Дело № 2-2183/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 ноября 2021 года город Кинешма
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Шустиной Е.В.,
при секретаре Калининой Д.Л.,
с участием представителя истца Шершовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области гражданское дело № 2-2183/2021 по иску Муниципального образования «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма к Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области о признании права собственности отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма обратилось в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области о признании права собственности отсутствующим, просит признать право собственности Домоуправления №3 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствующим.
Исковые требования мотивированы тем, что Комитетом имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма 12.03.2021 года проведено обследование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого было установлено, что на указанном земельном участке имеется жилой дом после пожара. Согласно, информации Приуральского филиала АО «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» по состоянию на 01.02.1998г. жилой дом по адресу: <адрес> зарегистрирован за Домоуправлением №3 в целом, на основании регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о правообладателях спорного объекта отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 270 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, находится в государственной собственности. Жилой дом утратил свойства объекта гражданских прав. Согласно предисловию к описи №632 описи № 2 МУП Жилищник, Домоуправление №3 1.01.1992г было реорганизовано в Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства, МПО ЖКХ 16.03.1992 реорганизовано в Производственный трест жилищного хозяйства, ПТЖХ переименован 01.07.2000г. в МУП «Производственный трест жилищного хозяйства», МУП ПТЖХ 01.04.2001 переименовано в МУП Жилищник. МУП «Жилищник» ликвидирован, документы по личному составу переданы на хранение в МУ «Кинешемский городской архив» в 2008 году. Согласно архивной справке от 15.07.2021 №69-А за период с 16.03.1992г. по 2008 год сведений о передаче дома 70 по ул. Вичугская г. Кинешма в муниципальную собственность не имеется. Согласно ответу Межрайонной ИФНС России №5 по Ивановской области, в базе данных налогового органа отсутствуют сведения об объекте недвижимости, начисление налога на имущество физических лиц на указанный объект не производилось, по налогу на имущество организаций отсутствует налогоплательщик - Домоуправление №3, земельный участок отсутствует в базе инспекции, начисление земельного налога не производилось. Наличие права собственности на жилой дом препятствует администрации г.о.Кинешма распоряжаться земельным участком.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен, представил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в разрешении заявленных требований полагается на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Приуральского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен, о причинах неявки не уведомил, возражений, заявлений, ходатайств не представил.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений против исковых требований не представил.
С учетом мнения представителя истца, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке лиц в судебное заседание.
В судебном заседании представитель истца Муниципального образования «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма Шершова А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Суд, заслушав представителя истца, обозрев инвентарное дело №2-31-3, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости значится зарегистрированным объект недвижимости – жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 84,6 кв.м., с кадастровым номером №, сведения о правообладателе отсутствуют (л.д.9).
Как следует из информации от 09.04.2021, представленной Приуральским филиалом АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», жилой дом по адресу: <адрес>, зарегистрирован в целом за Домоуправлением №3 на основании регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 270 кв.м., с кадастровым номером 37:25:020243:3, сведения о зарегистрированных правах на который в ЕГРН отсутствуют (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом КИЗО администрации городского округа Кинешма ФИО5 проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что на указанном земельном участке имеется жилой дом после пожара, о чем составлен соответствующий акт с фототаблицей (л.д.8).
Из инвентарного дела № на спорный жилой дом следует, что его обследование последний раз проводилось в июне 2014 года, составлен технический паспорт по состоянию на 03.06.2014, из которого следует, что процент износа конструктивных элементов жилого дома составлял на дату осмотра от 55 до 70 %. Правообладателем объекта недвижимости значится Домоуправление №3 на основании регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ч. 2 ст. 223 ГК РФ, право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ определено, что право собственности прекращается, в том числе, при гибели или уничтожении имущества.
В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определённо свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу положений ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация права в связи с прекращением существования объектов недвижимого имущества, права на которые зарегистрированы в ЕГРН, осуществляются по заявлению собственника здания.
Согласно предисловию к архивному фонду №632 описи №2 МУП «Жилищник», Домоуправление №3 01.01.1992 было реорганизовано в Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства (МПО ЖКХ), 16.03.1992 МПО ЖКХ реорганизовано в Производственный трест жилищного хозяйства (ПТЖХ), 01.07.2000 ПТЖХ переименован в МУП «Производственный трест жилищного хозяйства» (МУП ПТЖХ), который 01.04.2001 переименован в МУП «Жилищник». МУП «Жилищник» ликвидирован, документы по личному составу переданы на хранение в МУ «Кинешемский городской архив» в 2008 году (л.д.11, 34-42).
Согласно архивной справке от 15.07.2021 №69-А, в архивном фонде администрации города Кинешмы за период с 16.03.1992г. по 2008 год сведений о передаче <адрес> в муниципальную собственность не имеется (л.д.11).
Как следует из сообщения Межрайонной ИФНС России №5 по Ивановской области от 08.07.2021, в базе данных налогового органа отсутствуют сведения об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, начисление налога на имущество физических лиц на указанный объект не производилось, по налогу на имущество организаций отсутствует налогоплательщик - Домоуправление №3, земельный участок с кадастровым номером № отсутствует в базе инспекции, начисление земельного налога не производилось (л.д.12).
На основании выше исследованных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истцом предоставлены доказательства, с необходимой достоверностью подтверждающие факт отсутствия спорного объекта, являющиеся в силу закона основанием для прекращения права собственности.
Объект, утративший свои свойства как объект недвижимого имущества, может быть признан таковым лишь при наличии у него самостоятельного функционального назначения.
Следовательно, учитывая, что жилой дом по адресу: <адрес>, разрушен в результате пожара, в связи с чем утратил свое функциональное назначение, такой объект не может быть признан существующим объектом недвижимости по смыслу ст. 130 ГК РФ.
В соответствии с действующими до 01.01.1995 г. положениями ст. 135 ГК РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 11.06.1964 г. «Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР», право собственности у приобретателя имущества по договору (а у государственных организаций - право оперативного управления имуществом) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.11.1994 года «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до введения в действие Закона о регистрации юридических лиц и Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Пунктом 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закреплено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с положениями Инструкции «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утвержденной Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 г. № 83, регистрации подлежат все строения, расположенные в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, независимо от того, в чьем ведении они находятся: местных Советов, государственных учреждений и предприятий, кооперативных и других общественных организаций и граждан (§ 2). Основными документами, устанавливающими право собственности на строения, являются в том числе нотариально удостоверенные договоры о праве застройки (заключенные до 26 августа 1948 г.) (§ 8 п. «е»). После регистрации прав собственности в реестровых книгах бюро технической инвентаризации делают на правоустанавливающих документах собственников строений (кроме регистрационного удостоверения) и на надлежаще заверенных копиях с них, оставляемых в делах бюро технической инвентаризации, соответствующие регистрационные надписи (§ 17). Реестровая книга является документом учета собственников строений города (поселка), в связи с чем необходимо обеспечить постоянную ее сохранность (§ 18). Изменения в правовом положении строений заносятся в реестровую книгу и в инвентаризационные карточки со ссылкой на документы, на основании которых эти изменения учтены. Каждое изменение, внесенное в реестровую книгу, должно быть заверено подписью лица, ответственного за данную работу. Исключение из реестровых книг выбывших собственников путем вычеркивания не допускается (§ 22).
Порядок регистрации жилищного фонда регламентировался Инструкцией «О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации», утвержденной приказом Центрального статистического управления СССР от 15.07.1985 № 380, изданным во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1985 г. № 136, и которая утратила силу на основании Приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 г. № 37.
Согласно п. п. 1.1, 1.2 указанной Инструкции, правовая регистрация жилищного фонда производилась с целью установления права собственности (права оперативного управления) на жилые дома и учета его по разновидностям как в городских, так и в сельских поселениях. Государственному учету подлежали жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан. Регистрацию домов с обслуживающими их строениями и сооружениями в целях учета принадлежности их в городах, поселках городского типа и сельской местности проводят бюро технической инвентаризации исполкомов местных Советов народных депутатов. Данные о праве собственности на жилые дома (помещения) на основании решений исполкомов районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов вносятся бюро технической инвентаризации в реестровые книги данного населенного пункта. Исключение выбывших собственников из реестровых книг путем вычеркивания не допускается. Все исправления в реестровой книге должны быть надлежаще оговорены и засвидетельствованы подписью лица, ответственного за регистрацию, или начальника бюро технической инвентаризации (п. 5.1 Инструкции). Реестровая книга является документом учета собственников жилых домов (помещений) города (поселка, села), в связи с чем необходимо обеспечить постоянную ее сохранность (п. 5.3 Инструкции).
Пунктами 6.1, 6.2, 6.3 Инструкции установлено, что после проведения первичной регистрации собственников жилых домов (помещений) бюро технической инвентаризации должны вести последующую регистрацию изменений в правовом положении жилых домов (помещений). Последующая регистрация права собственности на жилые дома и перехода этого права от одних лиц и организаций к другим производится на основании документов, оформленных в установленном законом порядке. Изменения в правовом положении жилых домов (помещений) заносятся в реестровую книгу и инвентаризационные карточки со ссылкой на документы, на основании которых эти изменения учтены.
То есть, сведения о праве собственности Домоуправления №3 на спорный жилой дом содержатся в реестровой книге о праве собственности на данный объект.
Судом при рассмотрении дела установлено, что по данным Приуральского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и инвентарного дела на спорный жилой дом, объект по адресу: <адрес>, зарегистрирован, в том числе на дату последнего обследования (03.06.2014), за Домоуправлением №3, фактически прекратившим свою деятельность 22.08.2013.
Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестровой книге о праве собственности на объект капитального строительства, помещения, находящейся в Ивановском отделении Верхне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», в случае гибели и уничтожения такого объекта могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество, при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые истец ссылается как на основания своих требований.
Поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> утратил свои свойства как объект недвижимого имущества, суд приходит к выводу, что права истца подлежат защите в судебном порядке, а заявленные требования в части признания права Домоуправления №3 на жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, отсутствующим – удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального образования «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма удовлетворить.
Признать право собственности Домоуправления №3 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 53,6 кв.м, отсутствующим.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.
Председательствующий: Е.В.Шустина
Мотивированное решение составлено 26 ноября 2021 года.