Дело №2-7/2018
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 января 2018 года с. Юкаменское
Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Елькиной С.А.,
при секретаре Бекмеметьевой А.Т.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике – ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике <адрес> – Щербакова С. Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ),
представителя ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» - начальника отдела правовой и кадровой работы Администрации муниципального образования «<адрес>» - Волкова И. Е. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ без права передоверия по ДД.ММ.ГГГГ),
представителя ответчика – Главы муниципального образования «Юкаменское» Широких А. П.,
представителя ответчика – Главы муниципального образования «Засековское» Редькиной Н. А.,
представителя ответчика – Главы муниципального образования «Ежевское» Сабрекова К. И.,
представителя ответчика – Главы муниципального образования «Шамардановское» Егоровой Н. В.,
представителя ответчика – Главы муниципального образования «Палагайское Невоструевой З. Н.,
представителя ответчика – Главы муниципального образования «Верх-Унинское» Веретенниковой Н. В.,
представителя ответчика – Главы муниципального образования «Ертемское» Поздеевой Н. А.,
представителя ответчика – Главы муниципального образования «Пышкетское» Бельтюкова В. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» и Администрациям муниципальных образований «Юкаменское», «Засековское», «Ежевское», «Шамардановское», «Палагайское», «Верх-Унинское», «Ертемское», «Пышкетское» об обязании определить гарантирующую организацию для централизованных систем питьевого водоснабжения и установить зону ее деятельности на территории муниципального образования «<адрес>»,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» (далее – Администрация МО «<адрес>») об обязании определить гарантирующую организацию для централизованных систем питьевого водоснабжения и установить зону ее деятельности на территории муниципального образования «<адрес>», мотивируя тем, что на основании распоряжения Руководителя Управления Роспотребнадзора по УР Матюшиной Н.С. № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации МО «<адрес>», в ходе которой осуществлялась оценка исполнения органом местного самоуправления возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения и проведение работы, направленной на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории МО «<адрес>». В ходе проведения плановой проверки Администрация МО «<адрес>» представила справку о том, что на территории МО «<адрес>» имеется централизованная система питьевого водоотведения в 66 населенных пунктах. В 28 населенных пунктах муниципального образования системы централизованного водоснабжения переданы в обслуживание ООО «Жилком», системы централизованного питьевого водоснабжения остальных 38 населенных пунктов муниципального образования в обслуживание никому не переданы. В настоящее время ведется работа по оформлению документации сетей водоснабжения и подготовке концессионных соглашений для передачи сетей водоснабжения для обслуживания в специализированную организацию. Однако информацию об определении гарантирующей организации для централизованной системы питьевого водоснабжения и установлении зоны её деятельности Администрация МО «<адрес>» в ходе проведения проверки не представила. Таким образом, отсутствие гарантирующей организации влечет за собой бесконтрольность за рациональным использованием и охраной недр, отсутствие санитарно-эпидемиологического контроля за состоянием водных объектов приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности водозаборных скважин, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, повлечь загрязнение, засорение или истощение подземных водных объектов, ухудшает экологическую обстановку, нарушает права граждан на безвредную и безопасную среду обитания и создает угрозу возникновения и распространения случаев инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения. Бездействие ответчика по определению гарантирующей организации затрагивает интересы неопределенного круга лиц, может повлечь нарушение прав граждан на получение услуг водоснабжения надлежащего качества. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п.2 ст.12). Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно Федеральному закону №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава № «Вопросы местного значения» ч.1 ст.15 к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро-газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Согласно п.2 ч.1 ч.1.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №485-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Законом Удмуртской Республики №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Закон УР № «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения сельских поселений, кроме вопросов местного значения, предусмотренных ч.1 ст.7.4 Закона УР №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», относится вопрос местного значения, предусмотренный п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - за исключением организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Таким образом, вопросы водоснабжения населения сельского поселения согласно ч.4 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.7.4 Закона УР № «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» от ДД.ММ.ГГГГ относятся к вопросам местного значения муниципального района. В силу ч. 1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. Федерального закона, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. В соответствии со ст.52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны: своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства. Просит обязать Администрацию МО «<адрес>» определить гарантирующую организацию для централизованных систем питьевого водоснабжения и установить зону её деятельности на территории МО «<адрес>»; обязать Администрацию МО «<адрес>» сообщить о решении суда в месячный срок через средства массовой информации.
Определением Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Администрации муниципальных образований «Юкаменское», «Засековское», «Ежевское», «Шамардановское», «Палагайское», «Верх-Унинское», «Ертемское», «Пышкетское».
В судебном заседании представитель истца - ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в <адрес> Щербаков С.Г. изменил исковые требования с учетом заключенных ДД.ММ.ГГГГ соглашений о передаче <адрес> полномочий по решению вопросов местного значения в части организации в границах поселений водоснабжения населения, водоотведения Администрациям поселений и просил ответчиков Администрации муниципальных образований «Юкаменское», «Засековское», «Ежевское», «Шамардановское», «Палагайское», «Верх-Унинское», «Ертемское», «Пышкетское» определить гарантирующую организацию для централизованных систем питьевого водоснабжения и установить зону её деятельности на территории муниципальных образований, а ответчика Администрацию МО <адрес>» обеспечить финансирование данных муниципальных образований по определению гарантирующих организаций для централизованных систем питьевого водоснабжения.
Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» Волков И.Е. заявил ходатайство об оставлении измененных исковых требований без рассмотрения, поскольку у представителя истца Щербакова С.Г. в имеющейся в деле доверенности в нарушение требований ст.54 ГПК РФ не оговорено право на изменение основания или предмета иска.
Представители ответчиков – Глава МО «Юкаменское» Широких А.П., Глава МО «Засековское» Редькина Н.А., Глава МО «Ежевское» Сабреков К.И., Глава МО «Шамардановское» Егорова Н.В., Глава МО «Палагайское» Невоструева З.Н., Глава МО «Верх-Унинское» Веретенникова Н.В., Глава МО «Ертемское» Поздеева Н.А., Глава МО «Пышкетское» Бельтюков В.А. поддерживают заявленное ходатайство об оставлении иска без рассмотрения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст.53,.54 ГПК РФ представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.
В деле имеется доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Матюшкина Н. С. уполномочивает ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в <адрес> Щербакова С. Г. представлять интересы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в верховных судах, арбитражных судах, судах общей юрисдикции, прокуратуре, службе судебных приставов, учреждениях и организациях с полным объемом полномочий, а также предоставляются все права, которые предоставлены законом истцу, ответчику и третьему лицу, в том числе право на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд; на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску; на подачу встречного административного искового заявления; на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам; на обжалование судебного акта; на предъявление исполнительного документа к взысканию, а также право сбора, подготовки, получения и подписания любых, необходимых для выполнения данного поручения, документов.
Из содержания данной доверенности следует, что право представителя истца - ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в <адрес> Щербакова С.Г. на изменение предмета или основания иска специально не оговорено в доверенности.
Для обладания специальными полномочиями на изменение исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике необходимо, чтобы в доверенности, оформленной в соответствии с требованиями ст.54ГПК РФ, было специально оговорено право представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике на такое изменение.
В соответствии с абз.4 ст.222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения, в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление иска.
Как установлено в суде, представитель истца - ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в <адрес> Щербаков С.Г. специально не уполномочен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике на изменение основания или предмета иска, что в силу абз.4 ст.222 ГПК РФ является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения.
Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить ходатайство представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» Волкова И.Е. и оставить исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» и Администрациям муниципальных образований «Юкаменское», «Засековское», «Ежевское», «Шамардановское», «Палагайское», «Верх-Унинское», «Ертемское», «Пышкетское» об обязании определить гарантирующую организацию для централизованных систем питьевого водоснабжения и установить зону ее деятельности на территории муниципального образования «<адрес>» без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.54, 222 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» и Администрациям муниципальных образований «Юкаменское», «Засековское», «Ежевское», «Шамардановское», «Палагайское», «Верх-Унинское», «Ертемское», «Пышкетское» об обязании определить гарантирующую организацию для централизованных систем питьевого водоснабжения и установить зону ее деятельности на территории муниципального образования «<адрес>» оставить без рассмотрения.
Наненности в порядке наследованияо указанной процессуальной норме влечет за собой оставление заявления без рассмотрения.
рательстстоящее определение не препятствует Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике вновь обратиться в суд с таким же исковым заявлением в общем порядке.
На определение суда об отказе в удовлетворении такого ходатайства может быть подана частная жалоба в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции.
Председательствующий: Елькина С.А.