Дело № 2-1434/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2012 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,
с участием прокурора Павловой Ю.А.,
при секретаре Ноговициной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора г. Черногорска к МБУЗ «Городская больница № 1» в интересах Гриненко Э.А., Трутневой В.В.,
о признании незаконными действий ответчика по установлению истцам заработной платы менее минимального размера оплаты труда, а также по включению в заработную плату до минимального размера оплаты труда районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия,
об обязании ответчика установить заработную плату истцам не менее минимального размера оплаты труда с последующим начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия,
о взыскании с ответчика в пользу истцов суммы недополученной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Черногорска обратился в суд с названными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что заработная плата истцам установлена в меньшем размере, чем минимальный размер оплаты труда с увеличением его на районный коэффициент и надбавку за стаж работы в Республике Хакасия, что должно составлять 7377,6 руб.
В судебном заседании прокурор Павлова Ю.А. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Истцы Гриненко Э.А., Трутнева В.В. просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представили письменные заявления. Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд приступил к рассмотрению дела в порядке ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК Российской Федерации в отсутствие истцов и представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, истцы работают в МБУЗ «Городская больница № 1», им начисляются стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе районный коэффициент в размере 30% и северный коэффициент в размере 30%, составляющие фактический заработок, который ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статьей 1 Федерального закона от 01.06.2011 года № 106-ФЗ с 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4611 руб.
В силу норм главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
На территории Республики Хакасия постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.1992 года № 933 установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3 (30%), за исключением предприятий, организаций и учреждений, где районный коэффициент установлен в больших размерах.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 11.09.1995 года №49 утверждено Разъяснение № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)».
С соответствии с указанным Разъяснением под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Следовательно, размер заработной платы истцов должен составлять не менее 7377,6 руб. за полностью отработанный месяц, состоящий из минимального размера оплаты труда, равного 4 611 руб., на который начисляются районный коэффициент 30% и надбавка к заработной плате за работу в южных районах Восточной Сибири 30% (4 611 руб. + 60% от этой суммы).
Истцам же, как установлено судом, эти проценты (30 и 30 процентов) начисляются не на минимальный размер оплаты труда в 4 611 руб., а на оклад, и при этом их фактический заработок ниже минимального размера оплаты труда, то есть менее 7 377, 6 руб. в месяц.
Из этой суммы прокурором и произведен расчет недоначисленной и не выплаченной истцам заработной платы.
Расчеты произведены в соответствии с приведенными нормами законов и материалами дела, счетных ошибок не допущено, контррасчет взыскиваемых сумм ответчик не представил. Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в связи с удовлетворением иска с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 200 рублей.
Так, согласно п. 10 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ цена иска по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из каждого требования в отдельности.
Прокурором по 2-м исковым заявлениям предъявлены требования имущественного характера, не подлежащие оценке, и подлежащие оценке требования имущественного характера о взыскании заработной платы.
В соответствии с требованиями подп. 1, 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается: по требованию имущественного характера, не подлежащему оценке, - 200 рублей (2 иска по 200 рублей = 400 рублей), и по требованиям о взыскании заработной платы по 400 рублей (400 х 2 иска = 800 рублей).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Расчет в составе заработной платы работников МБУЗ «Городская больница № 1» Гриненко Э.А., Трутневой В.В. районного коэффициента к заработной плате в размере 30 процентов и надбавки к заработной плате за работу в южных районах Восточной Сибири в размере 30 процентов, производимый от оклада, — признать незаконным и обязать МБУЗ «Городская больница № 1» установить указанным работникам заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента к заработной плате в размере 30 процентов и надбавки к заработной плате за работу в южных районах Восточной Сибири в размере 30 процентов.
Взыскать с МБУЗ «Городская больница № 1» в пользу Гриненко Э.А. задолженность по заработной плате за период с 01.01.2012 г. по 31.05.2012 г. в размере 12 908 (двенадцать тысяч девятьсот восемь) руб. 70 коп.
Взыскать с МБУЗ «Городская больница № 1» в пользу Трутневой В.В. задолженность по заработной плате за период с 01.01.2012 г. по 31.07.2012 г. в размере 5 395 (пять тысяч триста девяносто пять) руб. 49 коп.
Взыскать с МБУЗ «Городская больница № 1» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1200 (одна тысяча двести) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.М. Дмитриенко