Судья Салалыкин К.В. дело № 33-40388/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2017 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Песецкой С.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
при секретаре Богославской Ж.Р.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по представлению прокурора Усть-Лабинского района Кириченко С.К. на определение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 20.10.2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
обжалуемым определением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 20.10.2017 года прокурору Усть-Лабинского района действующему в интересах неопределенного круга лиц в принятии административного искового заявления к Андрющенко П.Г. об обязании сдачи водительского удостоверения отказано.
Не согласившись с указанным определением суда, прокурор Усть-Лабинского района Кириченко С.К. подал частную жалобу, в которой просит указанное определение суда отменить, как незаконное, вынесенное с существенными нарушениями норм процессуального права.
На сновании части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает представление прокурора по правилам, установленным главой 33 настоящего кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Исследовав материалы дела, проверив доводы частной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в принятии искового заявления, суд первой инстанции сослался на то, что прокурором избран неверный способ защиты права, поскольку заявленные им требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренного гражданского процессуального кодекса РФ.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как следует из положений подраздела 3 раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.
Регулируемые Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
При данных обстоятельствах судебная коллегия считает ошибочным вывод суда о том, что заявленные прокурором Усть-Лабинского района действующего в интересах неопределенного круга лиц требования не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Допущенное районным судом неверное толкование норм процессуального права повлекло принятие незаконного определения, которое подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 313 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
определение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 20.10.2017 года отменить.
Направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи