дело № 2а-674/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея 3 июня 2016 года
Зейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Амурской области к Козиной ЖЖ о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу и пени,
установил:
Козина Ж.Ж. является собственником: легковых автомобилей Toyota Cami, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (в период с 16 сентября 2010 года по 11 марта 2014 года); Toyota Noah, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (со 2 октября 2012 года по настоящее время) и грузового автомобиля - Mazda Titan, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (с 7 августа 2012 года по 31 декабря 2015 года); в период с 26 марта 2013 года по 24 июля 2015 года являлась собственником нежилого здания кузнечно-сварочного цеха по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>; КВИ, <Дата обезличена> года рождения является собственником ? доли жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.
Козина Ж.Ж. приходится матерью КВИ, <Дата обезличена> года рождения.
Налоговым органом административному ответчику исчислен транспортный налог за 2013 и 2014 годы в сумме 8905 рублей, налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 112 рублей и земельный налог за 2014 год в сумме 205 рублей.
9 июля 2015 года налогоплательщику направлено налоговое уведомление № 314384 на уплату налогов, содержащие сведения об объектах налогообложения, ставке налога, расчете суммы налога, подлежащего уплате за соответствующий налоговый период, с указанием срока уплаты налога.
14 ноября 2015 года в связи с наличием недоимки административному ответчику направлено требование № 189307 об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени, которое налогоплательщиком также не исполнено.
Обязанность по уплате указанных налогов ответчик до настоящего времени не исполнил.
7 апреля 2016 года МИФНС России № 4 по Амурской области обратилась в суд с иском о взыскании с Козиной Ж.Ж., с учетом уточнения требований, задолженности по транспортному налогу за 2013 и 2014 годы в сумме 8905 рублей и пени по этому налогу за период со 2 октября 2015 года по 6 октября 2015 года в сумме 12.25 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 112 рублей, по земельному налогу за 2014 год в сумме 205 рублей.
Возражений по заявленным требованиям от административного ответчика не поступило.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Пунктом 9 статьи 7 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пп. 9 и 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право предъявлять в суды иски о взыскании недоимки и пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Данное право предоставлено руководителям налоговых органов и их заместителям в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1.
Таким образом, административный иск подан налоговым органом - МИФНС России № 4 по Амурской области, наделенным в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, подписан уполномоченным лицом – начальником указанной инспекции.
В соответствии со ст.51 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этом случае налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ.
По смыслу закона под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа).
Согласно п. 1 и 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ является региональным налогом, налог на имущество физических лиц и земельный налог в силу ст. 15 НК РФ - местными налогами.
Согласно ст. 357, 358 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В отношении таких транспортных средств налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, в частности для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно в размере 2,5 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно в размере 5 рублей, для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно в размере 4 рублей. Налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
На основании ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 363 НК РФ (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2013 года № 334-ФЗ) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст. 83 НК РФ под местом нахождения легковых автомобилей признается место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.
В соответствии со ст.2, п. 2 ст. 4 Закона Амурской области от 18 ноября 2002 года № 142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области» налоговые ставки устанавливаются, в частности в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства - для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно в размере 15 рублей, свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно в размере 30 рублей; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно в размере 24 рублей. Налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог в порядке и сроки, установленные ст. 363 НК РФ.
Согласно ст. 400, 401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности, в том числе на жилое помещение (квартиру), расположенное в пределах муниципального образования.
В силу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение о применении на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии со ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В силу ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.
Согласно ст. 409 НК РФ (в редакции от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно п. 1 ст. 388, ст. 389 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (п. 1 ст. 392 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии со ст. 397 НК РФ (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2013 года № 334-ФЗ) налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
На основании Положения о налогах на территории города Зея, утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов от 11 ноября 2009 года № 17/173, (действовавшего в спорный период) на территории г. Зеи введены в действие земельный налог и налог на имущество физических лиц, определены налоговые ставки: для земельных участков, предназначенных для эксплуатации индивидуального жилого дома, установлена в размере 0,15% от кадастровой стоимости земельного участка, на жилые помещения стоимостью свыше от 300000 рублей до 500000 рублей - в размере 0,2% от суммарной инвентаризационной стоимости, на нежилые помещения стоимостью до 300000 рублей - в размере 0,1% от суммарной инвентаризационной стоимости, а также порядок и сроки уплаты земельного налога, согласно которому налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пеню. Пеня начисляется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме, могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ
Как видно из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Козина Ж.Ж. является собственником: легковых автомобилей Toyota Cami, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (в период с 16 сентября 2010 года по 11 марта 2014 года); Toyota Noah, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (со 2 октября 2012 года по настоящее время); Mazda Titan, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (с 7 августа 2012 года по 31 декабря 2015 года); в период с 26 марта 2013 года по 24 июля 2015 года являлась собственником нежилого здания кузнечно-сварочного цеха по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>; КВИ, <Дата обезличена> года рождения является собственником ? доли жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.
Козина Ж.Ж. приходится матерью КВИ, <Дата обезличена> года рождения.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права, предусмотренные главой 12 СК РФ, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Согласно ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине (п. 3 ст. 28 ГК РФ).
Установлено, что налоговым органом административному ответчику исчислен транспортный налог за 2013 и 2014 годы в сумме 8905 рублей, налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 112 рублей и земельный налог за 2014 год в сумме 205 рублей, в его адрес направлено налоговое уведомление № 314384 об уплате в срок до 1 октября 2015 года транспортного налога за 2013 и 2014 годы в сумме 8905 рублей, налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 112 рублей и земельный налог за 2014 год в сумме 205 рублей.
14 ноября 2015 года в связи с неуплатой налога на имущество в установленный налоговым органом срок ответчику на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ направлено требование № 189307 об уплате в срок до 18 ноября 2015 года транспортного налога за 2013 и 2014 годы в сумме 8905 рублей и пени по этому налогу в сумме 12,25 рублей, налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 112 рублей и земельного налога за 2014 год в сумме 205 рублей, которое ответчиком не исполнено.
7 апреля 2016 года МИФНС России № 4 по Амурской области обратилась в суд с иском о взыскании с Козиной Ж.Ж., с учетом уточнения требований, задолженности по транспортному налогу за 2013 и 2014 годы в сумме 8905 рублей и пени по этому налогу за период со 2 октября 2015 года по 6 октября 2015 года в сумме 12.25 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 112 рублей, по земельному налогу за 2014 год в сумме 205 рублей.
При расчете суммы транспортного налога налоговым органом учтена налоговая база (мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах), установленная Законом Амурской области от 18 ноября 2002 года № 142-ОЗ налоговая ставка, размер доли в праве собственности, а также период нахождения автомобилей в собственности ответчика. Расчет транспортного налога, произведенный налоговым органом, проверен судом, является верным.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК суд принимает решение в пределах заявленных требований, в связи с чем размер задолженности по транспортному налогу за 2013 год с учетом заявленного истцом периода владения указанным автомобилей ответчиком в течение 5 месяцев составляет 1150 рублей.
При расчете суммы налога на имущество физических лиц и земельного налога налоговым органом учтена инвентаризационная стоимость жилого и нежилого помещений, кадастровая стоимость земельного участка, которые в предусмотренном законом порядке не оспорены, размер доли в праве собственности, а также установленные налоговые ставки. Расчет налога на имущество и земельного налога, произведенный налоговым органом, проверен судом, является верным.
В связи с тем, что установленная законом обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога ответчиком не исполнена, требование налогового органа о взыскании с ответчика недоимки по транспортному налогу за 2013 и 2014 годы в сумме 8905 рублей - в пределах заявленных требований, налогу на имущество физических лиц в сумме 112 рублей - в пределах заявленных требований и земельного налога в сумме 205 рублей, подлежит удовлетворению.
Кроме того, поскольку обязанность по уплате транспортного налога за 2014 год ответчиком в установленный законом срок не исполнена, постольку в соответствии со ст.75 НК РФ с ответчика подлежит взысканию пеня по транспортному налогу за период со 2 октября 2015 года по 6 октября 2015 года в сумме 12,25 рублей, расчёт пени за указанный период истцом произведён правильно.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ в случае удовлетворения административного искового заявления государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, а также положения п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 400 рублей.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Амурской области удовлетворить.
Взыскать с Козиной ЖЖ, проживающего по адресу: <адрес>, задолженность в сумме 9234 рублей 25 копеек, в том числе по транспортному налогу за 2013 год в сумме 1150 рублей и за 2014 год в сумме 7755 рублей, пеню по транспортному налогу за период со 2 октября 2015 года по 6 октября 2015 года в сумме 12 рублей 25 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 112 рублей, по земельному налогу за 2014 год в сумме 205 рублей.
Взыскать с Козиной ЖЖ государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Е.В. Охотская