РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 февраля 2023 г. г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,
при секретаре судебного заседания Плигузовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-802/2023 (2а-6392/2022) по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Николаевой Е.В., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по обязательным платежам на общую сумму 1267,81 руб., в том числе по транспортному налогу за 2019 г. в размере 4,36 руб.; ОКТМО 36701330; налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы ОКТМО 36701330 за 2019 г. в размере 637,41 руб., пени в сумме 28,78 руб. за период с 01.11.2021 г. по 08.12.2021 г.; за 2020 в размере 119 руб., пени в сумме 0,89 руб. за период с 09.11.2021 г. по 08.12.2021 г.; за 2021 г. пени в сумме 481, 73 руб. за период с 27.04.2021 г. по 08.12.2021 г., ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность ответчиком не погашена. Выданный 15.04.2022 г. судебный приказ о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 08.06.2022. На момент подачи административного иска Николаева Е.В. сумму задолженности не оплатила.
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца административные исковые требования уточнены, с учетом уточненного административного иска просит суд взыскать с Николаевой Е.В. недоимку по обязательным платежам на общую сумму 1272,17 руб. в том числе: задолженность транспортному налогу за 2019 г. в размере 4,36 руб., ОКТМО 36701330, налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы ОКТМО 36701330 за 2019 г. в размере 637,41 руб., пени в сумме 28,78 руб. за период с 01.11.2021 г. по 08.12.2021 г.; за 2020 г. в размере 119 руб., пени в сумме 0,89 руб. за период с 09.11.2021 г. по 08.12.2021 г.; за 2021 г. пени в сумме 481, 73 руб. за период с 27.04.2021 г. по 08.12.2021 г.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведённых норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС Правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
В судебное заседание представитель МИФНС России №23 по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, в иске просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Николаева Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом (ШПИ 80402280711335), о причинах неявки суду не сообщил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовала.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца и административного ответчика не была признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (статья 362 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с частью 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Статьей 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Согласно статье 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии со статьей 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Пунктом 2 части 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что Николаева Е.В. является плательщиком транспортного налога за 2019 год, налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2019-2021 г. в связи с наличием у нее статуса индивидуального предпринимателя в период 05.08.2013 г. по 28.09.2021 г.
На основании налогового уведомления № 35292 от 03.06.2021 г. Николаевой Е.В. произведен перерасчет транспортного налога за 2019 год и предложено долатить транспортный налог за 2019 г. на автомобиль Мицубиси Лансер г/н №... в сумме 4,36 рублей ОКТМО 36701330.
В связи с неуплатой налогов налогоплательщику выставлены требования:
- №46628 по состоянию на 12.10.2021 г., которым предложено погасить имеющуюся задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму 995 руб. в срок до 15.11.2021 г.;
- № 59311 по состоянию на 09.12.2021 г., которым предложено погасить имеющуюся задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, на общую сумму 34765 руб., пени на сумму 1638,30 рублей в срок до 11.01.2022 г.;
- № 62209 по состоянию на 15.12.2021 г., которым предложено погасить имеющуюся задолженность по транспортному налогу на сумму 130 рублей, пени в сумме 0,42 руб. в срок до 01.02.2022 г.
Направление как налоговых уведомлений, так и требований об уплате обязательных платежей, пени посредством личного кабинета налогоплательщика подтверждается материалами дела.
Как усматривается из материалов дела, 08.04.2022 г., то есть с соблюдением установленного ст. 48 НК РФ шестимесячного срока, МИФНС России №23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г.Самары с заявлением о вынесении судебного приказа, 15.04.2022 г.. мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-938/22 о взыскании с Николаевой Е.В. неуплаченной задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г.Самары от 08.06.2022 г. судебный приказ № 2а-938/2022 отменен по возражению Николаевой Е.В.
В Октябрьский районный суд г. Самары административный иск поступил 08.12.2022 г., то есть срок на обращение в суд (шесть месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа) с административным исковым заявлением налоговым органом не пропущен.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора.
При отсутствии сведений об уплате недоимки, административный иск подлежит удовлетворению.
Поскольку налоговым органом соблюдён порядок и сроки направления уведомлений, требования об уплате налога административному ответчику, а также сроки обращения в суд, с учетом надлежащего извещения административного ответчика о дате судебного заседания, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате налогов, суд приходит к выводу о взыскании с Николаевой Е.В. задолженности по транспортному налогу, налогу, взимаемому с налогоплательщика, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в общей сумме 1272 рубля 17 коп.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявлению взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Поскольку налоговый орган освобождён от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании ст. 333.19 НК РФ, в размере 400 рублей, подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования МИФНС России № 23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ИНН №... дата.а рождения, место рождения г. Куйбышев, гражданина РФ, паспорт ***, зарегистрированной по адресу: адрес, в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области недоимку по:
- транспортному налогу за 2019 г. в размере 4,36 руб. ОКТМО 36701330,
- налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2019 г. в размере 637,41 руб., пени за период с 01.11.2021 г. по 08.12.2021 г. в размере 28,78 руб., ОКТМО 36701330,
- налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2020 г. в размере 119,00 руб., пени за период с 09.11.2021 г. по 08.12.2021 г. в размере 0,89 руб., ОКТМО 36701330,
- пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2021 г. за период с 27.04.2021 г. по 08.12.2021 г. в размере 481,73 руб., ОКТМО 36701330,
а всего взыскать 1 272 (одна тысяча двести семьдесят два) руб. 17 коп.
Взыскать с ФИО1, ИНН №..., дата.а рождения, место рождения адрес, гражданина РФ, паспорт 3622 *** зарегистрированной по адресу: адрес, в бюджет г.о. Самара государственную пошлину в размере 400,00 (четыреста) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.О. Шиндяпин
В окончательной форме решение суда принято 10.02.2023 г.