Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-34847/2017 от 07.11.2017

Судья Рожнова О.Е. Дело № 33а-34847/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Чиченевой Н.А.,

судей Соколовой Н.М., Варламовой Е.А.,

при секретаре Горохове С.Б.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании 13 декабря 2017 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 17 июля 2017 года по делу по административному иску <данные изъяты> Василия Валентиновича к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным бездействия,

    заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,

    объяснения представителя Управления Росреестра по Московской области – Франке О.В., представителя <данные изъяты> В.В. – Моряковой С.В.,

установила:

    <данные изъяты> В.В. обратился в суд с административным иском к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, просил признать незаконным бездействие филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, выразившееся в невнесении в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ, в период с 26 ноября 2013 года по 26 мая 2015 года, и устранить указанное нарушение путем обязания филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области указать в ЕГРН в качестве даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей дату 1 января 2014 года и в качестве даты начала применения кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рублей дату 1 января 2015 года; признать незаконными действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, выразившиеся в предоставлении ИФНС России по г. Клину Московской области для исчисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> за 2014-2015 годы сведений о кадастровой стоимости, утвержденных распоряжением Минэкологии Московской области от 23 декабря 2009 года № 121-РМ, и устранить указанное нарушение путем обязания филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области предоставить ИФНС России по г. Клину Московской области для перерасчета земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> за 2014-2015 годы сведения о кадастровой стоимости, утвержденные распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ.

    Свои требования административный истец мотивировал тем, что в период с 24 декабря 2013 года по 14 января 2016 года он являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, общая площадь 317 076 кв. м, адрес: <данные изъяты> земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала <данные изъяты>. Данный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и поставлен на кадастровый учет 15 ноября 2013 года.

    Административными ответчиками при внесении в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> В.В. были допущены нарушения, в результате которых в налоговые органы представлялась недостоверная информация относительно кадастровой стоимости участка, что повлекло завышение в несколько раз налоговой базы при расчете земельного налога и, соответственно, повлияло на размер налогового обязательства административного истца.

    Обращения в вышестоящие органы Росреестра, несмотря на установление факта ошибки, не привели к исправлению ситуации, в связи с чем административный истец был вынужден обратиться в суд.

    В судебном заседании представители административного истца Морякова С.В., Ефимова Ю.Н. поддержали заявленные требования в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.

    Представители административных ответчиков Иванова Т.Н. и Каситериди И.Н. административный иск не признали.

    Представитель заинтересованного лица - ИФНС России по г. Клину Московской области - в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

    Решением Одинцовского городского суда Московской области от 17 июля 2017 года административное исковое заявление <данные изъяты> В.В. удовлетворено частично.

    В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

    В судебное заседание суда апелляционной инстанции <данные изъяты> В.В., представители филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области и ИФНС России по г. Клину Московской области не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке.

    В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

    Выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области – Франке О.В., представителя административного истца Моряковой С.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

    Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В соответствии с положениями статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

    Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (часть 6).

    Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

    Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что в период с 24 декабря 2013 года по 14 января 2016 года <данные изъяты> В.В. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, общая площадь 317 076 кв. м, адрес: <данные изъяты> земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала <данные изъяты>.

    Указанный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и поставлен на кадастровый учет 15 ноября 2013 года.

    Изначально кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> была определена и внесена в государственный кадастр недвижимости на дату его учета 15 ноября 2013 года на основании действовавшего на тот момент распоряжения Минэкологии Московской области от 23 декабря 2009 года № 121-РМ в размере <данные изъяты> рублей.

    Распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области.

    Дата определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения вышеуказанной государственной кадастровой оценки – 1 января 2013 года.

    В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 (далее – Методические указания), в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

    Аналогичные положения содержатся в пункте 4.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года № 113.

    Согласно пункту 1 приказа Минэкономразвития России и Росреестра от 26 декабря 2011 года № П/531 с 1 марта 2012 года ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.

    С 12 мая 2015 года действует приказ от 12 мая 2015 года № П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

    Принимая во внимание, что на 1 января 2013 года сведения о земельном участке <данные изъяты> В.В. в государственном кадастре недвижимости отсутствовали, и указанный земельный участок был учтен только 15 ноября 2013 года, то есть после даты проведения последней государственной кадастровой оценки, но до утверждения ее результатов, суд пришел к правильному выводу о том, что в данной ситуации специалисты филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области должны были руководствоваться положениями пункта 2.4 Методических указаний.

    В соответствии с абз. 2 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.

    Каких-либо иных сроков внесения сведений о кадастровой стоимости объектов, образование и постановка на учет которых произошли после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки, и до утверждения ее результатов, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

    Таким образом, как верно указал суд, во исполнение требований названных выше нормативных актов филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области должен был провести работу по актуализации кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего административному истцу, в течение десяти рабочих дней, начиная с 26 ноября 2016 года (даты утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки), определить его кадастровую стоимость на основании результатов оценки, утвержденных распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ (исходя из значения удельного показателя кадастровой стоимости 742,92 руб./кв. м), и с указанной даты внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 235 562 101,92 рублей в целях применения для исчисления земельного налога (абз. 3 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

    Между тем, из материалов дела усматривается, что действия по актуализации сведений о кадастровой стоимости земельного участка административного истца и приведению ее в соответствие с распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ были совершены органом кадастрового учета только 26 мая 2015 года. Именно эта дата содержится в государственном кадастре недвижимости как дата внесения сведений о кадастровой стоимости (л.д. 17). То есть в период с 26 ноября 2013 года по 26 мая 2015 года филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области допустил неправомерное бездействие, тем самым нарушив права и законные интересы налогоплательщика <данные изъяты> В.В.

    Как следует из пояснений административного истца, о дате внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка – 26 мая 2015 года, ему стало известно после получения кадастровых справок о кадастровой стоимости земельного участка от 17 августа 2015 года и от 11 сентября 2015 года.

    Посчитав указанную дату технической ошибкой, <данные изъяты> В.В. обратился в филиал ФГБУ ФКП «Росреестра» по Московской области с заявлением от 10 ноября 2015 года, в котором просил принять меры по ее исправлению.

    Рассмотрев обращение административного истца, филиал ФГБУ ФКП «Росреестра» по Московской области 10 декабря 2015 года принял решение № МО-15/РКФ-443814 об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, на основании которого в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 235 562 101,92 рублей, определенной исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> рублей, утвержденного распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 года <данные изъяты>-РМ (л.д. 20-25).

    Однако 25 сентября 2016 года <данные изъяты> В.В. получил налоговое уведомление <данные изъяты>, в котором расчет земельного налога по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> за 2015 год произведен исходя из его кадастровой стоимости на <данные изъяты> в размере 761 803 626,84 рублей, утвержденной недействующим с 1 января 2014 года распоряжением Минэкологии Московской области от 23 декабря 2009 года № 121-РМ, в соответствии со сведениями, представленными в налоговый орган филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области (л.д. 26-28).

    Таким образом, в нарушение принципа непрерывности актуализации сведений государственного кадастра недвижимости филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Московской области представлял налоговым органам для исчисления земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельного участка, отраженной в распоряжении Минэкологии Московской области от 23 декабря 2009 года № 121-РМ, несмотря на наличие сведений о кадастровой стоимости, утвержденной распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ, подлежащей применению с 1 января 2014 года и исключающей применение результатов предыдущей государственной кадастровой оценки, признанных утратившими силу с 26 ноября 2013 года (абз. 1 пункта 2 Распоряжения № 564-РМ).

    Также судом установлено, что 1 февраля 2016 года Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании заявления <данные изъяты> В.В. от 31 декабря 2015 года вх. № 9524-4/15-15 было вынесено решение <данные изъяты> об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей.

    В соответствии с абз. 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

    Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании вышеуказанного решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости филиалом ФГБУ ФКП «Росреестра» по Московской области в государственный кадастр недвижимости внесены не были, о чем свидетельствует кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 6 декабря 2016 года (л.д. 29).

