Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-624/2014 ~ М-222/2014 от 13.01.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05.02.2014 года Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Косенко Ю.В.,

при секретаре Аскеровой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-624/14 по иску прокурора Советского района г. Самары в интересах Ксрасновой А.В. к главе г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Самары обратился в суд с иском в интересах Красновой А.В. к главе г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что Краснова А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Какого – либо жилья Краснова А.В. не имеет, жилое помещение за ней не закреплялось. На основании заявления Краснова А.В. была включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по г.о. Самара.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилье Красновой А.В. не предоставлено, просит обязать главу г.о. Самары, администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Красновой А.В. по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет не ниже <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца Казачков И.А., действующий на основании доверенности, уточнил требования, просил обязать главу г.о. Самары, администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Красновой А.В. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м общей площади жилого помещения по изложенным выше основаниям.

Краснова А.В. в судебном заседании поддержала требования прокурора, при этом пояснила, что в собственности она какого – либо жилья не имеет, за ней оно не закреплялось, в настоящее время проживает в общежитии института, в комнате, где с ней вместе проживают еще три студента.

Представитель главы и администрации г.о. Самара Кушнарева О.В., действующая на основании доверенностей, иск не признала, при этом пояснила, что у Красновой А.В. имеется право на предоставление жилого помещения из специализированного жилого фонда, однако действующее законодательство не устанавливает срок на выполнение данной обязанности, то есть не конкретизирует в течении какого периода времени с момента включения в список нуждающихся жилое помещение должно быть предоставлено. Предоставление Красновой А.В. жилого помещения вне очереди будет нарушать права иных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Положение закона о внеочередном предоставлении жилья не означает немедленного предоставления жилого помещения, а обязывает органы местного самоуправления выделить детей – сирот в отдельный список и предоставлять им жилое помещение вне других очередей граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях. Кроме того, в настоящее время финансирование не достаточно для обеспечения всех лиц, к категории которых относится Краснова А.В. жилыми помещениями. При поступлении денежных средств обязательства перед Красновой А.В. будут исполнены.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, в суд поступил отзыв, в котором Департамент просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении требований истца, указывает на то, что права и законные интересы Красновой А.В. нарушенными не являются, последняя будет обеспечена жилым помещением после поступления в муниципальную собственность жилого помещения, соответствующего требованиям законодательства.

Представитель Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч.2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 21.06.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частями 4,5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 21.06.2013) предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ч.9 ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 21.06.2013) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.

В соответствии с ч.2, 4 ст.16 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 21.06.2013) действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) и настоящим Законом.

В силу ст.ст.5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Из материалов дела следует, что Краснова А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Её мать Краснова Т.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец Краснов В.М. решением Шенталинского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. лишен родительских прав в отношении дочери. В настоящее время Краснова А.В. имеет временную регистрацию в общежитии Института систем управления Самарского государственного экономического университета, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании личного заявления Краснова А.В. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по г.о. Самара.

Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда Красновой А.В. не предоставлялось, жилого помещения за ней не закреплялось, в собственности жилья Краснова А.В. не имеет, что не отрицалось сторонами в судебном заседании и подтверждается отсутствием доказательств, указывающих на обратное.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что Краснова А.В. обладает правом на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилого фонда по договору найма, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании, с учетом приведенных выше норм права, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.

Доводы представителя администрации г.о. Самара о том, что полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложены на главу г.о. Самара, в связи с чем, администрация является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны. Как следует из ч.2 ст.1 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 21.06.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.22 Устава городского округа Самара Самарской области (в редакции решения Думы г.о. Самара № 251 от 06.09.2012) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: Дума г.о. Самара - представительный орган г.о. Самара; Глава г.о. Самара - высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; Администрация г.о. Самара – исполнительно-распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый Главой г.о. Самара; Контрольно-счетная палата городского округа Самара - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля; Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара. Согласно Устава г.о. Самара Самарской области, органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией. Таким образом, при разрешении вопроса о предоставлении жилья из средств бюджета Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции глава г.о. Самара, администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара в рамках предоставленных последним полномочий. При таких обстоятельствах, суд считает, что истцом были обозначены надлежащие ответчики.

Утверждения представителей ответчиков о том, что действующее законодательство не устанавливает период, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено данной категории граждан, безосновательны, поскольку данное помещение должно быть предоставлено Красновой А.В. вне очереди, то есть немедленно, в связи с чем, обозначения указанного периода не требуется.

Ссылки представителей ответчиков на то, что Краснова А.В. включена в соответствующую очередь и предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке повлечет нарушение прав лиц, вставших на данный учет ранее, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований. Как следует из приведенных выше норм материального права, жилые помещения гражданам, относящихся к категории детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без родителей, должны быть предоставлены немедленно. Действующее законодательство не содержит ссылок на очередность предоставления жилья между лицами, относящимися к одной и той же категории, поскольку данная очередность является фактическим нарушением прав граждан данной категории. Таким образом, как Красновой А.В., так и иным лицам, вставшим на учет, относящимся к вышеуказанной категории граждан, жилые помещения должны быть предоставлены незамедлительно.

Доводы представителей ответчиков о том, что не имеется достаточно средств для обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, безосновательны. Действующее законодательство не содержит оснований, освобождающих от обязанности по незамедлительному внеочередному предоставлению жилья детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без родителей отсутствие денежных средств. Поскольку Краснова А.В. обладает правом на предоставление указанного выше жилья, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании, требования прокурора являются обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г.Самары удовлетворить.

Обязать главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Ксрасновой А.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже <данные изъяты> кв.м общей площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 07.02.2014 г.

Судья: Ю.В. Косенко

2-624/2014 ~ М-222/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Краснова А.В.
Прокурор Советского района г.Самары
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Глава г.о. Самара
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Министерство строительства Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Косенко Ю. В.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
13.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2014Передача материалов судье
14.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.01.2014Предварительное судебное заседание
05.02.2014Судебное заседание
07.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее