№ 3а-102/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации30.07.2019 г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
судьи Данилова О.И.
при секретаре Сафроновой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петрозаводского городского потребительского общества об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Петрозаводское ГорПО (...) обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по тем основаниям, что является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, на земельном участке расположено здание (...), категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации территории рыночного комплекса, для общего пользования (уличная сеть).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на (...) составляет (...) руб. (...) коп.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение земельного налога, исчисляемого от размера кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно результатам проведенной по инициативе административного истца независимой оценки (отчет от (...) (...), выполненный ООО фирма «Карельская Оценочная Компания» - оценщик Архипов А.И.) рыночная стоимость земельного участка по состоянию на (...) составляет (...) руб.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании указанного отчета в размере (...) руб.
По ходатайству административного истца определением суда от (...) назначена судебная оценочная экспертиза, согласно заключению которой рыночная стоимость земельного участка по состоянию на (...) составляет (...) руб.
В судебном заседании представитель административного истца Иванова В.Н. заявленные требования уточнила, просила с учетом заключения судебной оценочной экспертизы установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости – (...) руб.
Представители ГБУ РК «Центр государственной кадастровой оценки» Зайцева Е.В. и администрации Петрозаводского городского округа Хмелевская М.В. оставили разрешение спора на усмотрение суда.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, на земельном участке расположено здание (...), категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации территории рыночного комплекса, для общего пользования (уличная сеть).
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на (...) в размере (...) руб. (...) коп., данная кадастровая стоимость на момент рассмотрения дела судом является актуальной.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22.11.2018 № 221 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Республики Карелия».
В силу положений статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 388 НК РФ, статьи 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка имеет значение для административного истца, поскольку обозначенный показатель является налоговой базой по земельному налогу.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.12.2017 № 480-П установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Республики Карелия в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» – 29.12.2017.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) установлено, что кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1 и 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Часть 4 статьи 18 Федерального закона № 237-ФЗ предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (статья 17 Федерального закона № 237-ФЗ).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, административный истец обратился в суд 11.04.2019 с настоящим административным иском.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
По ходатайству представителя административного истца судом была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой было поручено ИП Блинниковой Е.А. Согласно заключению эксперта от (...) (далее – заключение) рыночная стоимость оцениваемого земельного участка по состоянию на (...) составляет (...) руб.
В соответствии с частью 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 4 статьи 84 КАС РФ).
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений (пункт 4 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299).
На основании пункта 5 ФСО № 3 в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Оценивая заключение эксперта ИП Блинниковой Е.А. в рамках проведенной судебной оценочной экспертизы, суд находит, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости, и соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Заключение отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки. Объект исследования имеет полное подробное описание, противоречий в выводах эксперта не имеется. Избранные оценщиком аналоги отвечают требованиям Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611, противоречий в выводах эксперта не имеется.
Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельного участка (для размещения объекта торгово-административного назначения), исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Обоснован отказ от применения методов в рамках доходного и затратного подходов и выбор метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную экспертом величину рыночной стоимости земельного участка, или сведений о его рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению в размере, определенном заключением эксперта в рамках судебной оценочной экспертизы.
В силу пункта 1.1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Поскольку административный истец воспользовался своим правом на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, оснований для возложения судебных расходов на административного ответчика в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 № 20-П суд не усматривает ввиду незначительного (около (...)%) отклонения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки ((...) руб. (...) коп.), от кадастровой стоимости в размере рыночной, установленной настоящим решением ((...) руб.).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Петрозаводского городского потребительского общества об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, на земельном участке расположено здание (...), категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации территории рыночного комплекса, для общего пользования (уличная сеть), по состоянию на (...) в размере его рыночной стоимости, равной (...) руб.
Сведения о кадастровой стоимости, установленные настоящим решением, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать (...).
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.И.Данилов
Мотивированное решение изготовлено в порядке части 2 статьи 177 КАС РФ (...), последний день подачи апелляционной жалобы (...).