Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4/2020 (2-809/2019;) ~ М-716/2019 от 04.09.2019

Дело № 2-4/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 февраля 2020 года                         Пермский край, г. Оса

Осинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего Томашевич Н.Л.,

при секретаре Захаровой Н.И.,

с участием помощника прокурора Осинского района Пермского края Сабанцева О.Г.,

представителя ответчика Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» Букреевой Ю.А.,

представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «ТрансЭкоСервис» Мальцева Н.Л.,

представителя третьего лица администрации Осинского муниципального района Пермского края Лихачева И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района Пермского края, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго», Обществу с ограниченной ответственностью «ТрансЭкоСервис», о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,

у с т а н о в и л :

прокурор Осинского района Пермского края, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении

на Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» (далее – ПКГУП «Теплоэнерго») обязанности определить график, время, место приема специально предназначенных емкостей при децентрализованном способе накопления твердых коммунальных отходов и согласовать его с администрацией Осинского муниципального района Пермского края и потребителями данной услуги на территории населенных пунктов Осинского городского округа: <адрес> в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу; возложении обязанности организовать оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Осинского городского округа: <адрес>, в соответствии с графиком вывоза твердых отходов, по истечении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

на Общество с ограниченной ответственностью «ТрансЭкоСервис» (далее – ООО «ТрансЭкоСервис») обязанности оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Осинского городского округа: <адрес> в соответствии с графиком вывоза твердых отходов по истечении пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Осинского района Пермского края проведена проверка исполнения ответчиками требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории, входившей в состав Верхнедавыдовского сельского поселения Осинского муниципального района (в настоящее время территория Осинского городского округа), в ходе которой установлено, что услуга по вывозу твердых коммунальных отходов с указанной выше территории не предоставляется, так как транспортировщик ООО «ТрансЭкоСервис» отказывается вывозить мусор, ссылаясь на ненормативное состояние автомобильных дорог. ПКГУП «Теплоэнерго» не определило график, время, место приема специально предназначенных емкостей при децентрализованном способе накопления и не согласовало его с администрацией Осинского муниципального района и потребителями. Представление прокурора об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления ответчиками не удовлетворено. Указанные выше обстоятельства создают угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Осинского района Пермского края Сабанцев О.Г. на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что установление сроков исполнения ответчиками обязанностей оставляет на усмотрение суда.

Представитель ответчика ПКГУП «Теплоэнерго» Букреева Ю.А. с исковыми требованиями не согласна, поскольку отсутствует возможность проезда на территорию Верхнедавыдовского сельского поселения ввиду ненормативного состояния дорог. Полагает, что наличие на территории Верхнедавыдовского сельского поселения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов исключает применение децентрализованного способа накопления твердых коммунальных отходов. На указанных прокурором территориях деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами должна быть начата после достижения 100% охвата системой сбора отходов населенных пунктов с численностью более 5000 человек, то есть после 2020 года. Полагает, что заявленные прокурором сроки исполнения решения не отвечают принципу разумности. Кроме того, действующим законодательством порядок и сроки согласования с органом местного самоуправления графика, времени, места приема специально предназначенных емкостей при децентрализованном способе накопления не предусмотрены.

Представитель ответчика ООО «ТрансЭкоСервис» Мальцев Н.Л. с исковыми требованиями прокурора не согласен. В связи с невозможностью определения периода строительства мест накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории Верхнедавыдовского сельского поселения и отсутствием акта о невозможности обустройства места накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территориях сложившейся застройки вывод прокурора о необходимости вывоза отходов децентрализованным способом находит необоснованным. Акт осмотра дороги, составленный прокурором, точных параметров относительно ориентиров, позволяющих идентифицировать осмотренный участок дороги, не содержит. Заключение о соответствии вновь создаваемых мест (площадок) требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не представлено. Заявленные прокурором сроки исполнения возложенных обязанностей не соответствуют друг другу. В техническом задании к договору на выполнение работ по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог Осинского городского округа отсутствуют дороги к населенным пунктам <адрес> что свидетельствует о невозможности обеспечить нормативное состояние дорог к указанным населенным пунктам. На указанных прокурором территориях деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами должна быть начата после достижения 100% охвата системой сбора отходов населенных пунктов с численностью более 5000 человек, то есть после 2020 года.

Представитель третьего лица администрации Осинского муниципального района Пермского края Лихачев И.В. исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что запросы ответчикам по предоставлению указанной услуги, обследованию мест размещения отходов, согласованию графика вывоза отходов, направлялись в адрес ответчиком неоднократно, услуга по вывозу твердых бытовых отходов на территории Верхнедавыдовского сельского поседения не осуществляется.

Представитель третьего лица Правительства Пермского края Плешков П.В. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, в письменных возражениях на иск указал, что с исковыми требованиями не согласен. Вывоз твердых коммунальных отходов из населенных пунктов Верхнедавыдовского сельского поселения не осуществляется, в связи с ненормативным состоянием автомобильных дорог. Обследование автомобильной дороги было проведено прокурором с нарушением Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», в акте осмотра отсутствуют подписи представителей ответчиков, участвующих в осмотре, следовательно, указанный акт не отвечает требованиям допустимости доказательств, в соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку отсутствует транспортная доступность, невозможно определить график, время и места приема твердых коммунальных отходов. Установление прокурором сроков согласования и обеспечения транспортирования отходов является нарушением прав ответчиков, поскольку в постановлении Правительства Пермского края от 08.06.2019 № 309-п сроки не установлены.

Выслушав мнение участников процесса, оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с Региональной программой в области обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства Пермского края № 1133 от 03.11.2016 и Территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной приказом Минстроя Пермского края № СЭД-35-01-12-503 от 09.12.2016, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Пермского края осуществляет региональный оператор ПКГУП «Теплоэнерго».

Договором от ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор поручил, а ООО «ТрансЭкоСервис» принял на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Пермского края в границах территории оказания услуг, указанных в Приложении , в перечень которого входит территория Верхнедавыдовского сельского поселения Осинского муниципального района Пермского края. Планируемый объем и состав транспортируемых твердых коммунальных отходов на территории Верхнедавыдовского сельского поселения Осинского муниципального района на срок оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов составляет 619,92 куб.м.

Дополнительным соглашением к договору от ДД.ММ.ГГГГ срок оказания услуг по договору установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Управлением развития инфраструктуры администрации Осинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ направлялась информация в ПКГУП «Теплоэнерго» о децентрализованном методе сбора твердых коммунальных отходов на территории Верхнедавыдовского сельского поселения, с указанием точек сбора твердых коммунальных отходов в следующих населенных пунктах: <адрес>; с просьбой направить график вывоза твердых коммунальных отходов с датой и временем для дальнейшей работы с населением.

12.08.2019 прокурором Осинского района Пермского края в адрес и.о. директора ПКГУП «Теплоэнерго» направлено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

15.08.2019 ПКГУП «Теплоэнерго» в адрес прокурора направлена информация о том, что сбор и вывоз твердых коммунальных отходов не осуществляется по причине ненормативного состояния дорог.

Постановлением администрации Осинского муниципального района от 16.08.2019 № 700 «О внесении изменений в постановление администрации Верхнедавыдовского сельского поселения от 20.12.2018 № 113 «Об утверждении реестра мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, на территории Верхнедавыдовского сельского поселения» утверждены места (площадки) размещения сбора твердых коммунальных отходов на территории Верхнедавыдовского сельского поселения: <адрес>

Из информации Управления развития Инфраструктуры администрации Осинского муниципального района от 27.08.2019 на территории Верхнедавыдовского сельского поселения находится 9 населенных пунктов: <адрес>, в которых проживает 670 человек. В <адрес> имеются школы и детские сады. В 2019 году запланировано устройство двух контейнерных площадок, муниципальный контракт на устройство которых будет ориентировочно заключен в сентябре 2019 года. На период строительства контейнерных площадок предусмотрен децентрализованный способ вывоза твердых коммунальных отходов с территории поселения. Услуга по вывозу твердых коммунальных отходов с территории Верхнедавыдовского сельского поселения не предоставляется, так как транспортировщик отказывается вывозить мусор, ссылаясь на ненормативное состояние автомобильных дорог.

Из информации администрации Осинского муниципального района от 22.01.2020 следует, что в настоящее время на территории населенных пунктов <адрес> Осинского городского округа на период строительства контейнерных площадок предусмотрен децентрализованный способ вывоза твердых коммунальных отходов, согласно п.8.1. постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края». На строительство контейнерных площадок в указанных населенных пунктах в 2019 году было предусмотрено финансирование в размере 255 348 рублей. В 2020 году планируется построить две контейнерные площадки на общую сумму 170 350 рублей.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" предусматривают, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3).

Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 4).

В целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов (пункт 23).

По договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги (пункт 24).

Существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются:

а) предмет договора;

б) планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;

в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;

г) места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;

д) предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов;

е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

ж) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

з) права и обязанности сторон по договору;

и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов;

к) ответственность сторон (пункт 25).

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

В соответствии с частью 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе, утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 2.1.3 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 309-п, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления и сбора твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами следующими способами: в специально предназначенные емкости, пакеты и мусоровозы, предоставленные региональным оператором (далее - децентрализованный способ).

Частота вывоза твердых коммунальных отходов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермского края в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека и в области обращения с отходами. График вывоза твердых коммунальных отходов региональный оператор обязан довести до потребителей (п.2.23 вышеуказанного Порядка).    

Подъездные пути к местам накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерным площадкам, специальным площадкам для складирования крупногабаритных отходов должны быть пригодными для свободного проезда и маневрирования транспортных средств (п.2.24 вышеуказанного Порядка).

В случае если подъездные пути к местам накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерным площадкам, специальным площадкам для складирования крупногабаритных отходов заблокированы, вывоз твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов региональным оператором (оператором) не осуществляется при подтверждении невозможности осуществления сбора и транспортирования отходов.

Подтверждением невозможности осуществления сбора и транспортирования отходов является акт регионального оператора (оператора) с фото- и видеофиксацией нарушения с указанием даты и времени нарушения.

При этом региональный оператор обязан в течение одного дня уведомить ответственное за содержание места накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерной площадки, специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов лицо способом, позволяющим определить факт и дату получения такого уведомления (пункт 2.25 вышеуказанного Порядка).

Децентрализованный способ накопления твердых коммунальных отходов может применяться региональным оператором (региональными операторами) на территориях сложившейся застройки при невозможности обустройства места накопления и сбора твердых коммунальных отходов или на период строительства, реконструкции и ремонта места накопления и сбора твердых коммунальных отходов (пункт 8.1).

График, время, место приема специально предназначенных емкостей при децентрализованном способе накопления определяются региональным оператором по согласованию с органом местного самоуправления и потребителями (пункт 8.2.).

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании, региональным оператором ПКГУП «Теплоэнерго» график, время, место приема твердых коммунальных отходов при децентрализованном способе накопления на территории населенных пунктов Верхнедавыдовского сельского поселения не определены, с администрацией Осинского муниципального района Пермского края и потребителями данной услуги не согласованы, услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов Верхнедавыдовского сельского поселения не оказывается.

Указанные обстоятельства ответчиками в судебном заседании не оспариваются. При этом ответчики указывают, что вывоз твердых коммунальных отходов из населенных пунктов Верхнедавыдовского сельского поселения не может быть осуществлен по причине ненормативного состояния автомобильных дорог.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Аналогичное положение закреплено в абзаце 8 пункта 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.

Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 309-п, установлено, что вывоз твердых коммунальных отходов региональным оператором не осуществляется лишь в случае, если подъездные пути к местам накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерным площадкам, специальным площадкам для складирования крупногабаритных отходов заблокированы.

Достоверных и допустимых доказательств того, что подъездные пути к указанным в исковом заявлении населенным пунктам Верхнедавыдовского сельского поселения заблокированы и являются не пригодными для свободного проезда и маневрирования транспортных средств, материалы дела не содержат, ответчиками, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, также не представлено.

Напротив, исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с выводами эксперта подтверждают факт пригодности указанной дороги для свободного проезда и маневрирования транспортных средств.

Так, из представленного прокурором акта осмотра автомобильной дороги с фототаблицей от 05.08.2019, следует, что автомобильная дорога со стороны Оханского муниципального района (проходит через Беляевское сельское поселение) по направлению в Верхнедавыдовское сельское поселение Осинского муниципального района имеет грунтово-гравийное покрытие. С учетом характеристик и параметров автомобильной дороги (рельеф местности, ширина проезжей части, глубина щебня, песка и других факторов) препятствий для проезда мусоровозов на шасси Камаз по указанной автомобильной дороге не имеется.

Из заключения Автономной некоммерческой организации «Союзэкспертиза при Пермской торгово-промышленной палате» от 02.12.2019 следует, что участки автомобильных дорог на территории Осинского городского округа Пермского края, со стороны Оханского муниципального района по направлению к Верхнедавыдовскому сельскому поселению, в том числе подъездные пути к деревням Боголюбы, Заводчик, Ключики, Кочебашева, Монастырка, Нижняя Вахромеевка, а также к селам Богомягково, Верхняя Давыдовка, не соответствуют действующим нормативным требованиям к автомобильным дорогам, установленным ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2005 № 297-ст) и ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст). Указанные участки автомобильных дорог содержатся в ненормативном состоянии. Безопасность дорожного движения и безаварийность для проезда на данных участках дорог не обеспечена. Выполнение всех работ, согласно муниципального контракта по содержанию и обслуживанию дорог общего пользования и в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017, обеспечит необходимые характеристики и параметры для автомобильных дорог категории V, которые используются для обслуживания инфраструктуры Верхнедавыдовского сельского поселения, и эксплуатационное состояние дорог будет обеспечивать безопасность дорожного движения, безаварийную и своевременную транспортировку твердых коммунальных отходов. Однако, на обследуемых участках автомобильных дорог имеется возможность проезда любых транспортных средств (в том числе, мусоровозы на базе КАМАЗ-6511, мусоровозы МК-4552-02 на шасси КАМАЗ 43253-G5, МК-3452413 на шасси МАЗ 5337Х2, автомобили специальные РГ-37 на шасси Scania Р340) из деревень Боголюбы, Заводчик, Ключики, Кочебашева, Монастырка, Нижняя Вахромеевка, а также из сел Богомягково, Верхняя Давыдовка.

Из письменных объяснений и справки старшего инспектора ДПС ОВ ДПС ОГИБДД МО МВД России «Осинский» ФИО15 соответственно от 27.08.2019 и от 01.10.2019, следует, что мусоровозы МК на шасси КАМАЗ (МАЗ), с учетом характеристик и параметров автомобильной дороги (рельеф местности, ширина проезжей части, глубина коли и сцепления покрытия, прочности дорожной одежды, уровень щебня, песка и других факторов) мусоровозы МК на шасси КАМАЗ (МАЗ), не имеют препятствий для проезда в Верхнедавыдовское сельское поселения со стороны Оханского муниципального района для вывоза твердых коммунальных отходов.

Из письма председателя ликвидационной комиссии администрации Верхнедавыдовского сельского поселения от 23.08.2019 следует, что на территорию Верхнедавыдовского сельского поселения со стороны Оханского района ежедневно приходит автомобиль Камаз за молоком КФХ ФИО8, Оханское сельпо возят хлеб в понедельник-суббота на Газели, предприниматели ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 доставляют товар в магазины <адрес> Случаев не возможного проезда грузовых автомобилей из-за плохой дороги не было. В администрацию Верхнедавыдовского сельского поселения не поступало обращений граждан по вопросу не надлежащего содержания дороги по стороны Оханского района. На территории Верхнедавыдовского сельского поселения имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, так как у населения отсутствует возможность избавиться от мусора. Вывоз твердых коммунальных отходов на территории Верхнедавыдовского сельского поселения не организован.

Из письменных объяснений ФИО13 от 02.09.2019 следует, что работает в ООО «Чистый город». На основании договора, заключенного с ИП ФИО14, ООО «Чистый город» оказывает услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Осинского муниципального района, за исключением территории Верхнедавыдовского сельского поселения. Изучив акт осмотра автомобильной дороги на территории Верхнедавыдовского сельского поселения с фототаблицей, составленный прокуратурой Осинского района, пояснил, что препятствий для проезда мусоровозов на шасси Камаз не имеется.

Муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ООО «БЛАГО», последнее обязуется выполнить работы по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог Осинского городского округа (Перечень 3) согласно Приложений 1,12, в соответствии с Техническим заданием.

Из приложения № 3 к Техническому заданию следует, что в перечень автомобильных дорог включены автомобильные дороги Верхнедавыдовского сельского поселения.

Таким образом, доводы ответчиков о том, что отсутствует возможность транспортирования твердых коммунальных отходов с территории Верхнедавыдовского сельского поселения ввиду ненормативного состояния дорог, отклоняются судом как необоснованные, поскольку установленный постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 309-п Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края, ставит обязанность регионального оператора осуществлять вывоз твердых коммунальных отходов в зависимость от наличия пригодных для свободного проезда и маневрирования подъездных путей, а не от нормативного состояния дорог.

Децентрализованный способ накопления твердых бытовых отходов на период строительства мест накопления и сбора твердых бытовых отходов определен в соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края № 309-п от 08.06.2018. В связи с этим, доводы ответчиков на необоснованность применения указанного способа накопления твердых коммунальных отходов в связи с наличием на территории Верхнедавыдовского сельского поселения мест (площадок) накопления отходов, несостоятельны. При этом суд полагает необходимым отметить, что постановлением администрации Осинского муниципального района от 16.08.2019 № 700 утверждены лишь места (площадки) размещения сбора твердых коммунальных отходов, а не их создание.

Утверждения ответчиков о том, что на указанных прокурором территориях деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами должна быть начата после достижения 100% охвата системой сбора отходов населенных пунктов с численностью более 5000 человек, то есть после 2020 года, также отклоняются судом как несостоятельные, поскольку указанные ими значения являются всего лишь прогнозными.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

«СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п.1.2.). При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз) (п.2.2.1).

Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что не исполнение ответчиками обязанности по оказанию услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Верхнедавыдовского сельского поселения создает угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, исковые требования прокурора суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Заявленные прокурором сроки исполнения ответчиками возложенных обязанностей, по мнению суда, не отвечают требованиям разумности, в связи с чем, подлежат уточнению судом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования прокурора Осинского района Пермского края, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» определить график, время, место приема специально предназначенных емкостей при децентрализованном способе накопления твердых коммунальных отходов и согласовать его с администрацией Осинского муниципального района Пермского края и потребителями данной услуги на территории населенных пунктов Осинского городского округа: <адрес> в течение четырнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Осинского городского округа: <адрес>, в соответствии с графиком вывоза твердых коммунальных отходов, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ТрансЭкоСервис» оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Осинского городского округа: <адрес> в соответствии с графиком вывоза твердых коммунальных отходов по истечении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -

2-4/2020 (2-809/2019;) ~ М-716/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Осинского района
Ответчики
ООО "ТрансЭкоСервис"
ПКГУП "Теплоэнерго"
Другие
Правительство Пермского края
Администрация Осинского муниципального района
Суд
Осинский районный суд Пермского края
Судья
Томашевич Наталия Леонидовна
Дело на сайте суда
osa--perm.sudrf.ru
04.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2019Передача материалов судье
05.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.09.2019Предварительное судебное заседание
09.10.2019Судебное заседание
15.10.2019Судебное заседание
21.11.2019Производство по делу возобновлено
27.11.2019Судебное заседание
10.12.2019Производство по делу возобновлено
26.12.2019Судебное заседание
22.01.2020Судебное заседание
06.02.2020Судебное заседание
10.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2020Дело оформлено
15.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее