70RS0001-01-2021-001038-15
Дело № 2-978/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.08.2021 Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Л.Л.Аплиной,
при секретаре Ю.А.Карповой,
помощник судьи К.А.Параскева,
с участием
представителя истца А.В.Болдырева,
представителя ответчиков УФСИН России по Томской области,
ФСИН России О.Г.Бараулиной,
представителя ответчика ФКУ «ИК-4» Д.Д.Маркеловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому заявлению Томского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области, Федеральной службе исполнения наказаний о понуждении к совершению действий,
установил:
Томский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (УФСИН России по Томской области), федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (далее – ФКУ ИК-4), указав в обоснование, что Томской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и приказом Генерального прокурора РФ №6 от 16.01.2014 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» проведена проверка в ФКУ ИК-4 об обеспечении требований пожарной безопасности, в результате которой установлен факт ненадлежащего исполнения учреждением обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Так, в нарушение противопожарных норм, помещения ФКУ ИК-4: столовой, клуба, размещённые в здании по адресу: /________/; филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России, размещённого в здании по адресу: /________/, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (далее – АПС) и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее – СОУЭ). Сушильная камера автосервиса, размещённого в здании по адресу: /________/, не защищена автоматической установкой пожаротушения. Помещения ФКУ ИК-4: общежития изолированного участка, функционирующего как колония-поселение при ФКУ ИК-4 (далее - ИУФкКП), расположенного по адресу: /________/; столовой; клуба; филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России не обеспеченны аварийным освещением. В зданиях ФКУ ИК-4, где расположены жилые отряды для осуждённых: №№ /________/ (/________/), /________/ (/________/), /________/ (/________/), /________/ (/________/), в здании ИУФкКП, а также в зданиях, где размещены столовая, клуб, филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России, не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций. Отряды исправительного учреждения, предназначенные для проживания осуждённых и имеющие лимит наполнения более 50 человек: №№ /________/, /________/ размещены в здании по адресу: /________/; № /________/ размещен в здании по адресу: /________/; /________/ размещен в здании по адресу: /________/; №№ /________/, /________/ размещены в здании по адресу: /________/; №№ /________/, /________/, /________/ размещены в здании по адресу: /________/; № /________/ размещен в здании по адресу: /________/, не имеют вторых эвакуационных выходов. Выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Ранее, при проведении аналогичной проверки, указанные нарушения выявлялись, в связи с чем, прокуратурой начальнику ФКУ ИК-4 30.09.2020 вносилось представление за №/________/. Между тем на настоящий момент указанные нарушения требований пожарной безопасности ФКУ ИК-4 не устранены, в том числе, и из-за отсутствия финансирования.
11.05.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России).
На основании изложенного, неоднократно уточняя исковые требования, Томский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области просит:
1. Обязать Федеральную службу исполнения наказаний, не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, оборудовать вторым эвакуационным выходом жилые отряды для осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы в Федеральном казённом учреждении «Исправительное учреждение №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области»: №№ /________/, /________/, размещенные в здании по адресу: /________/; № /________/, размещенный в здании по адресу: /________/; № /________/, размещенный в здании по адресу: /________/; №№ /________/, /________/, размещенные в здании по адресу: /________/; №№ /________/, /________/, /________/, размещенные в здании по адресу: /________/; № /________/, размещенный в здании по адресу: /________/.
2. Обязать Федеральное казённое учреждение «Исправительное учреждение №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области», не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу:
- оборудовать помещения столовой, клуба, размещённые в здании по адресу: /________/, филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России, размещённого в здании по адресу: /________/, автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей;
- оборудовать сушильную камеру автосервиса, размещённого в здании по адресу: /________/, автоматической установкой пожаротушения;
- оборудовать помещения общежития изолированного участка, функционирующего как колония-поселение, расположенного по адресу: /________/, пом./________/, /________/, /________/, /________/, столовой, клуба, размещённые в здании по адресу: /________/, филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России, размещённого в здании по адресу: /________/, аварийным освещением;
- провести огнезащитную обработку деревянных конструкций зданий, где расположены жилые отряды: №/________/, размещенный в здании по адресу: /________/, №/________/, размещенный в здании по адресу: /________/, №/________/ размещённый в здании по адресу: /________/, №/________/, размещенный в здании по адресу: /________/, жилой отряд изолированного участка, функционирующего как колония-поселение, размещенного по адресу: /________/, пом./________/, /________/, /________/, /________/, столовая, клуб, размещённые в здании по адресу: /________/, филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России, размещённый в здании по адресу: /________/.
В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник Томского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области Болдырев А.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика УФСИН России по Томской области, ФСИН России Бараулина О.Г., действующая на основании доверенностей от 10.08.2020 сроком по 31.12.2021, от 07.10.2020 сроком до 27.02.2023, исковые требования не признала. Представила письменный отзыв на исковое заявление, доводы которого поддержала. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-4 не оспаривала. Возражала против требования, предъявленного к ФСИН России оборудовать жилые отряды ФКУ ИК-4 вторым эвакуационным выходом. При этом, не отрицала, что ФКУ ИК-4 не правомочно осуществлять реконструкцию переданного ему во владение имущества, поскольку это является прерогативой ФСИН России.
Представитель ответчика ФКУ ИК-4 Маркелова Д.Д., действующая на основании доверенности от 04.12.2020 сроком по 31.12.2021, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Пояснила, что частично требования прокурора исправительным учреждением выполнены, заключены контракты на проведение работ по огнезащитной обработке. Возражала против установления срока исполнения решения по причине низкого размера финансирования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства по делу в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как указано в п.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности
Статья 1 ГК РФ устанавливает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Не допускаются действия граждан, осуществляемые с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением правом в иных формах (п.1 ст.10 ГК РФ).
В соответствии со статьями 2, 20, 38, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
На основании ч.1 ст.10 УИК РФ осужденным гарантируется личная безопасность при исполнении наказания.
В соответствии с пп. 1, 2, 4, 5 ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказание, обязаны обеспечивать исполнение уголовно - исполнительного законодательства, создавать условия для безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, осуществлять деятельность по развитию своей материально - технической базы.
Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ч.1 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с п.3 ст.52 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов - устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с ч.1 ст.54 указанного Федерального закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
В соответствии с п.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР РФ), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств.
Согласно п.п.6, 9 раздела 1 Приложения к Перечню зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утверждённого приказом ФСИН Российской Федерации от 31.03.2005 №222, жилые здания, здания общественного и административно-бытового назначения исправительного учреждения оборудуются автоматической пожарной сигнализацией (далее -АПС).
Данная обязанность также закреплена Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 №315 в п.п.6, 9 раздела 1 приложения к Перечню зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03), и п.п.6.1, таблицы А1 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 №175 (далее -СП 5.13130.2009)
Кроме этого, согласно п.п.4, 5, 6, 9, 17 таблицы 2 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной зашиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 3.13130.2009), утверждённый приказом МЧС Российской Федерации от 25.03.2009 №173 общежития, жилые здания, организации общественного питания, производственные здания должны быть оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее -СОУЭ).
В нарушение указанных противопожарных норм, следующие помещения ФКУ ИК-4:
- столовой, клуба, размещённые в здании по адресу: /________/,
- филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России, размещённого в здании по адресу: /________/, не оборудованы АПС и СОУЭ.
В нарушение п.2 Таблицы А.4 СП 5.13130.2009 сушильная камера автосервиса, размещённого в здании по адресу: /________/, не защищена автоматической установкой пожаротушения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.84 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 одним из способов оповещения людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях является включение эвакуационного (аварийного) освещения.
Пунктом 10.1.11 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утверждённых приказом Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации от 30.03.2005 № 214, предусмотрено, что аварийное и эвакуационное освещение должно включаться автоматически при выключении рабочего освещения, а также при включении системы оповещения о пожаре.
В нарушение указанных норм закона помещения общежития изолированного участка, функционирующего как колония-поселение, расположенного по адресу: /________/, пом./________/, /________/, /________/, /________/, столовой, клуба, расположенные в здании по адресу: /________/, филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России, размещенного в здании по адресу: /________/, не обеспечены аварийным освещением.
Согласно п.6 ст.52 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3
защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или)
ограничение последствий их воздействия наряду с иным обеспечиваются применением огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.
В соответствии с ч.1 ст.58 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты.
Пунктом 13 ППР РФ регламентировано, что при эксплуатации объекта защиты
руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в
отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного
оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ.
В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.
Необходимость огнезащитной обработки также предусмотрена п.5.4.5 «СП 2.13130.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утверждённого приказом МЧС России от 12.03.2020 №151.
Исходя из приведённых норм, огнезащитная обработка строительных конструкций является обязательной, поскольку увеличивает огнестойкость и класс пожарной безопасности.
Однако, в зданиях ФКУ ИК-4, где расположены жилые отряды для осуждённых № /________/ (/________/), № /________/ (/________/), № /________/ (/________/), № /________/ (/________/), в здании ИУФкКП (/________/, пом./________/, /________/, /________/, /________/), а также в зданиях, где размещены столовая, клуб (/________/), филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России (/________/) не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должно быть, наряду с иным, установлено необходимое количество эвакуационных выходов.
Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам регламентированы в ст.89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ.
Также, согласно п.4.2.7. Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утверждённых приказом МЧС России от 19.03.2020 №194, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания 50 и более человек.
Между тем, отряды исправительного учреждения, предназначенные для проживания осуждённых и имеющие лимит наполнения более 50 человек: №№ /________/, /________/ размещены в здании по адресу: /________/; № /________/ размещен в здании по адресу: /________/; № /________/ размещен в здании по адресу: /________/; №№ /________/, /________/ размещены в здании по адресу: /________/; №№ /________/, /________/, /________/ размещены в здании по адресу: /________/, № /________/ размещен в здании по адресу: /________/, не имеют вторых эвакуационных выходов.
Также в судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что в 2020 г. Томской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области проведена проверка в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской в области соблюдения законодательства об обеспечении требований пожарной безопасности, в ходе проведения которой выявлялись аналогичные нарушения, в связи с чем, начальнику ФКУ ИК-4 30.09.2020 вносилось представление за /________/.
Вместе с тем, на настоящий момент указанные нарушения требований пожарной безопасности ФКУ ИК-4 не устранены.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области от 11.02.2021, справкой от 29.01.2021 о мероприятиях по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки по фактам, изложенным в представлении /________/ от 30.09.2020, представлением и.о.прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 30.09.2020 /________/, ответом врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области на представление от 30.09.2020 /________/, протоколом совещания у врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области от 03.11.2020.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к ФКУ ИК-4, обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку, исходя из положений действующего законодательства, указанные прокурором в иске помещения и здания должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей, автоматической установкой пожаротушения, аварийным освещением, в отношении них также должны соблюдаться пределы огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, что является обязанностью ответчика ФКУ ИК-4.
Сторонами в судебном заседании факт несоблюдения вышеуказанных требований пожарной безопасности не оспаривался.
Разрешая требования прокурора о возложении обязанности на ФСИН России оборудовать вторым эвакуационным выходом жилые отряды для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.1.1 Устава ФКУ ИК-4, данное учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы и принудительных работ, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Собственником имущества ФКУ ИК-4 является Российская Федерация в лице ФСИН России (п.1.2 Устава).
Как следует из материалов дела, объекты недвижимости: нежилые здания по адресу: /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, зарегистрированы за ФКУ ИК-4 на праве оперативного управления.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за строительства - многоквартирного дома исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с пп.7 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утв.Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет следующие полномочия: осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
Согласно ст. 296 Гражданского Кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право распоряжаться имуществом, переданным в оперативное управление только с согласия собственника также закреплено в п.10 статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которой бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Исходя из понятия реконструкции, данного в п. 14 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ (изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), суд приходит к выводу, что проведение работ по оборудованию жилых помещений ФКУ ИК-4 вторым эвакуационным выходом приведет к изменению части здания, которое подлежит отражению в технической документации на здание. Следовательно, вопрос о реконструкции отдельных частей здания относится к полномочиям распоряжения имуществом, что при праве оперативного управления может сделать только собственник.
Таким образом, действующее законодательство возлагает обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности не только на само исправительное учреждение, но и на ФСИН России, в связи с чем, требования прокурора в указанной части также подлежат удовлетворению.
Пунктом 2 статьи 206 ГПК РФ установлено, что в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит суд обязать совершить вышеуказанные действия в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу. Суд полагает, что, исходя из степени значимости данных работ по обеспечению пожарной безопасности мест лишения свободы, срок, предложенный прокурором, является достаточным для оперативного исправления существующих нарушений, при наличии объективных причин, которые могут воспрепятствовать ответчику в своевременном исполнении решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Томского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, оборудовать вторым эвакуационным выходом жилые отряды для осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы в Федеральном казённом учреждении «Исправительное учреждение №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области»: №№ /________/, /________/, размещенные в здании по адресу: /________/; № /________/, размещенный в здании по адресу: /________/; № /________/, размещенный в здании по адресу: /________/; №№ /________/, /________/, размещенные в здании по адресу: /________/; №№ /________/, /________/, /________/, размещенные в здании по адресу: /________/; № /________/, размещенный в здании по адресу: /________/.
Обязать Федеральное казённое учреждение «Исправительное учреждение №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области», не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу:
- оборудовать помещения столовой, клуба, размещённые в здании по адресу: /________/, филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России, размещённого в здании по адресу: /________/, автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей;
- оборудовать сушильную камеру автосервиса, размещённого в здании по адресу: /________/, автоматической установкой пожаротушения;
- оборудовать помещения общежития изолированного участка, функционирующего как колония-поселение, расположенного по адресу: /________/, пом./________/, /________/, /________/, /________/, столовой, клуба, размещённые в здании по адресу: /________/, филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России, размещённого в здании по адресу: /________/, аварийным освещением;
- провести огнезащитную обработку деревянных конструкций зданий, где расположены жилые отряды: №/________/, размещенный в здании по адресу: /________/, №/________/, размещенный в здании по адресу: /________/, №/________/ размещённый в здании по адресу: /________/, №/________/, размещенный в здании по адресу: /________/, жилой отряд изолированного участка, функционирующего как колония-поселение, размещенного по адресу: /________/, пом./________/, /________/, /________/, /________/, столовая, клуб, размещённые в здании по адресу: /________/, филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России, размещённый в здании по адресу: /________/.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья подпись Л.Л.Аплина
Мотивированный текст решения изготовлен 17.08.2021.
ВЕРНО
Судья Л.Л.Аплина
Секретарь Ю.А.Карпова