РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2023 г. г. Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Сундеева С.А., при секретаре судебного заседания Борисове В.А., рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело № 2а-27/2023 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой № <данные изъяты> Силаева С.Ю. оспаривании бездействия командира указанной воинской части, связанного с оставлением без рассмотрения обращения,
установил:
Силаев через своего представителя Барунину обратился в Самарский гарнизонный военный суд, в котором просил признать незаконным бездействие командира войсковой №, связанное с нерассмотрением рапорта от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном увольнении его с военной службы.
В обоснование заявленных требований представитель истца указала, что ДД.ММ.ГГГГ Силаев обратился с рапортом о досрочном увольнении с военной службы к командиру войсковой части №, однако, не получив письменный ответ на него, вновь обратился к командиру указанной воинской части с подобным рапортом ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, Силаев неоднократно обращался к должностным лицам войсковой части № по поводу рассмотрения рапорта, а ДД.ММ.ГГГГ, по их просьбе, он написал объяснение, в котором также просил уволить его по собственному желанию. Вместе с тем, ему стало известно о том, что рапорт от ДД.ММ.ГГГГ не рассмотрен командиром войсковой части №, лишь ДД.ММ.ГГГГ, ознакомившись с приказом о прохождении им военной службы в другой воинской части. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением представитель указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Силаев находился на стационарном лечении в <данные изъяты>, после чего ему был предоставлен отпуск сроком на 30 дней.
Административный истец, его представитель, войсковая часть № и командир названной воинской части, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали.
В представленных в суд письменных возражениях врио командира войсковой части № просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, в связи с пропуском Силаевым срока обращения в суд с административным исковым заявлением, указав, что рапорт Силаева от ДД.ММ.ГГГГ был рассмотрен командованием войсковой части № в установленные законом сроки и о результатах его рассмотрения административный истец был проинформирован лично командиром войсковой части № в устной форме. Кроме того, поданный Силаевым рапорт ДД.ММ.ГГГГ содержал новые обстоятельства увольнения с военной службы, что свидетельствовало о знании Силаевым результата рассмотрения оспариваемого рапорта.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из рапорта Силаева от ДД.ММ.ГГГГ, он просит досрочно уволить его с военной службы на основании пункта 6 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно статье 106 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации 10 ноября 2007 г. № 1495 (далее – Устав) военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.
Письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.
Из статьи 107 Устава следует, что должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям (предложениям, заявлениям или жалобам). Они несут личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.
Должностные лица воинской части обязаны рассмотреть полученное обращение (предложение, заявление или жалобу) и, в случае если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу), выявления и устранения вызвавших его причин, а также использовать содержащуюся в обращении (предложении, заявлении или жалобе) информацию для изучения положения дел в воинской части (подразделении).
В соответствии со статьей 109 Устава военнослужащий имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения (предложения, заявления или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов.
Из статьи 116 Устава усматривается, что все обращения (предложения, заявления или жалобы) подлежат обязательному рассмотрению в срок до 30 суток со дня регистрации.
Как следует из статьи 119 Устава обращения (предложения, заявления или жалобы), поступившие в воинскую часть, в срок не более трех суток регистрируются в Книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) воинской части и в обязательном порядке докладываются командиру воинской части и (или) соответствующему должностному лицу.
В соответствии со статьями 2 и 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон) граждане имеют право лично обращаться в государственные органы, должностным лицам и получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа, должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно статье 10 Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
- уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Как следует из материалов дела, в том числе из собственноручно написанного рапорта административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, Силаеву известно о предусмотренном законом сроке, в течение которого должностное лицо, которому поступил рапорт военнослужащего, обязано дать ответ на данный рапорт.
Вместе с тем, Силаев ДД.ММ.ГГГГ снова ходатайствовал перед командиром войсковой части № о досрочном увольнении с военной службы.
При таких обстоятельствах, о бездействии командира воинской части, связанного с нерассмотрением рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, Силаеву было достоверно известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается наличием рапорта от ДД.ММ.ГГГГ
Из частей 1 и 8 статьи 219 КАС РФ следует, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку Силаеву о бездействии командира воинской части, связанного с нерассмотрением рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, было достоверно известно на момент ДД.ММ.ГГГГ, то обратиться в суд с административным исковым заявлением он мог не позднее 3 мая 2022 г.
Как следует из штемпеля на конверте с административным исковым заявлением Силаев обратился в суд лишь 5 февраля 2023 г., то есть спустя один год с момента, когда ему объективно стало известно о предполагаемом нарушении его прав.
В соответствии с частью 1 статьи 95 КАС РФ и частью 7 статьи 219 КАС РФ пропущенный установленным федеральным законом срок может быть восстановлен судом лишь при наличии уважительных причин.
По смыслу КАС РФ в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие конкретному лицу своевременно обратиться с заявлением в суд (например, тяжелая болезнь лица, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы и т.п., а также в соответствии с пунктом 51 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» нахождение в командировке, отпуске, переезд в другое место жительства, и другие).
Довод представителя административного истца о том, что Силаев находился на стационарном лечении в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а затем в отпуске сроком на 30 суток, то есть после истечения трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, не является уважительной причиной пропуска процессуального срока.
Каких-либо иных доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд Силаева не представлено и в судебном заседании не установлено.
На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска об оспаривании бездействия командира войсковой №, связанного с нерассмотрением рапорта от 1 ноября 2021 г. о досрочном увольнении с военной службы, отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219 КАС РФ, военный суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой № <данные изъяты> Силаева С.Ю. оспаривании бездействия командира этой же воинской части, связанного с оставлением без рассмотрения обращения Силаева С.Ю. от 1 ноября 2021 г., отказать в связи с пропуском срока обращения с административным исковым заявлением в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 6 марта 2023 г.