Дело № 2-3455/2020
50RS0036-01-2020-003814-16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2020 года
г.Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Чуткиной Ю.Р.
при помощнике судьи Савченкове-Белятко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пушкинского городского прокурора Московской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации городского округа <адрес> об обязании исполнить требования в области гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Пушкинский городской прокурор обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации городского округа <адрес> об обязании в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить работы по приведению защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), находящихся в муниципальной собственности, в соответствие с требованиями федерального законодательства и иных нормативных документов, восстановлению защитных свойств ЗС ГО и обеспечению их постоянной готовности к использованию для безопасного пребывания укрываемых, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени: привести в состояние постоянной готовности и использованию следующие ЗС ГО:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес> <адрес>
в том числе:
разработать паспорта ЗС ГО;
организовать надлежащее содержание помещений ЗС ГО, обеспечить сохранность защитных устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования (требования установлены во взаимосвязи положений статьи 8 Закона №28-ФЗ, Порядка №, постановления Правительства РФ от <дата> №, приказа МЧС России от <дата> №);
обеспечить выполнение требований при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, в том числе обеспечить сохранность:
защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его
элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и
герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
герметизации и гидроизоляции всего сооружения;
инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
освободить территорию ЗС ГО, в том числе пути движения, эвакуации, от посторонних предметов, различных материалов;
организовать надлежащее содержание, эксплуатацию, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО;
установить дизельные электростанции в ЗС ГО;
разработать документацию по эксплуатации ЗС ГО;
нанести маркировку на внутреннем оборудовании ЗС ГО, а также на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, с указанием порядковых номеров, которые наносятся белой краской с наружной и внутренней сторон.
В обосновании иска указано, что Пушкинской городской прокуратурой <адрес> в соответствии с пунктом 21 Плана работы городской прокуратуры проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО). Установлено, что в 2018 году на основании распоряжения <адрес> от <дата> №-РГ на территории <адрес> проведена инвентаризация ЗС ГО, по результатам которой на территории городского округа <адрес> выявлено 39 ЗС ГО, шесть из которых находится в собственности муниципального образования «<адрес>». В ходе проверки установлено, что администрацией не принимается должных мер, направленных на поддержание ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию. Так, согласно сведениям, представленным администрацией округа и Главным управлением МЧС России по <адрес>, ни одно из шести ЗС ГО (№), находящихся в муниципальной собственности, не готово к приему укрываемых. В этой связи обращает на себя внимание то обстоятельство, что, несмотря на объективную необходимость проведения ремонтных работ на указанных шести ЗС ГО, ремонт последних с момента их ввода в эксплуатацию (1980 - 1989 годы) не проводился ни разу. Указанные требования администрацией городского округа также не соблюдены - достаточное финансирование на выполнение расходных обязательств муниципального образования по поддержанию в надлежащем состоянии ЗС ГО, находящихся в муниципальной собственности, на протяжении длительного периода времени не осуществляется. В целях устранения выявленных нарушений законодательства в сфере гражданской обороны, прокуратурой в <адрес> <дата> вынесено представление, однако реальных мер, направленных на устранение имеющихся нарушений закона, не принято. Указанные обстоятельства также подтверждены в ходе проведенной <дата> совместно с начальником отделения надзорной деятельности по <адрес> ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> Кавкаевым В.Г. выездной проверки ЗС ГО, находящихся в муниципальной собственности. Так, городской прокуратурой выявлены следующие нарушения содержания вышеуказанных ЗС ГО: отсутствуют (не предоставлены) паспорта ЗС ГО (пункты 1.2, 2.2 Правил); не организовано содержание помещений ЗС ГО, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (требования установлены во взаимосвязи положений статьи 8 Закона №28-ФЗ, Порядка №, постановления Правительства РФ от <дата> №, приказа МЧС России от <дата> №); при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, в том числе не обеспечена сохранность (пункт 3.2.1 Правил): защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации. Пути движения в ЗС ГО загромождены посторонними предметами, различными материалами (пункт 3.2.3 Правил); содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования не осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО (пункт <дата> Правил); дизельные электростанции в ЗС ГО отсутствуют (пункт <дата> Правил); в ЗС ГО отсутствует требуемая документация (раздел 3.6 Правил); отсутствует маркировка на внутреннем оборудовании ЗС ГО, а также на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, с указанием порядковых номеров, которые наносятся белой краской с наружной и внутренней сторон (раздел 6.2.2 Правил). Таким образом, в результате бездействия администрации городского округа <адрес> не приняты меры по поддержанию объектов рассматриваемой категории в состоянии постоянной готовности к использованию, что может повлечь за собой неблагоприятные последствия, а также препятствует выполнению задач, круг которых определен статьей 2 Закона № 28-ФЗ. Непринятие достаточных мер по соблюдению требований закона в сфере гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в период военного времени и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В этой связи, предъявляя настоящее исковое заявление, прокурор действует в рамках предоставленных статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочий в интересах неопределенного круга лиц, поскольку непринятие достаточных мер по соблюдению требований закона в сфере гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в период военного времени и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (использование ЗС ГО в настоящее время по прямому назначению невозможно либо существенно затруднено).
В судебном заседании старший помощник Пушкинского городского прокурора <адрес> Макаревич Л.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещены, направили в суд заявление, согласно которому разрешение спора оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в их отсутствие
Представитель третьего лица ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по доверенности Кавкаев В.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Судом определено рассмотреть дело в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от <дата> № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В силу пункта 2 статьи 9 Закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств, в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение требований статьи 6 Закона № 28-ФЗ издано постановление Правительства Российской Федерации от <дата> №, которым утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, в соответствии с пунктом 9 последнего органы местного самоуправления в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.
На основании статьи 7 Закона № 28-ФЗ, пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от <дата> № «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» приказом Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № от <дата> утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В силу части 1 статьи 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом согласно части 1 статьи 53 Закона № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона № 131-ФЗ исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями БК РФ.
В силу статьи 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
Принцип самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ) бюджетной системы Российской Федерации означает, среди прочего, право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.
Из материалов дела усматривается, что Пушкинской городской прокуратурой <адрес> в соответствии с пунктом 21 Плана работы городской прокуратуры проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Проверкой установлено, что в 2018 году на основании распоряжения <адрес> от <дата> №-РГ на территории <адрес> проведена инвентаризация ЗС ГО, по результатам которой на территории городского округа <адрес> выявлено 39 ЗС ГО, шесть из которых находится в собственности муниципального образования «<адрес>»;
Между тем, администрацией городского округа <адрес> не принимается должных мер, направленных на поддержание ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно сведениям, представленным администрацией городского округа <адрес> и Главным управлением МЧС России по <адрес>, ни одно из шести ЗС ГО (№), находящихся в муниципальной собственности, не готово к приему укрываемых.
Однако, несмотря на объективную необходимость проведения ремонтных работ на указанных шести ЗС ГО, ремонт последних с момента их ввода в эксплуатацию (1980 - 1989 годы) не проводился ни разу, что не опровергнуто ответчиком.
Указанные требования администрацией городского округа <адрес> также не соблюдены, достаточное финансирование на выполнение расходных обязательств муниципального образования по поддержанию в надлежащем состоянии ЗС ГО, находящихся в муниципальной собственности, на протяжении длительного периода времени не осуществляется.
В целях устранения выявленных нарушений законодательства в сфере гражданской обороны, прокуратурой в адрес главы городского округа <адрес> <дата> вынесено представление, однако мер, направленных на устранение имеющихся нарушений закона, не принято.
Указанные обстоятельства также подтверждены в ходе проведенной <дата> совместно с начальником отделения надзорной деятельности по <адрес> ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> Кавкаевым В.Г. выездной проверки ЗС ГО, находящихся в муниципальной собственности.
Пушкинской городской прокуратурой выявлены следующие нарушения содержания вышеуказанных ЗС ГО: отсутствуют (не предоставлены) паспорта ЗС ГО (пункты 1.2, 2.2 Правил); не организовано содержание помещений ЗС ГО, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (требования установлены во взаимосвязи положений статьи 8 Закона №28-ФЗ, Порядка №, постановления Правительства РФ от <дата> №, приказа МЧС России от <дата> №); при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, в том числе не обеспечена сохранность (пункт 3.2.1 Правил): защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации. Пути движения в ЗС ГО загромождены посторонними предметами, различными материалами (пункт 3.2.3 Правил); содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования не осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО (пункт <дата> Правил); дизельные электростанции в ЗС ГО отсутствуют (пункт <дата> Правил); в ЗС ГО отсутствует требуемая документация (раздел 3.6 Правил); отсутствует маркировка на внутреннем оборудовании ЗС ГО, а также на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, с указанием порядковых номеров, которые наносятся белой краской с наружной и внутренней сторон (раздел 6.2.2 Правил).
Таким образом, в результате бездействия администрации городского округа <адрес> не приняты меры по поддержанию объектов рассматриваемой категории в состоянии постоянной готовности к использованию, что может повлечь за собой неблагоприятные последствия, а также препятствует выполнению задач, круг которых определен статьей 2 Закона № 28-ФЗ.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ.
Оценив представленные доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, поскольку непринятие достаточных мер по соблюдению требований закона в сфере гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в период военного времени и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Пушкинского городского прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к администрации городского округа <адрес> об обязании исполнить требования в области гражданской обороны удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа <адрес> в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по приведению защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в муниципальной собственности, в соответствие с требованиями федерального законодательства и иных нормативных документов, восстановлению защитных свойств защитных сооружений гражданской обороны и обеспечению их постоянной готовности к использованию для безопасного пребывания укрываемых, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени:
- привести в состояние постоянной готовности и использованию следующие защитных сооружений гражданской обороны:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
в том числе:
разработать паспорта защитных сооружений гражданской обороны;
организовать надлежащее содержание помещений защитных сооружений гражданской обороны, обеспечить сохранность защитных устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования (требования установлены во взаимосвязи положений статьи 8 Закона №28-ФЗ, Порядка №, постановления Правительства РФ от <дата> №, приказа МЧС России от <дата> №);
обеспечить выполнение требований при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, в том числе обеспечить сохранность:
защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его
элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и
герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
герметизации и гидроизоляции всего сооружения;
инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
освободить территорию защитных сооружений гражданской обороны, в том числе пути движения, эвакуации, от посторонних предметов, различных материалов;
организовать надлежащее содержание, эксплуатацию, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;
установить дизельные электростанции в защитных сооружений гражданской обороны;
разработать документацию по эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;
нанести маркировку на внутреннем оборудовании защитных сооружений гражданской обороны, а также на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, с указанием порядковых номеров, которые наносятся белой краской с наружной и внутренней сторон.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: