Представитель Межрайонного Территориального управления №7 Министерства социального развития Пермского края заявление Гаранина С.А. не поддерживает, просит рассмотреть дело без их участия, считает, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не имел, он не подлежит включению в список на получение жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, включению подлежат только лица, которые имели право на данную меру социальной поддержки, но не реализовали свое право до 23 лет.

Выслушав пояснения истца, третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вопросы, связанные с обеспечением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения poдитeлeй» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).

Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Как указано в частях 1,2,5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее закон № 1939-419), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3).лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Закон Пермского края от 10 мая 2017 года № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон №88-ПК) определяет правовые и финансовые основы наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия, дети-сироты).

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона №88-ПК органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:

формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

принятие решений о предоставлении детям-енротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров, найма специализированного жилого помещения;

принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот из муниципального специализированного жилищного фонда н заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке;

обеспечение содержания жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальным образованием, на территории которого они расположены.

Законом №88-ПК определены права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий.

Согласно ст. 6 Закона №88-ПК финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд, перечисляемых в бюджеты муниципальных образований Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.

При таких обстоятельствах обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и предоставлению специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края, в данном случае на администрацию города Соликамска Пермского края.

Судом установлено, что истец родился <дата> в городе <данные изъяты>, на основании решения Соликамского городского суда Пермской области от <дата> его мать ФИО, <дата> года рождения, лишена родительских прав в отношении истца, в записи акта о его рождении сведения об отце внесены по указанию матери, что подтверждает довод истца о том, что он имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Материалами дела также подтверждено, что <дата> истец обратился в администрацию г.Соликамска с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и предоставлении жилого помещения (л.д.67,68).

Согласно постановлению администрации города Соликамска от <дата> Гаранину С.А. отказано во включении в соответствующий список на основании того, что за ним было закреплено право пользования долей жилья по адресу: <...>, указано также, что возраст истца на период его обращения превысил 23 года.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 года, отмечено, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:

-ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

-состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

-установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением главы местного самоуправления города Соликамска Пермской области от <дата> Гаранин С.А., <дата>, передан в детское учреждение области, пунктом 2 данного постановления за несовершеннолетним Гараниным С.А. закреплено право пользования долей жилья по адресу: <...>, контроль за исполнением постановления возложен на начальника Управления образования администрации города (л.д.64).

На момент вынесения постановления от <дата> жилое помещение по адресу: <...> на праве совместной собственности принадлежало ФИО, ФИО, ФИО на основании договора купли-продажи (передачи в собственность) жилых помещений в порядке приватизации от <дата>, доли сособственников договором не определены (л.д.33-35).

Согласно справки <данные изъяты> от <дата> Гаранин С.А. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <дата>, дата регистрации <дата>, т.е. после передачи жилого помещения в порядке приватизации ФИО, ФИО и ФИО, снят с регистрационного учета в качестве проживающего <дата> (л.д.6).

Выпиской из ЕГРН от <дата> подтверждено, что жилое помещение по адресу: <...> на основании договора купли-продажи от <дата> продано ФИО другому лицу (л.д.98), сведения о правах Гаранина С.А. на пользование жилым помещением договор купли-продажи не содержит, впоследствии жилое помещение было отчуждено иным лицам.

В судебном заседании также подтверждено, что в период с <дата> по <дата> истец отбывал уголовное наказание, освобожден из мест лишения свободы после достижения 23 - летнего возраста (л.д.11).

Суд считает, что совокупность установленных судом обстоятельств, подтвержденных надлежащим доказательствами, свидетельствует о наличии объективных причин, которые не позволили истцу своевременно обратиться в орган исполнительной власти с соответствующим заявлением и является уважительной причиной не обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий среди лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей до достижения 23 - летнего возраста.

4 апреля 2019 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 397 «О формировании списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» (далее Список), которым в соответствии с пунктом 3 и подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения poдитeлeй», утверждены Правила, устанавливающие порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления (пункт 2).

В соответствии с абзацем 3 п.3 Правил в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Материалами дела также подтверждено, что Гаранин С.А. не состоял на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма он не является, его регистрация в жилом помещении по адресу: <...> произведена в целях трудоустройства на работу с согласия собственника жилого помещения ФИО, с которой истец в качестве члена семьи не проживает, что ответчиком не оспаривается.

При таких обстоятельствах, суд считает, что не может быть основанием для отказа в иске постановление главы местного самоуправления города Соликамска Пермской области от <дата> о закреплении за истцом доли жилого помещения по адресу: <...>, поскольку постановление не содержит сведений о том, кому принадлежит доля жилого помещения, в которой закреплено право пользования Гаранина С.А., при том, что доли сособственников не были определены, в настоящее время жилое помещение не находится в собственности лиц, которые имели наравне с истцом право пользования данным жилым помещением в <дата>, с регистрационного учета в данном жилом помещении истец был снят в несовершеннолетнем возрасте, в последствии жилое помещение перешло на праве собственности к иным лицам

Суд также учитывает, что ответчиком не представлены сведения о том, что сособственники жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, были ознакомлены с принятым органом местного самоуправления постановлением от <дата>, что могло обеспечить сохранение прав Гаранина С.А. в жилом помещении, ни начальник Управления образования администрации города Соликамска, на которого был возложен контроль за исполнением данного постановления, ни органы опеки и попечительства не обеспечили истцу возможность воспользоваться закрепленным за ним правом на жилое помещение, в настоящее время возможность Гаранину С.А. реализовать право пользования в вышеуказанном жилом помещении исключена.

При таких обстоятельствах, суд считает, что, применительно к положениям статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419, имеются основания для удовлетворения исковых требований, возражения ответчика и третьих лиц не основаны на действующем правовом регулировании обеспечения данной категории лиц мерами социальной поддержки.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                 решил:

Исковые требования Гаранина С.А. удовлетворить.

Обязать орган местного самоуправления Соликамского городского округа администрацию города Соликамска Пермского края включить Гаранина С.А., <дата> года рождения, в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме 30.07.2020 года.

Судья                             Рублева Н.В.

2-1120/2020 ~ М-694/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гаранин Сергей Александрович
Ответчики
Администрация Соликамского городского округа
Другие
Правительство Пермского края
Министерство социального развития Пермского края
МТУ № 7 Министерства социального развития Пермского края
Минибаева Раиса Ивановна
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Рублева Нелли Викторовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.06.2020Предварительное судебное заседание
16.06.2020Предварительное судебное заседание
09.07.2020Предварительное судебное заседание
28.07.2020Предварительное судебное заседание
28.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2020Дело оформлено
17.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее