Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> 10 января 2023 года
Кошкинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ельчанинова А.С.,
помощника прокурора <адрес> ФИО2,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-40/2023 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Шпановка о признании бездействия администрации незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением указывая, что прокуратурой района проверено исполнение законодательства об охране окружающей среды на территории сельского поселения Шпановка. В ходе проверки выявлены нарушения: контейнеры для сбора ТКО отсутствуют, региональный оператор пакеты или другие емкости для сбора ТКО не представляет. Просит суд признать бездействие администрации сельского поселения Шпановка муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оборудованию площадок для установки контейнера для сбора твердых коммунальных отходов, незаконным. Обязать администрацию сельского поселения Шпановка муниципального района <адрес> оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов в с.<адрес> в соответствии с СанПиНом ДД.ММ.ГГГГ-21, путем установления твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора <адрес> ФИО2, просила административные исковые требования удовлетворить.
Административный ответчик – администрация сельского поселения Шпановка ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования признала полностью.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статья 51 вышеуказанного Федерального закона гласит, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена плата за коммунальные услуги за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п.п. 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, организации благоустройства территории поселения.
Статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 4,5 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
В соответствии с п. 3, 16, 17 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории <адрес> (далее – Порядок).
Из содержания раздела 2 Порядка также следует, что создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляются в соответствии с Правилами.
Разделом 2 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункта 10 Правил обращения с ТКО предусматривает три вида сбора коммунальных отходов, в том числе: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы (подп. "а"); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках (подп. "б"); в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (подп. "в").
Соответственно, без накопления ТКО в контейнерах, в том числе, размещенных на контейнерных площадках, возможно только в случае, если региональный оператор предоставляет пакеты или другие емкости.
В соответствии с Разделом 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», на территории городских и сельских поселений контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
В суде установлено, что в нарушение указанных требований законодательства контейнеры для сбора ТКО в сельском поселении Шпановка отсутствуют, региональный оператор пакеты или другие емкости для сбора твердых коммунальных отходов не предоставляет.
Бездействие административного ответчика в данном случае оказывают негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическую обстановку, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, способствуют распространению отходов за пределы оборудованной территории, в связи с чем, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Шпановка о признании бездействия администрации незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды – удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения Шпановка муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оборудованию площадок для установки контейнера для сбора твердых коммунальных отходов, незаконным.
Возложить на администрацию сельского поселения Шпановка муниципального района <адрес> обязанность оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов в сельском поселении Шпановка в соответствии с СанПиНом ДД.ММ.ГГГГ-21, путем установления твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кошкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.С. Ельчанинов