Судья – Литвиненко Т.А. Дело 33-39506/19
(2-1378/19)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Краснодар 5 ноября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Доровских Л.И.
судей Олькова А.В., Гриценко И.В.
по докладу судьи Олькова А.В.
секретаре Исаченко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя АО «Альфастрахование» по доверенности Рапоткина А.С. на решение Крымского районного суда Краснодарского края от 17 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шапошников А.С. обратился в суд с иском к АО «Альфастрахование» о взыскании суммы страховой выплаты, пени, штрафа и компенсации морального вреда, указав, что 06.02.2019 года произошло повреждение ТС марки AUDI Q7, гос. peг. знак <...>. Истец обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения, предоставив к заявлению все необходимые документы. Ответчик не выплатил сумму страхового возмещения. Для реализации права на независимую оценку ущерба, истец обратился к оценщику, после чего обратился с претензией к АО «Альфастрахование» и в связи с её неудовлетворением – в суд.
Представитель ответчика в судебное заседание районного суда не явился, в представленных в районный суд возражениях против требований иска возражал.
Обжалуемым решением суда исковые требования Шапошникова А.С. к АО «Альфастрахование» удовлетворены в части. С АО «Альфастрахование» в пользу Шапошникова А.С. взыскано страховое возмещение в размере 400000 рублей, неустойка в размере 350000 рублей, штраф в размере 200 000 рублей, судебные расходы в размере 35000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель АО «Альфастрахование» по доверенности Рапоткин А.С. просит отменить решение и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о причинах неявки не сообщили.
АО «Альфастрахование» о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Шапошников А.С. извещен судебной коллегией о времени и месте судебного заседания путем направления извещения по имеющемуся в материалах дела адресу, однако почтовое отправление возвращено с отметкой "истек срок хранения".
В соответствии с п.1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает извещение сторон надлежащим, в связи с чем рассматривает дело в порядке ст.ст. 167, 327 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец на основании Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» вправе требовать от ответчика взыскания страхового возмещения, а также возмещение законной неустойки, соразмерно количеству дней просрочки исполнения денежного обязательства, указав при этом, на ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств в рамках договора ОСАГО.
Однако с данным выводом суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15.2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15.3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.
Согласно п. 4.22 Положения Банка России от 19 сентября 2014г. N431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и предусмотренные пунктами 3.10, 4.1, 4.2, 4.4 - 4.7 и 4.13 настоящих Правил документы в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 4.17.2 настоящих Правил, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты их получения.
В течение указанного срока страховщик обязан составить документ, подтверждающий решение страховщика об осуществлении страхового возмещения или прямого возмещения убытков, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы (далее - акт о страховом случае), и произвести страховую выплату, а в случае возмещения вреда в натуре, выдать потерпевшему направление на ремонт (в последнем случае акт о страховом случае не составляется страховщиком) либо направить в письменном виде извещение об отказе в страховой выплате или отказе в выдаче направления на ремонт с указанием причин отказа.
Из материалов дела следует, что 15 февраля 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением о наступлении страхового случая. 18 февраля 2019 года был произведен совместный осмотр поврежденного автомобиля.
6 марта 2019 года истцу отправлено направление на ремонт по адресу, указанному им в своем собственноручном заявлении, а именно: <...>.
Кроме того, ответчик направил истцу смс-уведомление о принятом решении и необходимости реализации направления на ремонт.
При таких обстоятельствах, довод истца о ненаправлении ему направления на ремонт является необоснованным, так как истец фактически уклонился от получения направления на ремонт.
Судебная коллегия также полагает, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о наличии оснований для замены натуральной формы возмещения на денежную, со ссылкой на несоответствие направления требованиям действующего законодательства, так как потерпевший для реализации своего права на получение страхового возмещения должен обратиться на станцию технического обслуживания в течение указанного в направлении срока, а при его отсутствии или при получении уведомления после истечения этого срока либо накануне его истечения - в разумный срок после получения от страховщика направления на ремонт ( статья 314 ГК РФ).
