Дело № 12-736/2016
РЕШЕНИЕ
г. Пермь Пермского края 07.07.2016 года
Судья Свердловского районного суда г. Перми Анищенко Т.В.,
при секретаре Мустафине О.Ю.,
с участием защитника ФИО12.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу -ДОЛЖНОСТЬ- ООО «Территория» ФИО1 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ № заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как должностное лицо – -ДОЛЖНОСТЬ- ООО «Территория» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме -СУММА1-
Из постановления должностного лица следует, что выявленное правонарушение заключается в том, что -ДОЛЖНОСТЬ- ООО «Территория» ФИО1 не исполнены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. В результате рассмотрения Акта камеральной проверки: от ДД.ММ.ГГГГ № исполнения ООО «Территория» требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Проверкой установлено, что ООО «Территория» с ДД.ММ.ГГГГ (дата заключения первого договора на оказание посреднических услуг в сфере купли-продажи недвижимого имущества) осуществляло деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок: купли-продажи недвижимого имущества, что подтверждается: выпиской, из ЕГРЮЛ, где основным видом деятельности заявлено предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом; представленными к материалам проверки агентскими договорами по продаже жилого недвижимого имущества с ФИО7 (договор от ДД.ММ.ГГГГ №), ФИО8 (договор от ДД.ММ.ГГГГ №), ФИО3 (договор от ДД.ММ.ГГГГ №), ФИО4 (договор от ДД.ММ.ГГГГ №) и др.; представленными к материалам проверки государственными контрактами на приобретение жилых помещений в государственную собственность <адрес>; иными документами и информацией, имеющимися в материалах проверки.
Проверкой установлено, что -ДОЛЖНОСТЬ- ООО «Территория» ФИО1 в течение длительного времени, а именно, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не исполнялось законодательство РФ о ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно: в соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, согласно пункту 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2014 № 58 (далее - Положение о постановке на учет), организации, оказывающие посреднические услуги в сфере купли-продажи недвижимого имущества подлежат постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга. Проверкой установлено, что ООО «Территория» в течение длительного времени, а именно, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мер, направленных на постановку на учет в уполномоченном органе не предпринималось.
В соответствий с п.2 ст.6 Федерального закона на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
С 01 февраля 2013 года доступ организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, осуществляется только с помощью Личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Портал) по адресу https://portal.fedsfin.ru/, о чем до организаций доводилось Информационным письмом Росфинмониторинга от 17 января 2013 г. № 24, размещенным в открытом доступе в интернете на официальном сайте Росфинмониторинга - www.fedsfm.ru, а также в открытых информационно - справочных системах «Консультант плюс», «Гарант» и др.
Отсутствие в течении длительного времени, а именно, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действий со стороны ООО «Территория», направленных на постановку на учет и, как следствие, ненадлежащая организация внутреннего контроля на предмет сверки клиентов ООО«Территория» с Перечнем организаций и физических лиц, "в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, несмотря на то, что ООО «Территория» принимались на обслуживание следующие клиенты: ФИО7 (агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ №), ФИО3 (агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ №), ФИО10 (агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ №), ФИО4, ФИО5 (договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ б/н), ФИО6 (договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ б/н), ФИО9 (договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ б/н), свидетельствует о непринятии в указанный период со стороны ООО «Территория» действий, направленных на создание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля в организации.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Проверкой установлено, что в проверяемом периоде Обществом, осуществлялась деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля и специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, что свидетельствует об отсутствии в течение длительного времени организованной системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
В соответствии с Федеральным законом требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. Согласно постановлению Правительства РФ от 29.05.2014,№492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма-и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения; устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 - утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению, кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов. Настоящим Положением установлены требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, указанных в статье 5, Федерального закона (за исключением кредитных организаций). Согласно пункту 2 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утверждается руководителем организации. В указанный перечень включаются следующие сотрудники: а) руководитель организации; б) руководитель филиала организации; в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализаций (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; г) специальное должностное лицо; д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета; е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии) ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии; 3) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.
Согласно списку сотрудников обучение в целях ПОД/ФТ в ООО «Территория» должна проходить -ДОЛЖНОСТЬ- ФИО1 Проверкой установлено, что в ООО «Территория» отсутствует утвержденный перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере ПОД/ФТ. Документов, свидетельствующих об обратном, на момент проведения проверочных мероприятий не представлено. В соответствии с требованиями Росфинмониторинга, в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение проводится в том числе, в форме дополнительного инструктажа и целевого инструктажа. Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо при изменении действующих и вступлении в-силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Проверкой выявлено, что за отсутствие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, обучение в форме дополнительных инструктажей при вступлении в силу ряда нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ с сотрудниками, обязанными проходить, обучение в сфере ПОД/ФТ, в отсутствии специального должностного лица не проводилось, а именно: 30.06.2015 при вступлении в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ «Об урегулирований особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 01.07.2015 при вступлении в Силу Федерального закона от 29.06.2015 N 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 01.07.2015 при вступлении в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ «О внесении -изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; 29.12.2015 при вступлении в силу Федерального закона от 08.06.2015 N 140-ФЗ (ред. от 29..12,-2015) «О добровольном декларировании физическими лицами: активов и счетов-(вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отсутствие проведения обучения в форме дополнительных инструктажей при вступлении в силу: вышеуказанных нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в части подготовки и обучения кадров организации.
В соответствии с п. 10 Положения однократное обучение в форме целевого инструктажа должен пройти, в том числе, руководитель организации. Кроме того, учитывая - что ООО «Территория», относящиеся с ДД.ММ.ГГГГ согласно Документам и материалам административного дела к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованным, в ст. 5 Федерального закона, т.е является субъектом сферы применения Федерального закона, следовательно, -ДОЛЖНОСТЬ- ООО «Территория» ФИО1 обучение в сфере ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа следовало пройти не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, данная обязанность ФИО1 не исполнена, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в части подготовки и обучения кадров организации. Отсутствие организации и осуществления внутреннего контроля в ООО «Территория» привело к невыявлению операций, подлежащих обязательному контролю и непредставлению сведений в Росинфоманиторинг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие- сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Согласно ст.6 Федерального закона к операции, подлежащей обязательному контролю, относится в том числе, сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Территория» заключило с гр. ФИО6, договор купли-продажи квартиры расположенной по адресу: <адрес>, на сумму -СУММА4-, заключенный во исполнении муниципального контракта на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для нужд -ОРГАНИЗАЦИ1- для исполнения судебных решений № от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения по вышеуказанной операции, подлежащей обязательному контролю, следовало, представить в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней следующих за днем совершения операции, то есть не позднее, ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение п.1 ст.7 Федерального закона, сведения по вышеуказанной операции в Росфинмониторинг не представлены. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Территория» заключило с -ОРГАНИЗАЦИ1-, договор купли-продажи квартиры расположенной по адресу: <адрес> на сумму -СУММА3-, заключенный во исполнение муниципального контракта на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для нужд муниципального образования <адрес> для исполнения судебных решений № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения по вышеуказанной операции, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в Росфинмониторинг, не позднее трех рабочих дней следующих за днем совершения операции, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение п.1 ст.7 Федерального закона, сведения по вышеуказанной операции в Росфинмониторинг не представлены. Документов, свидетельствующих об обратном, в ходе проведения проверочных мероприятий не представлено. В соответствии с п.6.6. ст.6 Устава ООО «Территория», утвержденного протоколом общего собрания учредителей от ДД.ММ.ГГГГ и иных учредительных документов, единоличным исполнительным органом и лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью Общества является директор. Согласно имеющимся материалам дела (учредительный договор ООО «Территория» от ДД.ММ.ГГГГ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ №, протокол от ДД.ММ.ГГГГ №, протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) -ДОЛЖНОСТЬ- ООО «Территория» является ФИО1. Таким образом, ФИО1, осуществляя текущее руководство деятельностью Общества обязана была обеспечивать соблюдение возглавляемой ей организацией требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма, однако ФИО1 не предприняла всех необходимых мер в указанных целях, что подтверждается изложенными выше фактами и материалами административного дела. Таким образом, допущенное -ДОЛЖНОСТЬ- ООО «Территория» ФИО1 правонарушение, выразившееся в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждено материалами административного дела, что в Обществе внутренний контроль в целях ПОД/ФТ должным образом организован не был и не осуществлялся в силу ошибочного толкования норм действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ (вх. МРУ от 09.02.2016 №17/1434), а именно, ООО «Территория» являясь в соответствии со ст. 5 Федерального закона- организацией оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, осуществляло деятельность в отсутствие постановки на учет в уполномоченном органе; в отсутствии правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов полученных преступным путем, и финансированию-терроризма, а также в отсутствие специального должностного лица, ответственного за их реализацию. Кроме того ООО «Территория» в проверяемом периоде осуществляло свою деятельность с нарушением положений Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203, что привело к не выявлению и не представлению, в уполномоченный органу сведений по операциям, подлежим обязательному контролю в соответствии с требованиями ФЗ № 115-ФЗ.
Правонарушение совершено -ДОЛЖНОСТЬ- ООО «Территория»- ФИО1, которая является единоличным исполнительным органом и осуществляет текущее руководство деятельностью общества в силу действующего законодательства и учредительных документов, не предприняла всенеобходимые организационные меры по соблюдению возглавляемой ей организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Следовательно совершила административное правонарушение предусмотренное ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получила копию постановления.
ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО1 поступила в Свердловский районный суд <адрес>.
В жалобе заявитель просит отменить постановление, производство по делу прекратить. Заявитель указала, что заключая договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Территория» не выступало в роли организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а выступало в качестве покупателя квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается вышеуказанным договором и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №. Продавец квартиры - ФИО6 не являлась клиентом ООО «Территория», поскольку с ней не заключались договоры на оказание посреднических услуг. В соответствии с п. 4 ч. 1.1. ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ у ООО «Территория» отсутствовала обязанность представления в Росфинмониторинг сведений по данной сделке. Заключая договор № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Территория» выступало в качестве; продавца квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. При этом ООО «Территория» не оказывало какие-либо посреднические услуги при осуществлении, сделки, с вышеуказанной квартирой, договоры на оказание посреднических услуг ООО «Территория» не заключались. -ОРГАНИЗАЦИ1- не являлось клиентом ООО «Территория», а выступало в качестве приобретателя указанной квартиры. Таким образом, отсутствовали необходимые основания для возникновения обязанности OОO «Территория» по представлению сведений по данной сделке в Росфинмониторинг. Таким образом, административным органом не доказано наличие события административного правонарушения. Факты заключения ООО «Территория» агентских договоров с ФИО7 (агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ №), с ФИО3 (агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ №), с ФИО10 (агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ №), ФИО4 (агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ №) и непредставление в Росфинмониторинг информации по сделкам, совершенным во исполнение указанных агентских договоров не образуют состава административного правонарушения в связи с тем, что данные операции не подлежали обязательному контролю в силу ч. 1.1. ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ так как суммы, на которые они совершались, были менее трех миллионов рублей.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о месте, времени и дате судебного заседания была извещена надлежащим образом. Поскольку ФИО1 отказалась от реализации своего права на участие в рассмотрении дела, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Согласно статье 2.4 КоАП Российской Федерации должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей
В силу примечания к статье 2.4 КоАП Российской Федерации руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.
Федеральный закон N 115-ФЗ регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления;
операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;
клиент - физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе: организация и осуществление внутреннего контроля; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Статья 5 Федерального закона N 115-ФЗ относит операторов по приему платежей к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Пунктом 2 Положения N 203 установлено, что руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 203 в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - деятельность на финансовом рынке)) включаются следующие сотрудники: а) руководитель организации; д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета.
Согласно пункту 7 Положения N 203 вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения.
В силу положений пункта 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.
Законодатель установил в ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ ряд операций, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны выявляться и в установленном порядке направляться в уполномоченный орган, в том числе, и сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В силу статьи 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Из представленных материалов по делу об административном правонарушении следует, что в соответствии с приказом Федеральной службы по Финансовому мониторингу Межрегиональное Управление по Приволжскому федеральному округу (МРУ Росинфоманиторинга) по ПФО от12.01.2016 №17/11 старшим специалистом 2 разряда отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росинфоманиторинга по ПФО ФИО11 проведена камеральная проверка исполнения ООО «Территория» требований ФЗ за период с ДД.ММ.ГГГГ пол ДД.ММ.ГГГГ. Проверка начата ДД.ММ.ГГГГ, окончено ДД.ММ.ГГГГ. Цель проверки осуществление проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма (л.д. 9-17 том1 номенклатурное дело №).
По результатам проверки составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, котором установлено, что руководство ООО «Территория» в проверяемом периоде осуществляла ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ общество осуществляло деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Данным актом установлено, что ООО«Территория» в проверяемом периоде, а именно, в период с ДД.ММ.ГГГГ, осуществляло деятельность по оказанию посреднических услуг при «осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, что подтверждается агентскими договорами, государственными контрактами, муниципальными контрактами, согласно которым ООО «Территория» оказывает посреднические услуги в сфере купли-продажи недвижимого имущества, а также иными документами, имеющимися в материалах дела. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Территория» не предпринимались меры по направлению документов по постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО. Отсутствие постановки на учет привело к невозможности в течение длительного времени, а именно, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, идентификации клиентов с Перечнем и свидетельствует о непринятии в указанный период со стороны ООО «Территория» мер, направленных на создание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля. ООО «Территория» осуществляло свою деятельность в отсутствие правил
внутреннего контроля, специального должностного лица, ответственного за
реализацию правил внутреннего контроля, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля. В ООО «Территория» отсутствует утвержденный руководителем перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере ПОД/ФТ, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля. Проверкой установлено, что обществом нарушены требования приказа Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ № в части проведения обучения с сотрудниками, обязанными проходить обучение в сфере ПОД/ФТ, в форме Дополнительного инструктажа. Обучение в форме целевого инструктажа -ДОЛЖНОСТЬ- ФИО1 не пройдено. В ходе проверочных мероприятий установлено, что ООО «Территория» - совершен ряд операций, подлежащих обязательному контролю.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении должностного лица--ДОЛЖНОСТЬ- ООО «Территория» протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст 15.27 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола, представленных на него возражений и иных материалов административного дела заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО ФИО2, в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.62 КоАП РФ, вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ФИО1 которая исполняла в проверяемый период функции специального должностного лица, к административной ответственности по части 2 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере -СУММА2-.
Изучив материалы административного дела, судья считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган, то есть органы Росфинмониторинга (Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808). Информационном письмом от 17.01.2013 № 24 «Об изменении порядка предоставления информации поднадзорным организациям Росфинмониторинга», опубликованным на сайте http://www.fedsfrn.ru, Росфинмониторинг известил, что с 1 февраля 2013 года доступ поднадзорных ему организаций к Перечню будет осуществляться только с помощью личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу по адресу https://portal.fedsfm.ru/.
Доводы жалобы о том, что заключая договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Территория» не выступало в роли организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а выступало в качестве покупателя квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается вышеуказанным договором и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №. Продавец квартиры - ФИО6 не являлась клиентом ООО «Территория», поскольку с ней не заключались договоры на оказание посреднических услуг. В соответствии с п. 4 ч. 1.1. ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ у ООО «Территория» отсутствовала обязанность представления в Росфинмониторинг сведений по данной сделке. Заключая договор № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Территория» выступало в качестве; продавца квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. При этом ООО «Территория» не оказывало какие-либо посреднические услуги при осуществлении, сделки, с вышеуказанной квартирой, договоры на оказание посреднических услуг ООО «Территория» не заключались не влекут отмены постановления. Так в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Так, в соответствии с Уставом, предметом деятельности общества в том числе является проведение внешнеторговых и посреднических операций по приобретению за рубежом передовых технологий и оборудования, запасных и комплектующих частей к ним для последующей продажи на территории России, услуги организациям и гражданам в поиске нежилых помещений и гражданам по обмену и найму жилья.
Таким образом, в соответствии с классификатором видов экономической деятельности общество предоставляет посреднические услуги, связанные с недвижимым имуществом, осуществляет деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом, предоставляет посреднические услуги при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества.
Посреднические услуги на рынке сделок с недвижимостью в силу разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" заключаются в подборе вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, аренды гражданами для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, помощи в заключении указанными гражданами сделок по купле-продаже и иных сделок в отношении объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных граждан.
Из представленных договоров, заключаемых ДД.ММ.ГГГГ ООО «Территория» заключило с гр. ФИО6, договор купли- продажи квартиры расположенной по адресу: <адрес>, на сумму -СУММА4-. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Территория» заключило с -ОРГАНИЗАЦИ1-, договор купли-продажи квартиры расположенной по адресу: <адрес> на сумму -СУММА3-. Указанные договора были заключены, согласно правовых оснований указанных договоров, во исполнение муниципального контракта на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для нужд -ОРГАНИЗАЦИ1- для исполнения судебных решений № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ООО «Территория» совершает действия с денежными средствами или недвижимым имуществом посредством осуществления указанных выше действий, направленных на заключение договоров купли-продажи, то есть не являясь стороной договора, оказывает посреднические услуги при совершении сделок купли-продажи недвижимого имущества по смыслу ст. 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ.В связи с чем сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, следовало представить в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней следующих за днем совершения операции, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Однако обществом данные сведения не представлены.
Доводы жалобы о том, что -ОРГАНИЗАЦИ1- не являлось клиентом ООО «Территория», а выступало в качестве приобретателя указанной квартиры. Таким образом, отсутствовали необходимые основания для возникновения обязанности OОO «Территория» по представлению сведений по данной сделке в Росфинмониторинг. Таким образом, административным органом не доказано наличие события административного правонарушения материалами дела не подтверждается. Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 №59, принятый во исполнение п.2 ст.7 Федерального закона. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ клиент - физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. В соответствии с п. 1.3 Приказа Росфинмониторинга № 59 организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно) (далее - "разовые" операции), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых г операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений. Согласно материалам административного дела установлено, что не оспаривается привлекаемым лицом, между ООО «Территория» и -ОРГАНИЗАЦИ1- был заключен муниципальный контракт, в частности, от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого Исполнитель (ООО «Территория») обязуется передать за плату Заказчику (УЖО администрации <адрес>) жилые помещения, приобретаемые для нужд муниципального образования <адрес> для исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений, то есть исполнитель действует от имени и по поручению заказчика. Согласно п.5.4 Контракта цена его включает в себя стоимость квартир, все затраты Исполнителя (ООО «Территория») на поиск квартир на рынке недвижимости и иные расходы, которые могут возникнуть при исполнении Контракта, с учетом налогов, страховых выплат и иных обязательных платежей.
Во исполнение указанного контракта ООО «Территория» заключило с гр. ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи квартиры расположенной по адресу: <адрес>, а уже ДД.ММ.ГГГГ ООО «Территория» заключило с -ОРГАНИЗАЦИ1- договор купли-продажи квартиры данной квартиры, где в правовых основаниях заключения договора указано - муниципальный контракт на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для нужд -ОРГАНИЗАЦИ1- для исполнения судебных решений № от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. указанными договорами ООО «Территория» оказало -ОРГАНИЗАЦИ1- услугу по исполнению заключенного муниципального контракта.
Учитывая вышеизложенное, -ОРГАНИЗАЦИ1- является лицом, с которым ООО «Территория» вступило в финансовые взаимоотношения, которому оказало соответствующие услуги, и, следовательно, по смыслу Федерального закона №115-ФЗ относится к клиентам Общества.
Иные доводы жалобы правового значения не имеют.
Таким образом, совокупностью исследованных судьей допустимых доказательств опровергаются доводы жалобы.
Оценив приведенные доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ему наказание в минимальных пределах санкции указанной статьи.
Постановление отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ и вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица судья не находит оснований для его отмены или изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО ФИО2 оставить без изменения, жалобу -ДОЛЖНОСТЬ- ООО «Территория» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: Т.В. Анищенко