    21 декабря 2016 года Сметанин В.В. обратился в филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Московской области с просьбой принять меры и устранить вышеуказанные нарушения, а также представить налоговым органам сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2014 года и 1 января 2015 года, определенной в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ. Кроме того, в обращении содержалась просьба о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 1 февраля 2016 года № 50-10а-10-770/16.

    Однако в своем ответе от 26 января 2017 года № исх.01-39/5494 по вопросу о дате внесения кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Московской области сослался на предыдущий ответ от 10 декабря 2015 года № исх.01-39/3454, дополнительных разъяснений или информации о принятии мер в соответствии с просьбой заявителя либо об отказе от принятия таких мер <данные изъяты> В.В. сообщено не было. По вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости сведений в соответствии с решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 1 февраля 2016 года <данные изъяты> орган кадастрового учета сообщил, что такие сведения не могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости в связи с тем, что с 19 января 2016 года земельный участок снят с кадастрового учета и ему присвоен статус «архивный» (л.д. 33-34).

    Суд первой инстанции обоснованно не согласился с позицией филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, изложенной в названном выше письме, поскольку ни Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ни Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года № 42, не содержат норм, препятствующих осуществлению вышеуказанных действий.

    Вместе с тем, невнесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> В.В. в соответствии с решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 1 февраля 2016 года <данные изъяты> противоречит положениям статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и нарушает права и законные интересы <данные изъяты> В.В. как налогоплательщика.

    8 февраля 2017 года <данные изъяты> В.В. обратился в Росреестр с жалобой на бездействие филиала ФБГУ «ФКП Росреестра» по Московской области, выразившееся в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ, в период с 26 ноября 2013 года по 26 мая 2015 года, а также сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 1 февраля 2016 года <данные изъяты>, в которой просил устранить допущенные нарушения путем указания в ЕГРН в качестве даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей - 1 января 2014 года, внесения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей и даты начала ее применения – 1 января 2015 года.

    Письмами от 6 марта 2017 года <данные изъяты> и от 20 марта 2017 года <данные изъяты> Росреестр сообщил, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 109 461 000 рублей, определенной Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, внесены в ЕГРН 10 марта 2017 года и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 26 мая 2015 года. В остальной части требования <данные изъяты> В.В. оставлены без удовлетворения (л.д. 47-52).

    Согласно представленным суду данным в настоящее время в ЕГРН содержится следующая актуальная информация в отношении земельного участка административного истца: кадастровая стоимость – <данные изъяты> рублей; дата определения кадастровой стоимости 15 ноября 2013 года; дата применения кадастровой стоимости – 26 мая 2015 года.

    Признав незаконным бездействие филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, выразившееся в невнесении в государственный кадастр недвижимости актуальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка административного истца в период с 26 ноября 2013 года по 26 мая 2015 года, в ненаправлении надлежащих сведений об изменении кадастровой стоимости в налоговые органы, суд пришел к правильному выводу о том, что в целях восстановления нарушенного права <данные изъяты> В.В. на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области должна быть возложена обязанность по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о применении в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рублей с 1 января 2015 года.

    В остальной части требования административного истца удовлетворению не подлежат.

    Отклоняя довод представителя административного ответчика о пропуске <данные изъяты> В.В. срока обращения в суд с настоящим административным иском, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что последний ответ Управления оценки объектов недвижимости Росреестра от 20 марта 2017 года № 15-00403/17, данный по результатам рассмотрения обращения административного истца от 8 февраля 2017 года, был получен последним 28 марта 2017 года (л.д. 54), а в суд он обратился 14 апреля 2017 года (л.д. 58-59).

    Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.

    Доводы апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области аналогичны доводам, приводившимся в возражениях на административное исковое заявление, не опровергают законность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.

    Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

    решение Одинцовского городского суда Московской области от 17 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области – без удовлетворения.

    Председательствующий:

    Судьи:

33а-34847/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Сметанин В.В.
Ответчики
Управление Росреестра по Московской области
Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области
Другие
ИФНС России по г. Клину Московской области
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
15.11.2017Судебное заседание
13.12.2017Судебное заседание
28.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2017Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее