2-1566/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Пермь 4 апреля 2018 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
Федерального судьи Ивановой Е.В.,
При секретаре Чунихиной А.Ю.,
С участием представителя истца по доверенности Кучукбаевой М.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП по Пермскому краю, об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей,
У С Т А Н О В И Л :
Правительство Пермского края обратилось в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование иска следующее.
В Правительство ПК ДД.ММ.ГГГГ поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ с должника Правительства Пермского края, в размере 50 000,00 руб. по делу гр.А,.
В соответствии с ч.6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее-Закон) должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
1. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ст. 112 Закона).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного Отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сельковой Е.В. возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, по делу гр.А,, выданного Чердынским районным судом Пермского края. Предмет исполнения: возложить на Правительство обязанность предоставить гр.А, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 33 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством получено вышеуказанное постановление о возбуждении исполнительного производства, что подтверждается штемпелем Правительства на постановлении.
Правительством в пятидневный срок была направлена информация в адрес судебного пристава - исполнителя о причинах невозможности исполнить решение суда.
Дополнительно сообщалось, что Правительством Пермского края подготовлено заявление в Чердынский районный суд Пермского края об отсрочке исполнения решения суда. Следовательно, Правительством были предприняты меры для уведомления пристава о невозможности исполнить решение суда в пятидневный срок.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством подготовлено заявление в Чердынский районный суд Пермского края об отсрочке исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ Чердынским районным судом Пермского края Правительству была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ гр.А, было предложено жилое помещение из специализированного жилищного фонда Пермского края в <адрес>. От предложенного жилого помещения он выразил устный отказ. Также гр.А, было предложено жилое помещение в <адрес>, на которое он также выразил письменный отказ.
Впоследствии в целях исполнения решения суда гр.А, было предложено жилое помещение в г. Перми.
ДД.ММ.ГГГГ с Полонским Д.В. был заключен договор найма № дс жилого помещения по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ г. судебным приставом - исполнителем было вынесено постановление об окончании исполнительного производства ввиду фактического исполнения требований исполнительного документа.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей - сирот в ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения в многоквартирных строящихся домах по государственным контрактам ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> планировалось в ДД.ММ.ГГГГ
Государственный контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей был заключен ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от ДД.ММ.ГГГГ Согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью государственного контракта срок исполнения контракта составлял до ДД.ММ.ГГГГ Однако застройщиком «Строительно-монтажный трест №» жилые помещения приобретаемые по данному гос.контратку были переданы Покупателю (Министерству строительства и ЖКХ Пермского края) ранее установленного срока.
ДД.ММ.ГГГГ г. в соответствии с приказом Министерства строительства и архитектуры пермского края № жилые помещения по адресу: <адрес>, были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края.
Таким образом, Правительство предпринимало все необходимые меры для исполнения решения суда. В настоящее время решение Чердынского районного суда <адрес> исполнено, жилое помещение взыскателю предоставлено.
В силу обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда в пятидневный срок, указанных в заявлении об освобождении от уплаты исполнительского сбора, ввиду длительной процедуры формирований специализированного жилищного фонда в связи с конкурсными процедурами в соответствии с 44-ФЗ и строительством объектов, считает, что вина Правительства в неисполнении решения Чердынского районного суда Пермского края отсутствует.
2. Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП должнику (Правительству) установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления. Кроме того, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, а также в случае непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Федеральным Законом "Об исполнительном производстве", установлено, что должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.
Между тем, Правительством в пятидневный срок была направлена информация приставу-исполнителю, содержащая надлежащие и убедительные доказательства, подтверждающих наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок, которые свидетельствуют об отсутствии вины должника.
Основными условиями применения исполнительского сбора являются: неисполнение должником исполнительного документа полностью или в части; надлежащее уведомление должника о возбуждении исполнительного производства; истечение срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа; отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа.
Только при совокупности всех четырех условий возможно вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.
Исполнение вышеуказанного решения носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий.
В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
-истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
-документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
-требования исполнительного документа должником не исполнены;
-должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах;
-должником не представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение (перечисление в срок, установленный для добровольного исполнения, присужденных денежных средств на депозитный счет суда или нотариуса и др.)
Считает, что в данном случае Правительством были представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение. Также считает, что изложенные в заявлении, в полной мере подтверждают отсутствие вины и отсутствие законных оснований возлагать исполнительский сбор на Правительство Пермского края.
В связи с этим просит освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП по делу гр.А, (л.д.2-4).
Истец в судебном заседании настаивает на исковых требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик УФССП по Пермскому краю в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом.
Ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Просит рассмотреть дело в своё отсутствие. Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему выводу. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на предоставление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий. Согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом. В соответствии со ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пять тысяч рублей, с должника-организации - пятьдесят тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению. Из материалов дела следует, что решением Чердынского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить гр.А, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью не менее 33 кв.м. На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – Правительство Пермского края, срок для добровольного исполнения требований установлен 5 дней., которое получено должником ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.7). Должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не исполнил решение Чердынского районного суда Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ Правительством в адрес судебного пристава в ответ на его требование направлено письмо о невозможности исполнить в пятидневный срок решение Чердынского районного суда Пермского края и о причинах этого(материалы исполнительного производства) ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. с должника по исполнительному производству (л.д.6, материалы исполнительного производства). В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Согласно п.2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем:
3.2.1. приобретение жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;
3.2.2. участие в долевом строительстве многоквартирных домов;
3.2.3. строительство многоквартирных домов;
3.2.4. строительство жилых домов.
ДД.ММ.ГГГГ Чердынский районный суд Пермского края по заявлению Правительства Пермского края предоставил ему отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ утвержденному и.о. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права государственной собственности на приобретение жилых помещений в строящихся домах (по договорам ДД.ММ.ГГГГ.) в Чердынском районе планировалась в ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.16).
ДД.ММ.ГГГГ был заключен контракт на приобретение жилых помещений в строящемся многоквартирном доме по адресу: <адрес> сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-15).
Полонский Д.В. выразил согласие на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по адресу : <адрес> (л.д.20).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и архитектуры Пермского края был издан указ № о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Пермского края (л.д.25-27).
Приказом ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» от ДД.ММ.ГГГГ гр.А, было предоставлено жилое помещение по адресу <адрес> (л.д.20).
ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор найма жилого помещения №, согласно которому ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» передает гр.А, за плату во владение и пользование жилое помещение, состоящее из квартиры общей площадью 33,3 кв.м. по адресу: <адрес> для временного проживания в нем (л.д.21-23).
Определением судебного пристава-исполнителя МО и ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено фактическим исполнением (л.д.24).
Из вышеизложенного следует, что должником принимались меры, направленные на исполнение судебного акта, что учитывается судом при вынесении решения.
Однако суд также учитывает то, что решение Чердынского районного суда было исполнено в достаточно длительный срок, более года после возбуждения исполнительного производства. Какие либо предложения взыскателю жилых помещений в срок, установленный для добровольного исполнения, либо до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным снизить исполнительский сбор на 1/4, т.е. на 12 500 руб., т.е. до 37500 руб.
Оснований для полного освобождения от уплаты исполнительского сбора, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд не усматривает.
Таким образом, исковые требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Снизить исполнительский сбор, установленный Правительству Пермского края постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП, до 37500 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.
Федеральный судья: Иванова Е.В.