Дело № 2а-561/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 09 июня 2020 года
Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Асмыковича В.А. при секретаре Божко А.А.,
с участием представителей административных ответчиков:
- Григорьевой Анастасии Николаевны, представляющей интересы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село на основании доверенности от 09.01.2020, имеющей высшее юридическое образование,
- Мироненко Таи Анатольевны, представляющей интересы администрации Красносельского района Санкт-Петербурга на основании доверенности № 07-74-160/19-0-0 от 27.12.2019, имеющей высшее юридическое образование,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ухаркиной Елены Викторовны к местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Ухаркина Е.В. обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село (далее – МА МО город Красное Село), в котором просила признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии своевременных мер по устранению сброса хозяйственно-бытовых вод в систему отвода поверхностных и дренажных вод вдоль земельных участков у домов 3 и 5 по Таврическому переулку и далее вдоль южной границы земельного участка у дом 16 по Рабочей улице в городе Красное Село Санкт-Петербурга.
Уточнив требования административного искового заявления, Ухаркина Е.В. просила признать незаконным бездействие МА МО город Красное Село, выразившееся в отсутствие содействия в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере благоустройства, а именно – в непринятии мер по устранению сброса канализации, сточных и бытовых вод в ливневый канал на территории общего пользования со стороны земельного участка с кадастровым номером <№> в тупике Таврического переулка в городе Красное Село Санкт-Петербурга.
В качестве мер по восстановлению нарушенных прав административный истец просил суд обязать МА МО город Красное Село осуществлять контроль за соблюдение законодательства в сфере благоустройства, а именно: провести проверку состава и свойств сточных вод и грунта в ливневом канале на территории общего пользования, расположенной со стороны земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенном в тупике Таврического переулка в городе Красное Село Санкт-Петербурга, на соответствие нормативным требованиям, предъявляемым к воде водных объектов хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования посредством обращения в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурга» для проведения лабораторных исследований.
Также административный истец просила возложить на МА МО город Красное Село обязанность возместить причиненный моральный вред в размере 50 000 руб., а также понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. и юридических услуг в размере 150 000 руб.
Свои требования административный истец мотивировала тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <№> расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> в границах территории, ограниченной улицей Социалистическая, Стрельнинским шоссе и проспектом Ленина. В границах указанной территории проходит сеть сточных каналов для стекания грунтовых вод по рельефу местности в реку Дудергофка. Расположенные на данной территории частные домовладения не обеспечены централизованной канализацией, поэтому на участке каждого домовладельца установлена автономная канализация. С 2017 года в ливневый канал, расположенный в непосредственной близости к границе земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, начал осуществляться сброс сточных вод. Это привело к тому, что на территорию участка административного истца распространяется неприятных запах, грязные сточные воды впитываются в грунт, что создает угрозу инфекционных заболеваний. Правилами благоустройства Санкт-Петербурга установлено, что на системах отвода поверхностных и дренажных вод или ее отдельных элементов запрещается сброс в них хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Положениями Закона «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» установлено, что к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится содействие в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере благоустройства. При этом Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация водоотведения населения. Таким образом, по мнению административного истца, административным ответчиком МА МО город Красное Село допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по устранению сброса канализационных вод в ливневый канал.
В судебное заседание административный истец не явилась, о времени и месте рассмотрения административного дела была извещена лично.
Представитель административного ответчика МА МО город Красное Село Григорьева А.Н. просила отказать Ухаркиной Е.В. в удовлетворении административного иска, указав на то, что содержание дренажной системы не относится к полномочиям местной администрации, что следует из положений Устава местной администрации, а также Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге».
Представитель административного ответчика администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Мироненко Т.А. в судебном заседании просила отказать Ухаркиной Е.В. в удовлетворении административного искового заявления, указав на то, что в ходе обследований, которые проводились в связи с обращениями Ухаркиной Е.В., слив сточных вод в дренажную канаву зафиксирован не был.
Суд, исследовав материалы дела и доводы административного искового заявления, выслушав представителей административных ответчиков, пришел к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела установлено, что административный истец Ухаркина Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <№> расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
Вдоль указанного участка по ул. Рабочей проходит сточная канава, в которую, как указывает административный истец, происходит слив канализационных и хозяйственно-бытовых стоков от собственников соседний участков и домовладений.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга.
Разделом 1 названных правил предусмотрено, что под водоотводной канавой понимается сооружение в грунте, предназначенное для защиты земляного полотна (чаще насыпей) от размыва или переувлажнения, сбора поверхностных (иногда и грунтовых) вод и отвода их в ближайший водный объект.
Согласно разделу 24 Приложения № 5 к Правилам благоустройства на территории Санкт-Петербурга, мероприятия по содержанию систем отвода поверхностных и дренажных вод и требования к осуществлению мероприятий включают:
удаление из систем отвода поверхностных и дренажных вод мусора, ила и прочих случайно попавших предметов, затрудняющих свободное течение воды и создающих подпор;
скашивание травянистой растительности, вырубку кустарников, деревьев на откосах водоотводных канав;
очистку от мусора, ила, снега, льда и посторонних предметов водопропускных труб, смотровых колодцев, дренажных устьев, регуляторов и других гидротехнических сооружений;
промывку и прочистку закрытых коллекторов и дрен;
контроль за работой дренажных устьев;
ликвидацию деформаций и повреждений систем отвода поверхностных и дренажных вод или ее отдельных элементов.
На системах отвода поверхностных и дренажных вод или ее отдельных элементах запрещается:
использование системы отвода поверхностных и дренажных вод и ее элементов для нужд, не связанных с отведением поверхностных и дренажных вод;
засорение или повреждение элементов систем отвода поверхностных и дренажных вод;
самовольная прокладка водопропускных труб в водоотводных канавах;
самовольная установка перегораживающих сооружений;
сброс в них хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», к вопросам местного значения муниципальных образований, в том числе, города Красное Село относится организация благоустройства территории муниципального образования в соответствии с законодательством в сфере благоустройства, включающая:
- обеспечение проектирования благоустройства при размещении элементов благоустройства, указанных в абз. 4-7 настоящего подпункта;
- содержание внутриквартальных территорий в части обеспечения ремонта покрытий, расположенных на внутриквартальных территориях, и проведения санитарных рубок (в том числе удаление аварийных, больных деревьев и кустарников) на территориях, не относящихся к территориям зеленых насаждений в соответствии с законом Санкт-Петербурга;
- размещение, содержание спортивных, детских площадок, включая ремонт расположенных на них элементов благоустройства, на внутриквартальных территориях;
- размещение контейнерных площадок на внутриквартальных территориях, ремонт элементов благоустройства, расположенных на контейнерных площадках;
- размещение, содержание, включая ремонт, ограждений декоративных, ограждений газонных, полусфер, надолбов, приствольных решеток, устройств для вертикального озеленения и цветочного оформления, навесов, беседок, уличной мебели, урн, элементов озеленения, информационных щитов и стендов; размещение планировочного устройства, за исключением велосипедных дорожек, размещение покрытий, предназначенных для кратковременного и длительного хранения индивидуального автотранспорта, на внутриквартальных территориях;
- временное размещение, содержание, включая ремонт, элементов оформления Санкт-Петербурга к мероприятиям, в том числе культурно-массовым мероприятиям, городского, всероссийского и международного значения на внутриквартальных территориях.
Таким образом, содержание систем отвода поверхностных и дренажных вод не относится к полномочиям МА МО город Красное Село.
Согласно ч. 3 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства помимо органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образования Санкт-Петербурга возложена на собственников объектов благоустройства и элементов благоустройства, лиц, которым объекты благоустройства и элементы благоустройства предоставлены во владение и (или) пользование, а также на иных лиц, на которых обязательства по содержанию объектов благоустройства или элементов благоустройства возложены действующим законодательством или договором.
Согласно п. 1.1 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. В случае, если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.
Приложением № 7 к Правилам благоустройства на территории Санкт-Петербурга определен порядок определения границ прилегающих территорий и участия собственников и иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий
Согласно п. 2.6 данного приложения, для земельных участков - прилегающая территория, на которую распространяются требования о содержании объектов благоустройства, составляет 3 м от границы земельного участка.
Если с учетом указанного расстояния граница устанавливается на проезжей части, тогда граница рассчитывается до ближайшего края проезжей части, а в случаях наличия проезда, сопровождающего основную проезжую часть дороги, - не далее бортового камня, разделяющего проезжую часть и тротуар (п. 3.3 Приложения № 7).
В соответствии с п. 4 Приложения № 7 содержание прилегающей территории обеспечивается собственниками, а в случае, если здание, строение, сооружение, земельный участок переданы на основании договора во владение и (или) пользование физическим и юридическим лицам, если иное не определено договором, владельцами (пользователями) зданий, строений, сооружений, земельных участков.
С учетом того, что дренажная канава проходит вдоль границы земельных участков, принадлежащих на праве частной собственности гражданам, то содержание указанной канавы, включая ее очистку от загрязнения сточными водами, должны обеспечивать собственники указанных земельных участков.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 17.06.2020.