Дело № 2–1245/2015 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2015 года |
город Волхов |
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Масалевой О.А.,
при секретаре Крутицкой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску *** городского прокурора Ленинградской области в защиту неопределенного круга лиц к ООО «***» о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки отходов и обязании организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных на региональной автомобильной дороге <адрес>, на отметке км 0 + 500 (слева) специализированным транспортом на санкционированный полигон ТБО,
у с т а н о в и л:
*** городской прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ООО «***» о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки отходов и обязании организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных на региональной автомобильной дороге <адрес>, на отметке км 0 + 500 (слева) специализированным транспортом на санкционированный полигон ТБО.
В обоснование иска прокурор указал, что *** городской прокуратурой дд.мм.гг совместно со специалистами Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, с привлечением специалистов администрации МО <адрес> муниципального района Ленинградской области, специалистов ООО «***», проведена проверки исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории МО <адрес>. В ходе проверки установлено, что в границах МО <адрес>, на региональной автомобильной дороге <адрес>, на отметке км 0 + 500 (слева) выявлена несанкционированная свалка отходов. Объем отходов 30 куб.м. Площадь загрязнения 200 кв.м. Состав отходов – ТБО. Свалка расположена в границах полосы отвода региональной автомобильной дороги Данный факт подтверждается актом выездной проверки от дд.мм.гг, фототаблицей, иными материалами проверки. Также установлено, что организацией, осуществляющей содержание региональной а/д <адрес> в соответствии с государственным контрактом от дд.мм.гг (реестровый помер ***) на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в *** районе Ленинградской области на *** и 1 квартал *** года является ООО «***». В соответствии Техническим заданием к указанному контракту полоса отвода автомобильных дорог должна регулярно убираться от мусора, посторонних предметов, упавших предметов. Ненадлежащее выполнение ООО «***» возложенных обязанностей по уборке отходов и мусора в границах полосы отвода региональной автомобильной дороги ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде (ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения»).
Прокурор в судебное заседание не явился, уведомлен о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ответчика ООО «***» Н.В., действующий по доверенности, иск не признал, представил отзыв на иск.
Представитель третьего лица администрации МО *** муниципального района Н.Е. указала, что свалка находится вне территории МО *** муниципального района.
Суд, с согласия представителя ответчика ООО «***» Н.В., представителя третьего лица, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора.
Суд, выслушав представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 12, ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
На основании ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Областным законом Ленинградской области № 7-оз от 04 марта 2010 года «Об обращении с отходами в Ленинградской области» к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ч. 1 ст. 6), а в силу ст.14 данного Областного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
В соответствии с ГОСТом 30772-2001, введенным Постановлением Госсандарта России от 28.12.2001 г. № 67-ст, несанкционированные свалки отходов, это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (п. 4.13); собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение (п.7.8), если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся; производитель отходов - любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые производят отходы, или, если эти лица неизвестны, лицо, которое владеет данными отходами или на чьей территории они расположены (п. 7.18.).
В силу Федерального закона № 25-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги; 6) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; 7) владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление; 15) полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (п.п. 1, 6, 7, 15 ст. 3)
Согласно п.6 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402): в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят: пп.1) по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода: и) поддержание в чистоте и порядке элементов обозначения границ полосы отвода; пп.2) по дорожным одеждам: а) очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий.
В судебном заседании установлено, что *** городской прокуратурой дд.мм.гг совместно со специалистами Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, с привлечением специалистов администрации МО <адрес> муниципального района Ленинградской области, специалистов ООО «***», проведена проверки исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории МО <адрес>. В ходе проверки установлено, что в границах МО <адрес>, на региональной автомобильной дороге <адрес>, на отметке км 0 + 500 (слева) выявлена несанкционированная свалка отходов. Объем отходов 30 куб.м. Площадь загрязнения 200 кв.м. Состав отходов – ТБО. (л.д. 8-10). Панорамными снимками (фототаблицей), приложенными к акту, подтверждается нахождение рядом с дорожным покрытием в полосе отвода автодороги свалки бытовых отходов (л.д. 11-12).
Согласно выкопировке из графического плана земель в районе границ МО <адрес> указанная свалка находится вне границ Поселения, а в границах МО <адрес>.
Из государственного контракта на выполнение работ по содержанию и ремонту региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в *** районе на *** год и 1 квартал *** года от дд.мм.гг следует, что дорога региональная <адрес> обслуживается ООО «***», указанная дорога расположена в границах территории МО <адрес>.
Установлено, что автомобильная дорога <адрес> состоит на балансе Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области.
С учетом изложенного, судом установлено, что автомобильная дорога <адрес> является дорогой общего пользования регионального значения, находится на балансе Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, на обслуживании ООО «***».
Полномочия в сфере содержания данной дороги, в том числе, поддержания полосы отвода в чистоте и порядке, очистке ее от мусора и посторонних предметов с вывозкой и утилизацией, возложены в силу исследованного судом государственного контракта на ООО «***».
Судом установлено, что указанная свалка расположена непосредственно в полосе отвода автомобильной дороги <адрес> следовательно, обязанность по ее сбору и выводу следует возложить на ответчика.
Судом признается, что указанная свалка на автомобильной дороге общего пользования (участке дороги) образовалась и продолжает существовать, в том числе в результате ненадлежащего исполнения обязанностей со стороны ответчика и бездействия по неорганизации ликвидации несанкционированной свалки, в результате которых нарушаются права и законные интересы граждан.
На основании изложенного, суд признает необходимым возложить обязанность по организации надлежащим образом процесса сбора и вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных на региональной автомобильной дороге <адрес> на ответчика, который ненадлежаще исполняют возложенные на него обязанности по организации очистки проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
признать незаконным бездействие ООО «***» по ликвидации несанкционированной свалки отходов на региональной автомобильной дороге <адрес> на отметке км 0+500 (слева).
Обязать ООО «***» в срок один месяц с момента вступления решения суда в законную силу организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов, незаконно размещенных на региональной автомобильной дороге <адрес> на отметке км ) +500 (слева) специализированным транспортом на санкционированный полигон ТБО.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья: подпись Масалева О. А.
***
***