Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1897/2015 ~ М-1866/2015 от 30.09.2015

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

10 ноября 2015 года г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,

при секретаре Ермолаевой А.В.,

с участием представителя истца - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти – Козырева А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

представителя ответчика администрации г.о. Жигулевск – Дулгир О.О., действующей на основании доверенности -Д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1897/2015 по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти, предъявленное в защиту неопределенного круга лиц, к администрации г.о. Жигулевск об устранении нарушений санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.о. Жигулевск требуя:

- признать незаконным бездействие ответчика по непринятию мер для организации сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства;

- обязать администрацию городского округа Жигулевск Самарской области в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»; СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»; СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов»; Приложения 3 к СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно - эпидемиологические требования к проведению дератизации» и п. 3.4. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории г.о.Жигулевск (ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления) по адресу: <адрес>.

Заявленныетребованиямотивированы тем, что в связи с обращением жителя <адрес> о нарушении санитарных правил содержания территории населенных мест (несанкционированная свалка отходов производства и потребления по адресу: <адрес>, Территориальным отделом в г.Тольятти Управления Роспотребнадзора по Самарской области проведено обследование территории для проверки доводов заявителя.

По результатам обследования, проведенного специалистом Территориального отдела в г.Тольятти Управления Роспотребнадзора по Самарской области в присутствии ведущего специалиста экологического контроля администрации г. Жигулевска ДД.ММ.ГГГГ установлено, что факт нарушения санитарных норм и правил имеет место.

Исковые требования заявлены Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» и ст. 21 и 22Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного действия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В судебном заседании представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти - Козырев А.А., заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал, дополнив, что скопление мусора возле расселенных домов приводит к размножению грызунов.

Представитель ответчика - администрации городского округа Жигулевск - Дулгир О.О. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что расселенные в 2010-2011 г.г. ветхие дома в <адрес>, действительно, до настоящего времени не снесены, в связи с отсутствием в местном бюджете средств для этих целей. От жителей села поступали жалобы, попытки убрать мусор ответчиком предпринимались, с привлечением сил ЗАО <данные изъяты>. В <адрес> имеется одна контейнерная площадка, в районе больницы, которая стоит на балансе муниципалитета. В настоящее время в бюджет заложены денежные средства на установку дополнительных контейнерных площадок и на ликвидацию данной свалки. На сегодняшний день образовавшаяся свалка не ликвидирована. Муниципальных контрактов по ее ликвидации не заключено, в связи с отсутствием на это средств в бюджете. Имеется лишь негласная договоренность с ЗАО <данные изъяты> о вывозе мусора. Ответчик признает свое бездействие. После обращения Роспотребнадзора попытки вывезти мусор администрацией городского округа предпринимались. В местах свалки имеются постройки в виде самовольно возведенных сараев и гаражей. Имеются ли жилые дома по <адрес>, пояснить не может. Установка дополнительных контейнерных площадок в <адрес> запланирована на второй квартал ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Всоответствиисост. 56ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требованийи возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Самарской области - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.

Согласно статье 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 Закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со ст. 8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 11 Закона предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства об обязательном исполнении предписаний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципахорганизацииместного самоуправления в РФ ист. 8Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Оботходахпроизводства и потребления», ч.1ст. 7Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,организациясбораи вывоза бытовыхотходови мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В силуст. 78Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушениемзаконодательствав области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средстввсоответствии с проектом восстановительных работ.

Судом установлено, что в ходе проведения ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти на основании заявления жителей <адрес> территории в районе дома по <адрес>, а также <адрес> и прилегающего к ним дачного массива был выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологических правил и норм: п. 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 2.2., 3.2, 3.11, 3.16 СП 3.5.3. 3223-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации дератизационных мероприятий» (л.д. 7,9). При обследовании установлено, что территория населенного пункта <адрес> не благоустроена, на данной территории расположены разрушенные ветхие дома (кроме дома по <адрес>), имеется дикая поросль, высокая трава, по всей территории навалом располагается строительный и бытовой мусор, на территории прилегающего участка (дачного массива) установлена одна контейнерная площадка без контейнеров, мусор распределен на всей территории заброшенного массива. Организация сбора и условия удаления бытовых отходов и мусора на обследуемой территории, а также проведение дератизации отсутствуют.

Статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Оботходахпроизводства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке ототходоввсоответствиис экологическими, санитарными и иными требованиями.Организациюдеятельности в области обращениясотходамина территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправлениявсоответствиисзаконодательствомРоссийской Федерации.

Порядоксбораотходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевыеотходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и долженсоответствоватьэкологическим, санитарным и инымтребованиямв области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Всоответствиисостатьями 21и22Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическомблагополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам;отходыпроизводства и потребления подлежатсбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществлятьсявсоответствиис санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональныйсбор, быстрое удалениеотходов, скапливающихся на территории населенного пункта.

Согласно п. 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений иорганизаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Всоответствиис Приложением № 3 к СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно - эпидемиологическиетребованияк проведению дератизации», территория, прилегающая к зданиям, незастроенные территории (парки, скверы, кладбища и т.д.) должны постоянно содержаться в порядке и освобождаться от неорганизованных свалок.

В силу п. 3.4. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологическиетребованиякорганизациии проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», не допускается образование свалок бытового мусора на открытых участках территории населенных пунктов.

Согласно п.п. 26 и 27 ст. 7 гл. 2 Устава городского округа Жигулевск Самарской области к компетенции городского округа отнесены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также благоустройства территории городского округа.

Порядок организации сбора вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского круга Жигулевск утвержден Постановлением мэра городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34,35-60).

Администрация г.о.Жигулевск, являясь органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представляет интересы населения всего муниципального образования, поскольку местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Законодательством определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Всоответствиис ч. 1ст. 9Конституции Российской Федерации, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающихвнасоответствующейтерритории. В Конституции Российской Федерации закреплено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Эта группа полномочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами права являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица, находящиеся на территории Российской Федерации.

Исковыетребованиязаявлены Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, посколькуст. 11Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» ист. 22Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «Осанитарном эпидемиологическомблагополучии населения» закрепляет право гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативных действий, вызванных хозяйственной и иной деятельностью, а в силуст. 46ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления,организацииили граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Проведенное Территориальным отделом в г.Тольятти Управления Роспотребнадзора по Самарской области обследование свидетельствует о нарушении перечисленных выше требований. Данное обстоятельство приводит к скоплению отходов на почве в ненадлежащих местах и загрязнению окружающей природной среды, созданию антисанитарных условий, нарушению прав граждан, проживающих на территории г.о.Жигулевск на благоприятную окружающую среду.

Надлежащих доказательств о ликвидации несанкционированной свалки бытовыхотходовс <адрес> не представлено, ответ администрации г.о. Жигулевск на обращение жителей дома по <адрес>, согласно которого при условии выделения необходимой суммы денежных средств в ДД.ММ.ГГГГ на ликвидацию несанкционированных свалок в городском округе Жигулевск во втором квартале ДД.ММ.ГГГГ доказательством не является.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ведущий специалист- эксперт Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Тольятти Журавлева Е.С., пояснила, что в отдел Роспотребнадзора по г. Тольятти поступила жалоба от жителей <адрес> о несанкционированной свалке в районе <адрес>, на основании которой, с участием специалиста администрации городского округа Жигулевск и понятых, с применением средств фотофиксации, был проведен осмотр объекта. На обследуемой территории расположены разрушенные ветхие дома, заросшие высокой травой и горами мусора. Контейнерная площадка имеется, но контейнеры отсутствуют, вокруг лежат кучи мусора. По результатам осмотра был составлен акт, копия которого направлена в администрацию городского округа Жигулевск. После обозрения фотографий на л.д. 13 - л.д. 26, свидетель подтвердила, что данные фотографии были сделаны в ходе осмотра территории, именно о состоянии данной территории она сообщила суду при даче показаний свидетеля.

Статьей 22 Гражданско-процессуального кодекса РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые заявления с участием граждан,организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенныхилиоспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических или иных правоотношений.

Учитывая вышеизложенное и установленное бездействие органа местного самоуправления – администрации городского округа Жигулевск, нарушающее права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленные вст. 42 Конституции РФ ист.11Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковыхтребованийв полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Самарской области в г. Тольятти удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.о. Жигулевск по непринятию мер для организации сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать администрацию г.о. Жигулевск устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории г.о. Жигулевск – ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в районе улиц <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.

Судья Жигулевского городского суда Л.Ф. Никонова

Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2015 года.

Судья Жигулевского городского суда Л.Ф.Никонова

2-1897/2015 ~ М-1866/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Самарской области
Ответчики
администрация городского округа Жигулевск
Другие
Журавлева Е.С.
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Никонова Л.Ф.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
30.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2015Передача материалов судье
02.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2015Подготовка дела (собеседование)
15.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2015Судебное заседание
10.11.2015Судебное заседание
16.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2016Дело оформлено
11.03.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее