Определение суда апелляционной инстанции по делу № 33а-0432/2021 от 04.02.2021

Дело  2А-508/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

дата                                                                                  адрес

Мещанский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, помощника судьи фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2А-508/2019 по административному иску фио, фио к Прокуратуре адрес, Администрации губернатора адрес, начальнику управления развития образования Министерства образования адрес фио, и.о. начальника управления оценки качества образования и контроля за деятельностью органов власти субъектов РФ Рособрнадзора фио, Федеральной службе в сфере образования и науки РФ о признании незаконными действия (бездействия),

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы фио, фио обратились в суд с административным исковым заявлением к Прокуратуре адрес, Администрации губернатора адрес, начальнику управления развития образования Министерства образования адрес фио, и.о. начальника управления оценки качества образования и контроля за деятельностью органов власти субъектов РФ Рособрнадзора фио, Федеральной службе в сфере образования и науки РФ о признании незаконными действия (бездействия). В обоснование требований указывая на то, что фио является инвалидом детства, неоднократно обращался в Министерство образования адрес с просьбой об организации обучения по специальности «право и организация социального обеспечения», однако в его просьбе ему было отказано. дата, и дата административные истцы  оформили жалобу в Прокуратуру адрес с целью принятия мер прокурорского реагирования. Однако прокуратурой адрес мер реагирования принято не было. Решением Тверского районного суда адрес от дата в удовлетворении требований об организации среднего профессионального образования фио по выбранной им профессии «право и организация социального обеспечения» было отказано. Апелляционным определением Московского городского суда от дата решение отменено, вынесено новое решение о возложении на Министерство образования адрес обязанности по обеспечению фио организацией среднего профессионального образования. Однако Министерством образования данное решение исполнено не было. дата административные истцы  направили жалобы Сенатору Совета Федерации фио на действия и бездействие Министерства образования адрес. Однако жалоба заявителей была перенаправлена в администрацию губернатора адрес. При этом, ответов на обращение заявителям из администрации губернатора адрес предоставлено не было. Ответами начальника управления развития профессионального образования Министерства образования адрес фио от дата, дата, дата заявителям  сообщено, что вопрос исполнения решения прорабатывается, обучение фио по специальности «Право и организация социального обеспечения» возможна при соблюдении следующих условий - наличие утвержденных в установленном порядке контрольных цифр приема и успешное прохождение конкурса аттестатов. Между тем, в апелляционном определении Московского городского суда от дата не указаны какие - либо условия исполнения данного решения суда, вступившего в законную силу. дата административные истцы оформили жалобу в прокуратуру адрес, в которой просили применить меры прокурорского реагирования к должностным лицам Министерства образования адрес, связанные с неисполнением решения суда от дата. Однако мер прокурорского реагирования принято не было, заявителю было разъяснено право на предъявление исполнительного документа в ФССП Росссии для исполнения.  Ссылаясь на указанные обстоятельства административные истцы считают что административными ответчиками допущено незаконное бездействие, которое нарушает их права. В связи с чем просят суд признать незаконным бездействие прокуратуры адрес выразившееся в неоднократных отказах провести проверку по факту длительного неисполнения требований вступившего в законную решения Московского городского суда от дата Министерством образования адрес, применить меры прокурорского реагирования. Признать незаконным бездействие прокуратуры адрес по не направлению ответа от дата, обязать направить ответ. Признать незаконным бездействие прокуратуры адрес, выразившееся в не рассмотрении жалобы фио и фио от дата. Признать незаконным действия начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры адрес фио, выразившееся в направлении жалобы от дата в администрацию губернатора  адрес. Признать незаконным действия заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры адрес фиоВ, выразившееся в отказе рассмотреть жалобу фио и фио от дата по существу, в отказе применить меры прокурорского реагирования. Признать незаконным бездействие администрации губернатора адрес по не направлению сопроводительных писем, вызванных перенаправлением жалобы фио и фио от дата Признать незаконным бездействие администрации губернатора адрес, выразившееся в не рассмотрении жалобы фио от дата, направления ответа, направлении сопроводительного письма в случае его перенаправления в Министерство образования адрес. Признать незаконным действия Начальник управления развития образования министерства образования адрес фио, выразившееся в рассмотрении жалобы фио и фио на свои действия. Признать незаконным действия и.о. начальника управления оценки качества образования и контроля за деятельностью органов власти субъектов Рособрнадзора фио ЕА, выразившееся в направлении жалобы фио МБ и фио КЛ в правительство адрес. Обязать Рособрнадзор рассмотреть жалобу фио МБ и фио КЛ от дата по существу. И вынести в адрес министерства образования адрес и министерства социального развития адрес частное определение.

Административные истцы фио, фиоЛ  в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены.

Представители административных ответчиков прокуратуры адрес по доверенности фио, Администрации губернатора адрес по доверенности фио, представитель заинтересованного лица Министерства образования адрес по доверенности фио в судебное заседание явились, в удовлетворении заявленных требований просили отказать, по доводам изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика Рособрнадзор, и.о. начальник управления оценки качества образования и контроля за деятельностью органов власти субъектов РФ Рособрнадзор фио, начальника управления развития образования Министерства образования адрес фио в судебное заседание не явились, о дате месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ранее представитель представил отзыв на административный иск, по доводам которого просил в удовлетворении требований к Рособрнадзору и его должностным лицам отказать.

Суд, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание,  исследовав материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации прав на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от дата  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 8 ФЗ  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Частью 3 статьи 8 ФЗ  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 10 ФЗ  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В силу статьи 10 Федерального закона от дата N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (пункт 1); поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2); ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3).

Процедура рассмотрения обращений граждан органами прокуратуры Российской Федерации определена Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органы прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от дата N 45.

Пунктами 3.1 и 5.1 Инструкции предусмотрено, что обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению и разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

Как следует из материалов дела, из Генеральной Прокуратуры РФ в Прокуратуру адрес дата и дата поступили обращения фио и фио от дата и дата, в соответствии с которыми заявители просили рассмотреть их обращения от дата.

Обращения административных истцов были рассмотрены в установленном порядке, и письмом начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан от дата фио и фио был предоставлен мотивированный ответ на их обращения. Данный ответ был направлен на адрес электронной почты заявителей.

дата фио направил в адрес Председателя Совета Федерации обращение, в котором рассмотреть его обращение по существу, и устранить допущенные Министерством образования адрес нарушения в отношении заявителя.

Письмом заместителя начальника управления организационного обеспечения Аппарата Совета Федерации от дата  5.8.5/2974п-1 обращение заявителя, в соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения граждан РФ» было перенаправлено в Прокуратуру адрес.

Указанное обращение фио поступившее в прокуратуру адрес дата из аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от дата  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» дата направлено в Администрацию Губернатора адрес, и зарегистрировано там дата  ОГ-27384/2019.

О перенаправлении обращения из Прокуратуры адрес в Администрацию Губернатора адрес  фио и фио были уведомлены письмом от дата  .7р-2019/19425.

Поскольку вопрос предоставления образования не входит в компетенцию Администрации Губернатора адрес, обращение заявителей от дата было направлено на рассмотрение первому заместителю Председателя Правительства адрес - министру образования адрес фио.

О перенаправлении обращения из Администрации Губернатора адрес первому заместителю Председателя Правительства адрес - министру образования адрес фио административные истцы были уведомлены письмом от дата  ОГ-27384/2019.

Обращение заявителей от дата было зарегистрировано в Министерстве образования адрес дата  ОГ-3254, по результатам рассмотрения обращения в адрес заявителей направлен ответ по существу поставленных вопросов от дата  ТГ-3384/16-20с.

Обращений фио и фио датированных дата в Прокуратуру адрес не поступало, что подтверждается рапортом главного специалиста управления по надзору за соблюдением федерального законодательства.

дата административные истцы направили в Прокуратуру адрес обращение в котором просили провести проверку фактов, изложенных в их обращении, применить меры прокурорского реагирования, и устранить нарушений допущенные в отношении заявителя. Данное обращение поступило в Прокуратуру адрес дата.

Обращения административных истцов были рассмотрены в установленном порядке, и письмом заместителя начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства от дата  7/1-1718-2019/50674 заявителям был предоставлен мотивированный ответ на их обращение.

Кроме того, по результатам рассмотрения обращения фио, фио, поступившего в прокуратуру адрес дата, первым заместителем прокурора адрес дата вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, копия которого с ответом от дата  7/1-1718-2019/50674 направлены заявителям по электронной почте.

дата административные истцы направили в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) обращение, в соответствии  с которым просили устранить нарушения действующего законодательства, обязать Министерство образования адрес исполнить решение Московского городского суда от дата. В данном обращении содержалась информация по жалобами на действия Министерства образования адрес и Министерства социальной защиты адрес, которое не относится к компетенции Рособрнадзора. дата данное обращение поступило Рособрнадзор.

В соответствии с законом адрес от дата  230/2005-03 «О Правительстве адрес» Правительство адрес является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти адрес, наделенным общей компетенцией.

В этой связи и в соответствии с ч. 3 с. 8 Закона 59-ФЗ обращение заявителей от дата письмом от дата  Ур-4766/13-4642 было направлено Рособрнадзором по принадлежности в адрес Правительства адрес. О направлении обращения в Правительство адрес заявители были уведомлены письмом от дата   Ур-4766/13-4642.

Поскольку рассмотрение обращения заявителей от дата не входит в компетенцию Администрации Губернатора адрес, данное обращение было направлено на рассмотрение первому заместителю Председателя Правительства адрес - министру образования адрес фио.

О перенаправлении обращения административные истцы были уведомлены письмом от дата  ОГ-62115/2019.

Обращение заявителей от дата было зарегистрировано в Министерстве образования адрес дата  ОГ-7005, по результатам рассмотрения в адрес заявителей направлен ответ по существу поставленных вопросов от дата  ТГ-7660/16-05д.

Также как следует из материалов дела, все обращения административных истцов, поступившие в Министерство образования адрес, были рассмотрены по существу поставленных вопросов и в соответствии с порядком, установленным Законом  59-ФЗ.

Как усматривается из административного иска, суть всех вопросов в обращениях, направленных административными истцами в органы государственной власти, сводится к неисполнению апелляционного определения Московского городского суда от дата

Между тем, как установлено решением Московского городского суда от дата по административному делу  3а-5150/2019 апелляционное определение Московского городского суда от дата Министерством образования адрес исполнено в полном объеме.

Рассмотрев ответы, данные заявителям в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд полагает, что ответы является законным и обоснованным. Ответы являются мотивированными, в них дана оценка всем доводам истцов и приведены обоснованные ответы на все поставленные вопросы. Ответы даны в установленные законом сроки уполномоченным на это должностными лицами.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства и материалы дела, суд приходит к выводу о том, что нарушений требований закона при рассмотрении обращений фио и фио  не допущено.

Само по себе несогласие административного истца с результатами проверки прокуратуры  и предоставленными им ответами не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) административных ответчиков.

Согласно подп. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона  59 ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Судом установлено, что в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства, должностные лица административных ответчиков при перенаправлении обращений заявителей в другие органы уведомляли об этом заявителей. Направление заявлений для рассмотрения в  другой орган, не противоречит требованиям действующего законодательства.

Таким образом, должностными лицами административных ответчиков выполнены возложенные на них  обязанности, связанные с направлением обращения заявителя в другой орган  с уведомлением истца, о переадресации его обращений, что не может рассматриваться как бездействие должностного лица.

Доводы заявителей о том, что административными ответчиками допущено незаконное бездействие, выразившееся в уклонении от рассмотрения их обращений, по мнению суд, основаны на неверном толковании норм права, поскольку направление обращений гражданина в тот орган, к компетенции которого отнесено принятие решений по существу поставленных вопросов, не может расцениваться как уклонение от рассмотрения обращений.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что права и свободы заявителей не нарушены, препятствия к осуществлению ими прав и свобод не созданы.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием), и бремя доказывания данного обстоятельства лежит на заявителе.

Суд считает, что заявитель не представил суду доказательств нарушения каких-либо своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями административных ответчиков.

Требования истцов в части вынесения частного определения в адрес министерства образования адрес и министерства социального развития адрес, также не подлежат удовлетворению. В силу ст. 200 КАС РФ частное определение суд выносит по своей инициативе и лица, участвующие в деле, не вправе требовать вынесения частных определений, они могут только обратить внимание суда на наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости его вынесения.

При таких обстоятельствах суд не может удовлетворить требования заявителей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174 -177 КАС  РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск фио, фио к Прокуратуре адрес, Администрации губернатора адрес, начальнику управления развития образования Министерства образования адрес фио, и.о. начальника управления оценки качества образования и контроля за деятельностью органов власти субъектов РФ Рособрнадзора фио, Федеральной службе в сфере образования и науки РФ о признании незаконными действия (бездействия) оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Мещанский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме дата.

 

Судья: фио

 

 

33а-0432/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 16.03.2021
Истцы
Урман К.Л.
Урман М.Б.
Ответчики
Прокуратура Московской области
Федеральная служба в сфере образования и науки Российской Федерации г. Москвы
Администрация Губернатора Московской области
Начальник управления развития образования Министерства образования Московской области
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
16.03.2021
Определение суда апелляционной инстанции
04.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее