Дело №2-1058/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковылкино 19 декабря 2014 года
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Балакиной Т.А., с участием в деле:
представителя истца - старшего помощника Ковылкинского межрайонного прокурора Рогачева С.В.,
представителя ответчика - МУП ГП Ковылкино «Благоустройство» Фроловой Н.А., действующей на основании доверенности,
при секретаре Поповой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ковылкино гражданское дело по иску Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию городского поселения Ковылкино «Благоустройство» о признании незаконным его бездействия,
установил:
Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия обратился в суд с иском к МУП ГП Ковылкино «Благоустройство» (далее ответчик) о признании незаконным его бездействия, указывая, что у ответчика проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой установлено, что предприятием обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции не исполняются.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти местного самоуправления, институтов общества, организаций и физических лиц в пределах полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Ратификация Российской Федерации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также распространенность коррупционных правонарушений, в том числе в сфере ЖКХ, требуют исполнение законодательства о противодействии коррупции и создание необходимых организационных предпосылок для этого.
В соответствии со статей 3 Федерального закона к числу основных принципов противодействия коррупции относятся - приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
В силу статьи 13.3 Федерального закона организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Таким образом, проверка показала, что в нарушение указанных требований ответчиком не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, а именно: не назначены ответственные за профилактику коррупционных проявлений лица; не определен порядок сотрудничества с правоохранительными органами; не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации.
Основной сферой деятельности ответчика является сфера жилищно-коммунального хозяйства при благоустройстве и санитарном содержании территории г.Ковылкино, которая наиболее подвержена коррупционным рискам.
Разработка и принятие комплекса мер, направленных на противодействие коррупции позволит: исключить возможность проявления коррупционных факторов при оказании жилищно-коммунальных услуг потребителям, заключении договоров, взимании платы за вывоз ТБО, выполнении работ по благоустройству территории г.Ковылкино.
Бездействие МУП ГП Ковылкино «Благоустройство» делает невозможным исполнение требований Федерального закона и нарушает интересы, как Российской Федерации, так и неопределенного круга лиц (потребителей жилищно-коммунальных услуг - граждан, проживающих в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик), делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, препятствуя нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению государственных гарантий прав и законных интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Просит признать незаконным бездействие МУП городского поселения Ковылкино «Благоустройство», выразившееся в неразработке и непринятии мер по предупреждению коррупции, а так же возложить обязанность на МУП городского поселения Ковылкино «Благоустройство» устранить допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, и в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия: определить лиц, ответственных за профилактику коррупционных проявлений, определить порядок сотрудничества с правоохранительными органами, разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, принять кодекс этики и служебного поведения работников организации. Взыскать с ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании старший помощник Ковылкинского межрайонного прокурора Рогачев С.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - МУП ГП Ковылкино «Благоустройство» Фролова Н.А. исковые требования признала частично, суду пояснила, что в настоящее время в целях устранения выявленных нарушений были выполнены следующие мероприятия: назначены ответственные за профилактику коррупционных проявлений, разработаны стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, а также принят кодекс этики и служебного поведения работников организации. Не выполнено одно мероприятие по определению порядка сотрудничества с правоохранительными органами. Просит уменьшить размер взыскиваемой государственной пошлины, в связи с частичным исполнением требований истца в добровольно порядке.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в суд не явился, в заявлении просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений
Ратификация Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, распространенность коррупционных правонарушений требуют исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, а также создания необходимых организационных предпосылок для этого.
Цели Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.), заключаются в содействии принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ, одним из основных принципов противодействия коррупции, является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №231-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", федеральный закон № 273-ФЗ дополнен статьёй 13.3, вступающей в силу с 01 января 2013 года.
В частности, статьёй 13.3. Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В материалах дела имеется сообщение МУП ГП Ковылкино «Благоустройство» от 10.11.2014г., из которого следует, что никаких внутренних актов по предупреждению и профилактике коррупции, по организации не разрабатывалось и не принималось.
Доводы представителя ответчика о частичном устранении выявленных нарушений нашли подтверждение в представленных суду документах, а именно: приказом № от 17.11.2014г. о назначении ответственного за профилактику коррупционных проявлений, разработанных стандартах и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, а также принятом кодексом этики и служебного поведения работников организации.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиком не в полной мере были приняты меры по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, в связи с чем исковые требования следует удовлетворить частично.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию городского поселения Ковылкино «Благоустройство» о признании незаконным его бездействия удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия городского поселения Ковылкино «Благоустройство», выразившееся в неразработке и непринятии мер по предупреждению коррупции.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие городского поселения Ковылкино «Благоустройство» устранить допущенное нарушение законодательства о противодействии коррупции, и в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующее мероприятие: определить порядок сотрудничества с правоохранительными органами.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия городского поселения Ковылкино «Благоустройство» в бюджет Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 400 руб. (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий: подпись.
<данные изъяты>.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия: Т.А.Балакина.
Секретарь суда: