Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
с участием помощника прокурора Сковородинского района Минтенко И.И.,
представителя Администрации г.ФИО3,
представителя МУП «ЖилРЭП» – ФИО5,
при секретаре Владарской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц - жителей <адрес> к Муниципальному унитарному предприятию «ЖилРЭП», Администрации <адрес>, ООО «СЖКС» о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сковородинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц - жителей <адрес> к Муниципальному унитарное предприятие «ЖилРЭП», Администрации <адрес>, ООО «СЖКС» о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства.
В обоснование предъявленных требований указал, что прокуратурой Сковородинского района в рамках проведения мониторинга соблюдения норм действующего федерального законодательства на поднадзорной территории проведена проверка исполнения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологических требований, в результате которой установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Сковородинского района, совместно с представителем Администрации муниципального образования <адрес> проведена вышеуказанная проверка, результаты которой отражены в акте проверки. В ходе проведения проверки производилась фотосъемка, результаты которой приобщены к акту в форме фото-таблицы.
Проведенной проверкой установлено, что на территории муниципального образования <адрес>, на земельном участке, расположенном к северо-востоку от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> к юго-востоку от многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, <адрес> и к юго-западу от торгового комплекса «СИТИ» по адресу: <адрес>, пе<адрес>, в скученном состоянии складируются бытовые и пищевые отходы. Данная территория не предназначена для организации сбора, накопления, и иного обращения с отходами производства и потребления. Указанные обстоятельства привели к образованию несанкционированной свалки.
Количество подлежащих скоплению и складированию бытовых отходов, а также площадь, занимаемая отходами на указанном участке местности, позволяют сделать вывод о длительности промежутка времени образования несанкционированной свалки.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды».
Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ о-, ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждению эпидемий, а также по охране окружающей среды является расходными обязательствами Российской Федерации и ее субъектов.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяющего правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территории городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В силу ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, согласно ст. 11 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами - гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Статьей 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ № закрепляется право граждан на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
В соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление и надежное обезвреживание бытовых отходов (хозяйственно бытовых, в том числе пищевых отходов, уличного мусора, скапливающегося на территории населенного пункта).
В силу п. 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Система очистки подразделяется на планово-регулярную или заявочную и должна осуществляться транспортным предприятием жилищно-коммунального хозяйства (ст. 1.5 СанПиН 42-128-4690-88).
Распоряжением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О создании МУП «ЖилРЭП» <адрес>» создано муниципальное унитарное предприятие «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие».
Рассматривая в совокупности положения Устава муниципального унитарного предприятия «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие», установлено, что предприятие создано администрацией муниципального образования <адрес> в целях реализации вопросов местного значения муниципального образования, определенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 5.1. Устава).
Как следствие - предприятие организует и осуществляет сбор, удаление, складирование, обработку бытовых отходов и мусора (п. 5.2. Устава).
Проверкой установлено, что действующая система сбора и вывоза отходов не обеспечивается надлежащим образом, что, в свою очередь, является одной из причин образования несанкционированных мест складирования отходов (несанкционированных свалок) на территории города – образовавшаяся свалка является угрозой санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Изложенное свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны предприятия за исполнением прямых обязанностей в части осуществления сбора и удаления бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования <адрес>, что влечет за собой нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а также прав жителей города на благоприятные условия проживания.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным ввиду того, что количество жителей поселения - изменяющаяся величина, которую невозможно индивидуализировать.
В связи с чем, просит суд обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» принять меры к устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем уборки и вывоза отходов, мусора с городской территории, к северо-востоку от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, к юго-востоку от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, и к юго-западу от торгового комплекса «СИТИ» по адресу: <адрес>, пе<адрес>. Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> обеспечить контроль за сбором и вывозом отходов, мусора с указанной территории.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 исковые требования подержал в полном объеме.
Представитель Администрации г.ФИО3 суду показала, что исковые требования прокурора <адрес> признает в полном объеме. Обязуется обеспечить контроль за сбором и вывозом отходов, мусора МУП «ЖилРЭП» с вышеуказанной территории.
Представитель МУП «ЖилРЭП» – ФИО5 в судебном заседании требования прокурора признал. Суду пояснил, что обоснованных возражений относительно исковых требований прокурора у него не имеется.
Представитель ООО «СЖКС», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства не явился.
На основании ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, и не возражавших рассмотреть дело в отсутствие ответчика, суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика ООО «СЖКС».
Выслушав помощника прокурора ФИО2, представителя МУП «ЖилРЭП» – ФИО5, представителя Администрации г.ФИО3 суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Поскольку образование несанкционированных мест складирования отходов (несанкционированных свалок) на территории города – Сковородино является угрозой санитарно-эпидемиологического благополучия населения, подтверждается право прокурора <адрес> обратиться в суд с данным заявлением.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Распоряжением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О создании МУП «ЖилРЭП» <адрес>» создано муниципальное унитарное предприятие «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие».
Из положений Устава муниципального унитарного предприятия «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие», установлено, что предприятие создано администрацией муниципального образования <адрес> в целях реализации вопросов местного значения муниципального образования, определенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 5.1. Устава).
В соответствии с п.5.2 Устава МУП «ЖилРЭП», предприятие организует и осуществляет сбор, удаление, складирование, обработку бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании установлено и подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, что на территории муниципального образования <адрес>, на земельном участке, расположенном к северо-востоку от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> к юго-востоку от многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, и к юго-западу от торгового комплекса «СИТИ» по адресу: <адрес>, пе<адрес>, в скученном состоянии складируются бытовые и пищевые отходы.
Данная территория не предназначена для организации сбора, накопления, и иного обращения с отходами производства и потребления.
Представитель Администрации <адрес> ФИО6 в судебном заседании признает данный факт и обязуется обеспечить контроль за сбором и вывозом отходов, мусора МУП «ЖилРЭП» с вышеуказанной территории.
Представитель МУП «ЖилРЭП» ФИО5 в судебном заседании признает данный факт и обязуется принять меры к устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем уборки и вывоза отходов, мусора с городской территории, к северо-востоку от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> к юго-востоку от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, и к юго-западу от торгового комплекса «СИТИ» по адресу: <адрес>, пе<адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Сковородинского районного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования прокурора Сковородинского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» принять меры к устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем уборки и вывоза отходов, мусора с городской территории, к северо-востоку от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> к юго-востоку от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> и к юго-западу от торгового комплекса «СИТИ» по адресу: <адрес>, пе<адрес>.
Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> обеспечить контроль за сбором и вывозом отходов, мусора Муниципальным унитарным предприятием «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» с городской территории, к северо-востоку от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, к юго-востоку от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> и к юго-западу от торгового комплекса «СИТИ» по адресу: <адрес>, пе<адрес>.
В удовлетворении исковых требований к ООО «СЖКС» отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Сушко Е.Ю.