РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
№ 12-48\2020
30 июня 2020 года г. Ахтубинск
Астраханской области
Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Лябах И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Фоменко О.А., с участием законного представителя юридического лица Шашкова М.Н., государственного инспектора Астраханской области в области охраны окружающей среды Агимова П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суд Астраханской области, находящемся по адресу: Астраханская область г. Ахтубинск ул. Ватутина, д. 18А, в порядке пересмотра жалобу законного представителя Товарищества собственников жилья «Водолей» Шашкова М.Н. на постановление государственного инспектора Астраханской области в области охраны окружающей среды Агимова П.А. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ «ВОДОЛЕЙ», ИНН №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания государственного инспектора Астраханской области в области охраны окружающей среды Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Агимова П.А. от ДД.ММ.ГГГГ № Товарищество собственников жилья «Водолей» (далее ТСЖ «Водолей») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данными постановлением, законный представитель Шашков М.Н. подал жалобу, в которой просит признать незаконным постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в отношении него – председателя ТСЖ «Водолей» Ахтубинским городским прокурором было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту не предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ и постановление о назначении административного наказания, административный штраф оплачен, однако по истечении 9 месяцев, в ходе плановой выездной проверки Службой природопользования и охраны окружающей среды, государственным инспектором по данному факту составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица и вынесено постановление о назначении административного наказания, что незаконно, так как за одно и тоже деяние дважды лицо, а именно ТСЖ «Водолей» в лице законного представителя ТСЖ «Водолей» Шашкова М.Н. привлечено к административной ответственности.
В судебном заседании законный представитель ТСЖ «Водолей» Шашков М.Н., поддержал доводы, изложенные в жалобе, просит признать незаконным постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, при этом пояснил, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с не предоставлением отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ им не оспаривается, однако протокол об административном правонарушении составлен после того как нарушение было устранено, а ТСЖ «Водолей» привлечено после того как к административной ответственности по данному факту уже был привлечен председатель ТСЖ «Водолей».
Изучив доводы жалобы, выслушав законного представителя ТСЖ «Водолей» Шашкова М.Н., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Агимова П.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствие со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в неисполнении обязанности по своевременному сообщению полной и достоверной экологической информации об источниках загрязнения окружающей среды.
При этом указанные действия должны быть совершены лицами, на которых в силу закона или иного нормативного правового акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию. Таким образом, субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законодательством случаях и сроки.
Под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных; несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц (органов).
Из представленных материалов следует, на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении ТСЖ «Водолей» с целью контроля за соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды.
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов в результате плановой выездной проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ТСЖ «Водолей» (Распоряжение службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено: ТСЖ «Водолей» осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>. Основной вид деятельности - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе в количестве 13 домов расположенных по адресам:
- <адрес>
- <адрес>;
- <адрес>
- <адрес>
- <адрес>;
- <адрес>;
<адрес>
Количество сотрудников - <данные изъяты> человек. Автотранспорт отсутствует. Стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не выявлено. Требования Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» не нарушены. Согласно представленным документам ТСЖ «Водолей» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от деятельности сотрудников, эксплуатации нежилого помещения и от товаров (продукции) утративших свои потребительские свойства образовались отходы 1, 4, 5 классов опасности (согласно ФККО): лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные утратившие потребительские свойства (1 кл. опасности); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (4 кл. опасности); отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (5 кл. опасности); растительные отходы при уходе за древесно- растительными посадками (5 кл. опасности).
Для накопления отходов в нежилом помещении по адресу: <адрес> используется пластмассовые урны в количестве <данные изъяты> штук (частично заполнены отходами). Для освещения помещений используются люминесцентные лампы. В результате плановой выездной проверки в отношении ТСЖ «Водолей» выявлено:
Согласно пункту 7 статьи 67 Федерального закона № 79-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 июня 2018 года № 261 утверждена форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Согласно приложению N 2 к приказу Минприроды России № 74 от 28 февраля 2018 года.
1. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее Отчет) предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее объекты), ежегодно до 25 марта года, до следующего за отчётным.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляет Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в следующие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности, то есть в данном случае в службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
В нарушение указанных требований ТСЖ «Водолей» (относится к объекту - III категории, свидетельство №) не предоставило отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ срок до ДД.ММ.ГГГГ, тем самым ДД.ММ.ГГГГ допустило указанное выше нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в непредставлении отчёта об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ в службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области. Отчет был отправлен ДД.ММ.ГГГГ.
Результаты проверки оформлены актом от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Под экологической информацией, по смыслу статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 67 Закона № 7-ФЗ).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 7 статьи 67 Закона № 7-ФЗ).
Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 8 статьи 67 Закона № 7-ФЗ).
Данные требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля установлены приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" (далее - Приказ № 74).
В соответствии с пунктом 1 Приложения № 2 к Приказу № 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Форма Отчета утверждена приказом Минприроды России от 14 июня 2018 года № 261 "Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля".
Установлено, что ТСЖ «Водолей» являясь источником негативного воздействия на окружающую среду, в ходе осуществления хозяйственной деятельности по адресу: <адрес>, в нарушение требований части 2 статьи 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, пункта 1 Приложения N 2 к Приказу Минприроды России от 29 февраля 2018 года № 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного контроля", в установленный срок - до ДД.ММ.ГГГГ не представило в Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ.
Такая отчетность направлена ТСЖ «Водолей» в Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 109).
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Астраханской области в области охраны окружающей среды Агимовым П.А. в отношении ТСЖ «Водолей» составлен протокол об административном правонарушении № по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Астраханской области в области охраны окружающей среды Агимовым П.А. вынесено постановление №, которым ТСЖ «Водолей» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Таким образом, в указанном случае ТСЖ «Водолей» вменяется бездействие по неисполнению экологического законодательства, вытекающего из деятельности товарищества, то есть совершение административного правонарушения в форме бездействия.
При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель Шашков М.Н. пояснил, что факт возникновения данного правонарушения считает собственной виной, за которое уже понес административное наказание ДД.ММ.ГГГГ. Нарушение было устранено после проведения проверки прокуратурой.
Проанализировав в совокупности представленные материалы, прихожу к выводу, что квалификация действий ТСЖ «Водолей» в непредставлении отчёта об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ в службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильная.
Так же установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем Ахтубинского городского прокурора ФИО1 по результатам проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ТСЖ «Водолей» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя ТСЖ «Водолей» Шашкова М.Н. в связи с не предоставлением отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением о назначении административного наказания государственного инспектора Астраханской области в области охраны окружающей среды Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Агимова П.А. от ДД.ММ.ГГГГ № Шашков М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Таким образом, за нарушение законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности ТСЖ «Водолей», а именно за не предоставление отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административно ответственности ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо-председатель ТСЖ «Водолей» Шашков М.Н. (постановление вступило в законную силу и исполнено) и ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ТСЖ «Водолей», нарушение устранено ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Вместе с тем нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения за одно и тоже правонарушение, как юридического лица, так и его должностного лица.
Согласно абзаца 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В пункте 15 постановления от 24 марта 2005 года № 5 (ред. от 19 декабря 2013 года) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Изложенное свидетельствует о том, что субъектный состав привлечения к административной ответственности различен. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях четко разграничивает меру ответственности, как должностного лица, так и отдельно юридического лица.
В связи с изложенным выше доводы законного представителя Шашкова М.Н. о том, что за одно и тоже административное правонарушение ТСЖ «Водолей» привлечено дважды, нахожу не состоятельными.
Административное наказание назначено ТСЖ «Водолей» в минимальном размере санкции статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, его размер является справедливым и соразмерным содеянному. Сведений о том, что ТСЖ «Водолей» к административной ответственности привлекается впервые, не имеется.
Постановление о привлечении ТСЖ «Водолей» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 3–5 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Астраханской области в области охраны окружающей среды Агимова П.А. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ «ВОДОЛЕЙ», ИНН №, ОГРН № юридический адрес: <адрес>, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Судья: Лябах И.В.