Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-626/2023 ~ М-1-657/2023 от 15.08.2023

дело № 2а-1-626/2023

УИД 73RS0009-01-2023-000740-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Карсун Ульяновской области 21 сентября 2023 года

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лобиной Н.В.,

при секретаре Пресняковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Карсунского района Ульяновской области к Администрации муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области о признании незаконным постановления в части установления срока отселения граждан, возложении обязанности установить разумные сроки отселения граждан из аварийного дома,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Карсунского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой была проведена проверка законности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов, по результатам проведения которой установлено, что постановлением администрации МО Языковское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов в МО Языковское городское поселение аварийным и подлежащим сносу» жилой <адрес> в <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения для указанного дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Из экспертного исследования следует, что жилой дом не пригоден для дальнейшей эксплуатации, конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии и подлежат сносу, повреждения выявлены во всех помещениях дома, износ составляет более 70%. Поскольку дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации МО Языковское городское поселение об установлении срока отселения граждан из указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ нарушает права граждан на благоприятную среду проживания. Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома с его последующим сносом в разумный срок. Установление длительного срока для сноса многоквартирного дома посягает на интересы неопределенного круга лиц - собственников, нанимателей помещений многоквартирного дома, членов их семей, не отвечает принципу разумности, а также срока расселения из него жителей, влечет дальнейшую эксплуатацию данного дома, состояние которого грозит обрушением и может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью. В этой связи просит признать незаконным пункты 2, 3, 4 постановления Администрации муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов в МО Языковское городское поселение аварийным и подлежащим сносу» в части установления сроков отселения граждан, проживающих в <адрес>, в <адрес>; обязать Администрацию муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области установить разумные сроки отселения жильцов из указанного аварийного дома.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Рябов В.Н. и Волков И.С.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Козлов А.В. поддержал административный иск по доводам, указанным в заявлении.

В судебном заседании заинтересованное лицо Рябов В.Н. просил требования удовлетворить, пояснив, что он вынужден проживать у дочери ввиду того, что в квартире проживать нельзя, дом в аварийном состоянии. Другого жилья у него нет.

Заинтересованное лицо Волков И.С. просил требования удовлетворить, пояснив, что он вынужден проживать у сестры, так как в квартире нет условий для проживания, отсутствуют полы, крыша. Другого жилья у него нет.

Представитель ответчика - Администрации МО Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дате рассмотрении дела извещался.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 39 КАС РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, заключением межведомственной комиссии МО Языковское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> на основании выводов, изложенных в экспертном исследовании «Группа компаний Экспертизы и Оценки», признан аварийным и подлежащим сносу в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации.

Постановлением Администрации МО Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов в МО Языковское городское поселение аварийным и подлежащим сносу» указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (п. 1), установлен срок отселения физических лиц до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2) Администрации МО Языковское городское поселение рекомендовано предусмотреть денежные средства для софинансирования на отселение граждан из аварийного многоквартирного дома при формировании бюджета муниципального образования Языковское городское поселение на 2032 год и плановый период 2033-2034 годов; в срок до ДД.ММ.ГГГГ приобрести жилые помещения для последующего предоставления в установленном порядке гражданам, проживающим в аварийном многоквартирном доме; в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить гражданам, проживающим в аварийном многоквартирном доме, другие жилые помещения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; исключить из Реестра муниципального имущества муниципального образования Языковское городское поселение муниципальные жилые помещения, находящиеся в аварийном многоквартирном доме, после его сноса (п. 3). Администрации муниципального образования Языковское городское поселение рекомендовано предусмотреть средства на снос аварийного многоквартирного дома при формировании бюджета муниципального образования Языковское городское поселение на 2033 года и плановый период 2034 и 2035 годов (п. 4).

Согласно экспертному исследованию , подготовленному по результатам обследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ООО «Группа Компаний Экспертизы и Оценки», процент физического износа многоквартирного жилого дома на момент проведения обследования составляет более 70%. Дальнейшая эксплуатация дома невозможна, поскольку сырая проводка может повлечь за собой возгорание, что приведет к пожару. Фундамент находится в аварийном состоянии, что влечет за собой полное разрушение несущих конструктивный элементов дома. Требуется срочная замена кровельного покрытия, ремонт стропильной системы кровли (капитальный ремонт кровли).

Как установлено из материалов дела, собственником дома является МО Языковское городское поселение, которое предоставило принадлежащее муниципальному образованию жилое помещение в пользование Рябову В.Н. и Волкову И.С. на основании договоров социального найма. В настоящее время в указанном жилом доме никто не проживает.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что техническое состояние жилого дома, являющегося аварийным и подлежащим сносу, представляет угрозу для проживающих в нем лиц, дом грозит обрушением, в связи с чем установленные административным ответчиком в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ сроки отселения и проведения связанных с отселением соответствующих мероприятий не отвечают признакам разумности, следовательно, пункты 2, 3, 4 оспариваемого постановления являются незаконными.

В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение № 47), на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В пунктах 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 года, в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, вышеприведенного Положения № 47, определение срока отселения физических и юридических лиц является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Как разъяснено в п. 22 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом изложенного, признавая незаконным пункты 2, 3, 4 постановления Администрации муниципального образования Языковское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ , суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность не позднее 3 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения жильцов аварийного <адрес> путем внесения соответствующих изменений в оспариваемое постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Карсунского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконными пункты 2, 3, 4 постановления Администрации муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов в МО Языковское городское поселение аварийным и подлежащим сносу» в части установления сроков отселения граждан, проживающих в <адрес> в <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения жильцов аварийного <адрес> в <адрес> путем внесения соответствующих изменений в постановление Администрации муниципального образования Языковское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ .

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.В. Лобина

Решение в окончательной

форме принято 27.09.2023

2а-1-626/2023 ~ М-1-657/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Карсунского района
Ответчики
Администрация МО "Языковское сельское поселение"
Суд
Карсунский районный суд Ульяновской области
Судья
Лобина Н. В.
Дело на сайте суда
karsunskiy--uln.sudrf.ru
15.08.2023Регистрация административного искового заявления
15.08.2023Передача материалов судье
18.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее