РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 июня 2014 г. г. Махачкала
Федеральный суд Советского района г.Махачкалы в составе председательствующего судьи Магомедовой Д.М., при секретаре Буттаевой З.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хаджимагомаева Х.Ю. к ФКУ «Главное бюро МСЭ по РД» об обязании осуществить медико-социальное освидетельствование за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.,
установил:
Хаджимагомаев Х.Ю. обратился в суд с заявлением об обязании ФКУ «Главное бюро МСЭ по РД» осуществить медико-социальное освидетельствование в отношении него за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ гг. и выдать ему акт освидетельствования с указанием степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и выдать справку об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что он, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. служил в органах внутренних дел Республики Дагестан.
ДД.ММ.ГГГГ, находясь на дежурстве, при преследовании вооруженных преступников, получил огнестрельное ранение правой стопы, и был признан ограниченно годным к службе. Уволен в соответствии с приказом МВД РД № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 58 п. «з» (по болезни). Был признан инвалидом <данные изъяты>, причина инвалидности – «военная травма». С ДД.ММ.ГГГГ признан инвалидом <данные изъяты> бессрочно в связи с военной травмой.
В соответствии со ст.29 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1 и соответствующего приказа МВД РФ от 15 октября 1999 года № 805 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких», ст. 1084, 1085 ГК РФ он имеет право на возмещение вреда здоровью в виде ежемесячных выплат в размере, превышающем сумму назначенной пенсии в размере утраченного заработка в результате утраты профессиональной трудоспособности. Данные выплаты он не получал и не обращался в Хасавюртовский ГОВД, поскольку не знал о существовании этих норм закона. В 2010 году ему разъяснили, что необходимо пройти освидетельствование и определить степень утраты профессиональной трудоспособности. Он обратился в ФКУ «ГБ МСЭ по РД» для освидетельствования, однако ему отказали. Он обратился в Советский районный суд г.Махачкала и по решению Советского районного суда г. Махачкала от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ГБ МСЭ по РД» была проведена экспертиза на предмет определения утраты профессиональной трудоспособности в результате увечья, полученого им ДД.ММ.ГГГГ года.
Экспертизой установлено, что утрата профессиональной трудоспособности составила 60%. В соответствии с решением суда определение степени утраты профессиональной трудоспособности было произведено с ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью ему были выплачены с ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, в соответствии с действовавшим тогда приказом МВД РФ от 15 октября 1999 года №805 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких» п. 10 исковая давность на выплату единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба не распространяется.
При обращении за возмещением ущерба по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого ущерба суммы возмещения ущерба выплачиваются за прошлое время не более чем за три года. Эти же положения закреплены и в ст. 43.Закона РФ «О полиции».
Таким образом, он имеет право обратиться за выплатой ежемесячных выплат в счет возмещения вреда здоровью за прошлое время еще за три года, т.е. за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годы.
Для обращения в полномочный орган или в суд он должен представить акт освидетельствования в государственной медико-социальной экспертизе с указанием степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах в ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Хаджимагомаев Х.Ю. и его представитель по ордеру Набиулина С.К. подержали заявленные требования и просили иск удовлетворить.
Представитель ФКУ «Главное бюро МСЭ по РД» Гаджиев З.Ф. заявление Хаджимагомаева Х.Ю. не признал и просил суд в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
До принятия Постановления Правительства РФ № 70 от 31 января 2013 года «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника ОВД РФ» ни одним из нормативно правовых актов не регулировалось определение степени утраты трудоспособности в процентах сотрудникам правоохранительных органов, уволенных со службы вследствие получения военной травмы учреждениями медико-социальной экспертизы.
В статьях 1084-1094 ГК РФ определен общий порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Конкретные механизмы по реализации указанного порядка устанавливаются соответствующими федеральными законами и нормативными правовыми актами. Федеральным законом от 24.07.1998года N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлены основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей.
Руководствуясь указанным законом, Правительство Российской Федерации Постановлением от 16.10.2000 года N 789 утвердило Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Условия и порядок компенсационных выплат бывшим военнослужащим до вступления в силу вышеуказанного Постановления Правительства РФ № 70 от 31 января 2013 года «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника ОВД РФ» были определены ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов налоговой полиции".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ -N 52 «определение степени тяжести увечий, (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществлялось соответствующими медицинскими органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба, военные сборы. Таким образом, страховые выплаты бывшим военнослужащим и лицам, приравненным к ним по обязательному государственному страхованию, не зависят от степени утраты профессиональной трудоспособности.
Ссылка же истца на Федеральный закон № 125 от 24.07.1998 г., «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» а также на Постановление правительства № 789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» несостоятельна, так как данные нормы закона на сотрудников ОВД не распространяются.
Помимо этого, ссылка истца на определение Верховного суда РФ от 08.04.2003г. №КАС 03-132 также несостоятельна, так как суд при вынесении определения ссылался на те нормы закона, которые не применимы для сотрудников органов внутренних дел (правоохранительных органов), в частности на постановление Правительства РФ от 16.10.2000 года N 789 и Федеральный о закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу Хаджимагомаев Х.Ю. был уволен с органов внутренних дел по п. «з» по болезни на основании свидетельства о болезни ОВВК № от 09.06.1998г.Как следует из материалов дела и не опровергается ответчиком, Хаджимагомаеву Х.Ю. установлена инвалидность <данные изъяты> бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ.
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 года N 789 Хаджимагомаеву Х.Ю., установлено 60 % утраты профессиональной трудоспособности, бессрочно.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются (в ред. Федеральных законов от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ):
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; (п. 4 в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Решением Верховного суда РФ от 29 июня 2011 года «О признании недействующим пункта 6 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года №789» предписывается устанавливать степень утраты профессиональной трудоспособности граждан, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей учреждениями судебно – медицинской экспертизы.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 16.10.2000 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.08.2007 г. № 789, с изм., внесенными определением Верховного Суда РФ от 08.04.2003 г. № КАС 03-132, решением Верховного Суда РФ от 20.08.2007 г. № ГКПИ 07-5/627) утвердило Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно п.2 Правил степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность, вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В соответствии с определением Верховного Суда РФ от 08.04.2003 г. № КАС 03-132 решение Верховного Суда РФ от 27.01.2003 г. № ГКПИ 02-1358 отменено и вынесено новое решение, которым признан недействующим и не подлежащим применению со дня вынесения определения пункт 2 в части ограничивающей возможность установления степени утраты профессиональной трудоспособности за период, предшествующий освидетельствованию.Однако, в настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства № 70 «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника ОВД РФ» определен порядок проведения освидетельствования на степень утраты трудоспособности для сотрудников органов внутренних дел
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Хаджимагомаева Х.Ю. об обязании ФКУ «Главное бюро МСЭ по РД» провести в отношении Хаджимагомаева Х.Ю. освидетельствование за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года на степень утраты трудоспособности в процентах, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хаджимагомаева Х.Ю. удовлетворить.
Обязать ФКУ «Главное бюро МСЭ по РД» провести в отношении Хаджимагомаева Х.Ю. освидетельствование за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года на степень утраты трудоспособности в процентах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Магомедова Д.М.