66RS0001-01-2021-0101164-91 №2-508/2022 (2-9391/2021)
мотивированное решение составлено 22.03.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15.03.2022 г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Патрушевой М. Е., при секретаре Толстых А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русакова В.И. к ГУ МВД России по Свердловской области, МО МВД России «Каменск-Уральский» о перерасчете размера пенсии
установил:
Русаков В.И. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Свердловской области, в котором просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести выплату денежной компенсации.
Иск мотивирован тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии по линии МВД, на обращение к ответчику с заявлением о назначении надбавки в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 ему был произведен перерасчет пенсии только за 12 месяцев до момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Полагает незаконным отказ в назначении и выплате надбавки за период с даты назначения пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, что нарушает его права.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, настаивая, что требования он предъявляет только к ГУ МВД России по Свердловской области.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Свердловской области Нужина Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам изложенным в отзыве на иск.
Представитель ответчика МО МВД России «Каменск-Уральский» (привлечено к участию в деле по инициативе суда, определение занесено в протокол судебного заседания от 25.01.2022) Бабакишиева И.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в иске отказать, по доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав сторон, исследовав доказательства по делу, материалы пенсионного дела №, личного дела № (1844), исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее Закон от 12.02.1993 №4468-1).
В соответствии со ст. 13 Закона от 12.02.1993 №4468-1 пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста лицам, уволенным из органов внутренних дел, если их выслуга на день увольнения составила 20 лет и более (п. "а" ч.1).
В изъятие из данного правила пенсия за выслугу лет может быть назначена и лицам, имеющим на день увольнения менее 20 лет выслуги, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять служба в органах внутренних дел. При этом законодатель установил дополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения предельного возраста пребывания на службе, а при увольнении со службы в связи с состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями - достижение 45-летнего возраста (п. "б" ч. 1 ст. 13).
В статье 45 Закона от 12.02.1993 №4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона от 12.02.1993 №4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.
В силу п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона от 12.02.1993 №4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона от 12.02.1993 №4468-1).
По смыслу приведенных норм закона, перерасчет размера пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы. При обращении за перерасчетом размера пенсии после возникновения права на него названными нормами предусмотрена выплата разницы между новым и прежним размерами пенсии за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013).
Часть 2 ст. 58 Закона от 12.02.1993 №4468-1 устанавливает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в частности в Определении от 25.05.2017 N 955-О, законодатель, закрепив в ст. 55 Закона от 12.02.1993 №4468-1 срок, с которого производится перерасчет пенсии в сторону увеличения, обусловил такой перерасчет своевременным обращением военных пенсионеров за его проведением, чем обеспечил им возможность реализации пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению. При этом в части второй данной статьи гарантировано сохранение выплаты разницы между новым и прежним размерами пенсии за прошлое время при обращении за перерасчетом после возникновения права на него. Такое правовое регулирование направлено на защиту интересов пенсионеров и не может рассматриваться как нарушающее их права.
Судом установлено, что Русаков В.И. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом ГУВД Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-Л Русаков В.И. уволен из органов внутренних дел по п. «з» ч.7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила: в календарном исчислении 19 лет 08 месяцев 13 дней, в льготном исчислении 20 лет 06 месяцев 18 дней.
При увольнении Русакову В.И. был составлен расчет выслуги лет для назначения пенсии по п. «б» ч.1 ст.13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № (как наиболее выгодный вариант для назначения пенсии, что подтвердил истец в судебном заседании и с чем он был согласен). Выслуга лет для назначения пенсии составила 26 лет 01 месяц 02 дня.
ДД.ММ.ГГГГ Русаков В.И. обратился в ГУВД Свердловской области с заявлением о назначении пенсии. К заявлению им были приложены следующие документы: расчет выслуги лет, денежный аттестат, выписка из приказа об увольнении, свидетельство о болезни, о чем истец собственноручно указал в заявлении.
С ДД.ММ.ГГГГ Русакову В.И. была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с п. «б» ч.1 ст. 13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 51% денежного довольствия (при назначении пенсии по п. «а» ч.1 ст.13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № размер исчислялся бы из 50% денежного довольствия), в сумме 3 248,31 руб., с учетом увеличения на районный коэффициент 15% - 3 735,56 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Русаков В.И. обратился в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о назначении надбавки за ветерана боевых действий, приложив к заявлению копию удостоверения «Ветерана боевых действий» серии РМ № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Свердловской области поступил расчет выслуги лет, составленный МО МВД России «Каменск-Уральский», согласно которому в выслугу лет Русакову В.И. в льготном исчислении включен период участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ пенсия была пересчитана за 12 месяцев, предшествующих дню обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом положенной надбавки как ветерану боевых действий в размере 32% расчетного размера пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ пенсия составила 20 983,39 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Русаков В.И. подал в пенсионный отдел ГУ МВД России по Свердловской области заявление о переводе его на пенсию по выслуге лет по п. «а» ч.1 ст.13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ Русакову В.И. выплачивается пенсия по выслуге лет в размере 20 607,13 руб., в том числе доплата как ветерану боевых действий 1 793,79 руб.
Наличие у истца удостоверения установленного образца "Ветеран боевых действий", выданного ДД.ММ.ГГГГ, ответчиками не оспаривается.
Статьей 28 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату назначения истцу пенсии).
В материалах личного дела Русакова Р.И. отсутствует копия удостоверения "Ветеран боевых действий", а также какой-либо иной документ, подтверждающий, что указанное удостоверение приобщалось к материалам личного дела сотрудника МО МВД России «Каменск-Уральский».
Доказательств, подтверждающих предоставление Русаковым Р.И. ГУ МВД России по Свердловской области данного документа при обращении за назначением пенсии, материалы дела не содержат.
При таких установленных обстоятельствах, суд считает, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Назначение пенсии носит заявительный характер, право на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий, в том числе, право на назначение пенсии по выслуге лет с учетом повышения в порядке, предусмотренном п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, возникает в случае предоставления в пенсионные органы удостоверения ветерана боевых действий вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Судом не установлено и в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о вине ответчика в назначении истцу пенсии по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ без повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, за прошедший до подачи заявления о перерасчете ДД.ММ.ГГГГ период без ограничения сроком.
Порядок работы по пенсионному обеспечению лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации был определен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 03.11.1993 N 480 (признана утратившей силу, приказом МВД РФ 27.05.2005 N 418), действовавшей на момент возникновения спорных отношений.
В соответствии с п. 2.1 Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от 03.11.1993 N 480 "Об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД РФ (действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) оформление документов для назначения пенсий лицам, увольняемым со службы, а также уволенным до введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", производится кадровыми аппаратами воинских частей, подразделений органов внутренних дел.
Для этого проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды, подлежащие зачету на льготных условиях, после чего составляется расчет выслуги лет, который согласовывается с пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД и объявляется лицу, оформляемому на пенсию. При этом разъясняются вопросы, связанные с исчислением выслуги лет и социальной защитой. В случае несогласия с составленным расчетом вопрос рассматривается командиром воинской части, начальником органа внутренних дел.
В силу п. 2.5 приведенной Инструкции для назначения пенсии в пенсионные органы кадровыми аппаратами представляются необходимые документы. При назначении пенсии за выслугу лет и по инвалидности: а) заявление; б) расчет выслуги лет; в) денежный аттестат; г) свидетельство о болезни лиц, освидетельствованных в ВВК; д) справка ВТЭК о группе инвалидности (инвалиду и иждивенцам - инвалидам); е) справка из жилищных органов или местных органов исполнительной власти о составе семьи и степени родства; ж) справка из органов социальной защиты населения о том, что пенсии по линии этого органа иждивенцы не получают.
В перечне обязательных документов, подлежащих предоставлению кадровым подразделением в пенсионный орган, указание на удостоверение, подтверждающее наличие у сотрудника права на получение надбавки к пенсии, не предусмотрено.
Из показаний свидетеля <ФИО>7 (сотрудник кадрового подразделения МО МВД России «Каменск-Уральский», которой были подготовлены документы истца, связанные с увольнением) усматривается, что при оформлении увольнения Русакова В.И. ему был разъяснен порядок увольнения из органов внутренних дел, пенсионное обеспечение, произведен расчет выслуги лет по более выгодному варианту («смешанному стажу»).
Наличие в материалах личного дела сведений о нахождении истца в командировках в Северо-Кавказском регионе, а также направление сотрудником кадров документов для рассмотрения вопроса о присвоении звания «Ветеран боевых действий» не свидетельствуют об обязанности сотрудника кадрового подразделения запрашивать сведения о наличии у такого сотрудника указанного статуса и предоставлении копии удостоверения, поскольку сам по себе факт нахождения в служебной командировке в зоне вооруженного конфликта не является основанием для присвоения указанного статуса, а выписки из приказов о фактическом участии в контртеррористических операциях носят секретный характер и не могут находится в личном деле сотрудника.
Доводы истца о том, что он не обязан был предоставлять полный перечень документов для назначения повышенной пенсии, поскольку существует иной порядок назначении пенсии сотрудникам органов внутренних дел, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Русакова В.И. к ГУ МВД России по Свердловской области, МО МВД России «Каменск-Уральский» о перерасчете размера пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.
Судья М. Е. Патрушева