Если потерпевший не обратился на станцию технического обслуживания в указанный срок, то для получения страхового возмещения в форме восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства он обязан обратиться к страховщику с заявлением о выдаче нового направления взамен предыдущего.
Пунктом 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" разъяснено, что обращение к страховщику с заявлением о страховом возмещении в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания является реализацией права потерпевшего на выбор способа возмещения вреда. До установления факта нарушения его прав станцией технического обслуживания потерпевший не вправе изменить способ возмещения причиненного вреда.
Из материалов дела не следует, что истец каким-либо образом извещал ответчика о неполучении направления на ремонт и требовал его организации, напротив истец критически относится к выданному направлению, чем подтверждает позицию ответчика об изначальном нежелании истца предоставлять автомобиль на ремонт.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО, страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет), в том числе, в случае: если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания.
Согласно п. 66 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 страховое возмещение вреда, причиненного повреждением легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного в Российской Федерации, в том числе индивидуального предпринимателя, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты в случаях, предусмотренных пунктом 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО, а также в случаях, когда восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства по той или иной причине невозможен.
Так, потерпевший вправе получить страховое возмещение в денежном эквиваленте, если гарантийное обязательство производителя составляет более двух лет с года выпуска транспортного средства, и на момент его повреждения в результате страхового случая по договору обязательного страхования гражданской ответственности срок обязательства не истек, и страховщик не выдает направление на обязательный восстановительный ремонт на станции технического обслуживания, являющейся сервисной организацией в рамках договора, заключенного с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) ( пункт 1 статьи 6 ГК РФ, пункт 15.2 и подпункт "е" пункта 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО, абзац второй пункта 3 статьи 29 Закона о защите прав потребителей).
Также в случаях, когда потерпевший не согласен произвести доплату за обязательный восстановительный ремонт станции технического обслуживания, страховое возмещение вреда в связи с повреждением легкового автомобиля осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (подпункт "д" пункта 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Вместе с тем, вышеуказанных обстоятельств, позволяющих истцу требовать от ответчика выплаты страхового возмещения в денежном выражении, при рассмотрении дела не установлено.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично.
Судебная коллегия полагает, что в действиях истца усматриваются признаки злоупотребления правом, а именно согласно постановления об административном правонарушении составленном сотрудниками полиции не было установлено наличие скрытых повреждений автомобиля истца, в дальнейшем истец в заявлении, поданном в страховую компанию, указывает на невозможность участия автомобиля в дорожном движении и просит провести осмотр по месту нахождения автомобиля в <...>. При этом после этого автомобиль якобы проходит диагностику ходовой части автомобиля у ИП Чалого М.С., находящегося в <...> (л.д. 41, 42, 43). При этом при проведении диагностики ИП Чалый фиксирует показания одометра 169 091 км. Данные показания не соответствуют показаниям одометра, указанным при якобы проведения осмотра независимым экспертом (л.д. 24), согласно которого осмотр был произведен 13 марта неизвестного года и показания одометра составляли 196064 км. При этом независимый эксперт при постановке под замену элементов подвески ссылается на дефектовочный акт ИП Чалого, который судя по показаниям одометра был составлен, исходя из показаний одометра, после независимой экспертизы.
Данные нарушения уже позволяют судебной коллегии отказать в удовлетворении иска по признакам злоупотребления правом. Кроме того, судебная коллегия полагает, что ответчик доказал исполнение своих обязанностей по договору страхования, истец же, злоупотребив своими правами, в одностороннем порядке решил изменить форму возмещения, что является недопустимым.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании страхового возмещения, судебная коллегия также отказывает в удовлетворении требований о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов, так как данные требования являются акцессорными и при отказе в основном требовании о взыскании страхового возмещения также не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия отказывая в иске отмечает, что истец не лишен права на получение страхового возмещения путем повторного обращения в страховую компанию.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Крымского районного суда Краснодарского края от 17 июля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Шапошникова А.С. к АО «Альфастрахование» о взыскании страхового возмещения, пени, штрафа и компенсации морального вреда отказать.
Председательствующий: _____________________
Судьи: _________________ ____________________