Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4518/2020 ~ М-4023/2020 от 16.09.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2020 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи     Осьмининой Ю.С.

при секретаре                 Пугачевой Н.Е.,

с участием:

административного ответчика Винерайло А.Н.,    

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4518/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Винерайло А.Н. взыскании недоимки по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Винерайло А.Н. о взыскании недоимки по налогам и пени, в котором с просила взыскать с ответчика задолженность в общей сумме 4 032,53 рублей, из которых 1 987 рублей – задолженность по транспортному налогу за 2018 г., 1 984 рублей – задолженность по транспортному налогу за 2017 г., 61,53 рублей – пени по транспортному налогу, ссылаясь на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества, своевременно исполнил в установленную законом обязанность по уплате транспортного налога, в связи с чем в его адрес было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которое было оставлено без исполнения.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, пояснения по делу, из которых следует, что за налогоплательщиком закреплена льгота (дата начала действия 01.01.2011 г.), которая распространяется на легковой автомобиль марки <данные изъяты> г/н . Расчет транспортного налога за 2017 г., 2018 г. на легковой автомобиль <данные изъяты> г/н произведен с учетом применения льготы.

Административный ответчик Винерайло А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, пояснил, что за ним зарегистрировано одно транспортное средство, налог за которое он оплачивал, однако квитанций об оплате представить не может, поскольку они не сохранились; с 2007 г. он является инвалидом, с 2009 г. – пенсионером, в связи с чем при исчислении транспортного налога должна применяться льгота. Автомобиль <данные изъяты> г/н был угнан в 2003-2004 гг., найден в <адрес>, остался на посту ГАИ, т.к. был в аварийном состоянии; хотел данный автомобиль снять с учета, но не смог, поскольку необходимо было представить данное транспортное средство <адрес>, что было невозможно ввиду нахождения автомобиля в аварийном состоянии, в связи с чем его транспортировка обошлась бы дорого; документов, подтверждающих данный факт, не имеет; автомобиля у него нет, с регистрационного учета снять его не может, в суд за защитой своих прав не обращался.

В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, указал, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 Ж РФ).

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Статьей 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» установлены размер ставок, применяемых для транспортного налога.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в 2017 г., 2018 г. Винерайло А.Н. являлся собственником транспортных средств <данные изъяты> г/н , <данные изъяты> г/н .

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).

В адрес налогоплательщика Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области было направлено уведомление от 23.09.2018 г., в котором сообщалось о необходимости оплатить транспортный налог на сумму 1 984 рублей: а именно 707 рублей за транспортное средство <данные изъяты> г/н (налоговая база <данные изъяты>, доля в праве <данные изъяты>, налоговая ставка <данные изъяты>, количество месяцев владения в году <данные изъяты>, льгота <данные изъяты> рублей), 1 280 рублей за транспортное средство <данные изъяты> г/н (налоговая база <данные изъяты>, доля в праве <данные изъяты>, налоговая ставка <данные изъяты>, количество месяцев владения в году <данные изъяты>).

Налоговым уведомлением <данные изъяты> от 23.09.2018 г. был установлен срок оплаты не позднее 03.12.2018 г.

В установленный налоговым уведомлением срок оплаты транспортного налога не поступило.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Ввиду невнесения Винерайло А.Н. уплаты транспортного налога за 2017 налоговый период, были начислены пени по транспортному налогу за период с 04.12.2018 г. по 03.02.2019 г. в размере 31,56 рублей. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).

Налоговым органом в адрес Винерайло А.Н. было направлено требование об уплате налога на имущество, транспортного налога за 2017 налоговый период по состоянию на 04.02.2019 г., в котором налогоплательщику предлагалось внести в срок до 10.04.2019 г. задолженность по транспортному налогу в размере 1 984 рублей, пени по транспортному налогу в размере 31,56 рублей.

В адрес налогоплательщика Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области было направлено уведомление от 25.07.2019 г., в котором сообщалось о необходимости оплатить транспортный налог на сумму 1 987 рублей: а именно 707 рублей за транспортное средство <данные изъяты> г/н (налоговая база <данные изъяты>, доля в праве <данные изъяты>, налоговая ставка <данные изъяты>, количество месяцев владения в году <данные изъяты>, льгота <данные изъяты> рублей), 1 280 рублей за транспортное средство <данные изъяты> г/н (налоговая база <данные изъяты>, доля в праве <данные изъяты>, налоговая ставка <данные изъяты>, количество месяцев владения в году <данные изъяты>).

Налоговым уведомлением от 25.07.2019 г. был установлен срок оплаты не позднее 02.12.2019 г.

В установленный налоговым уведомлением срок оплаты транспортного налога не поступило.

В порядке ст. 75 НК РФ, налоговым органом за невнесение в срок уплаты транспортного налога были начислены пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 г. по 12.02.2020 г. в размере 29,97 рублей.

Руководствуясь ст. 69 НК РФ, налоговым органом было сформировано и направлено в адрес налогоплательщика требование по состоянию на 13.02.2020 г., в котором предлагалось в срок до 20.03.2020 г. внести оплату задолженности по транспортному налогу в размере 1 987 рублей, пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 г. по 12.02.2020 г. в размере 29,97 рублей.

В установленные сроки Винерайло А.Н. не были исполнены требования от 04.02.2019 г., от 13.02.2020 г.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, казанных в требовании об уплате налога.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

20.07.2020 г. Межрайонная ИФНС России по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Винерайло А.Н. недоимки по обязательным платежам за 2017-2018 гг. Мировым судьей судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области 21.07.2020 г. был вынесен судебный приказ № 2а-2087/2020 о взыскании с Винерайло А.Н. недоимки по транспортному налогу в размере 3 971 рублей, пени в размере 61,53 рублей, а всего 4 032,53 рублей, который определением от 14.08.2020 г. был отменен на основании возражений, поступивших от должника.

После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогам и по пени. Иск подан в сроки, предусмотренные ст. 286 КАС РФ.

С учетом того, что до настоящего времени возложенная налоговым законодательством на Винерайло А.Н. обязанность по уплате недоимки по транспортному налогу за 2017 г., 2018 г.1 984 рублей, 1 987 рублей, соответственно, пени по транспортному налогу в размере 61,53 рублей не исполнена, административным ответчиком доказательств, подтверждающих обратное, не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца о взыскании недоимки по налогам и пени, и считает необходимым взыскать указанные суммы с административного ответчика, удовлетворив заявленные административные исковые требования.

Довод административного ответчика о том, что размер транспортного налога должен быть меньше ввиду того, что он является инвалидом, пенсионером, получателем льготы, отклоняется, поскольку из материалов дела следует, что при расчете транспортного налога за 2017 г., 2018 г. налоговым органом была применена льгота, ввиду чего размер транспортного налога за автомобиль <данные изъяты> г/н был уменьшен на 706 рублей, что следует из налоговых уведомлений от 23.09.2018 г., от 25.07.2019 г.

В силу пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах имущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 27 мая 2003 года N 9-П, освобождение от уплаты налогов по своей природе льгота, является исключением из вытекающих из Конституции принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.

Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" от уплаты транспортного налога освобождаются инвалиды всех категорий.

Лицам, определенным в пунктах 1, 1.2 и подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" и "м" пункта 2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из категории автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.

Таким образом, налоговым органом соблюдены все законодательные нормы при начислении транспортного налога Винерайло А.Н., применена льгота, подлежащая применения в виду наличия у него инвалидности.

Довод административного ответчика о том, что в его собственности находится только одно транспортное средство <данные изъяты> г/н , а автомобиль <данные изъяты> г/н , судом отклоняется, поскольку опровергается материалами дела, кроме того, административный ответчик в ходе судебного следствия дал пояснения о том, что автомобиль <данные изъяты> г/н находился в его собственности, был им фактически утрачен ввиду угона, однако действия, направленные на снятие данного транспортного средства с регистрационного учета им предприняты не были, оно до сих пор зарегистрировано за ним.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов,- пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета.

Таким образом, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.

руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области удовлетворить.

Взыскать с Винерайло А.Н., зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области сумму недоимки в размере 4023,53 рублей (налог – 3 971 рублей, пени – 61,53 рублей), в том числе:

- по транспортному налогу за 2018 г. в размере 1987 рублей;

- пени по транспортному налогу за 2018 г. за период с 03.12.2019 г. по 12.02.2020 г. в размере 29,97 рублей;

- по транспортному налогу за 2017 г. в размере 1987 рублей;

- пени по транспортному налогу за 2017 г. за период с 04.12.2018 г. по 03.02.2019 г. в размере 31,56 рублей.

Взыскать с Винерайло А.Н. в доход бюджета муниципального образования г.о.Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.11.2020 г.

Председательствующий:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-4518/2020 ~ М-4023/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России №19по Самарской области
Ответчики
Винерайло А.Н.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Осьминина Ю. С.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
16.09.2020Регистрация административного искового заявления
16.09.2020Передача материалов судье
21.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2020Подготовка дела (собеседование)
30.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2020Судебное заседание
19.11.2020Судебное заседание
25.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее