Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1370/2012 ~ М-1501/2012 от 08.08.2012

Дело № 2-1370/2012

Мотивированное решение изготовлено 11.09.2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2012 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Брандиной Н.В.

при секретаре Новоселовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаренко Александра Захаровича к Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения, понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Макаренко А.З. обратился в суд с иском к Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (далее по тексту – ответчик, КРГХ) о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения, понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения.

В обоснование указал, что зарегистрирован по месту жительства с супругой Макаренко Е.И. и сыновьями Макаренко А.А. и Макаренко В.А. в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: ---, предоставленной ему на основании служебного ордера 1224 от 22.07.1994 года, выданного ДУ-5 1973 ОМИС в период его работы в войсковой части. В то время, когда ему было предоставлена указанная служебная квартира, жилой дом --- относился к жилищному фонду Министерства обороны РФ, однако впоследствии был передан в муниципальную собственность ЗАТО г. Североморск.

11.04.2012 года Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск заключил с ним договор служебного найма жилого помещения. Не согласившись с тем, что квартира ему предоставлена как служебное жилое помещение, обратился к ответчику с просьбой заключить договор социального найма, в чем ему было отказано.

Полагая отказ противоречащим действующему законодательству, сослался на то, что спорная квартира после её передачи в муниципальную собственность утратила статус служебной в связи со сменой собственника жилого дома. Также привел доводы о том, что у ответчика в соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ не имелось законных оснований для заключения с ним договора найма служебного жилого помещения, поскольку он не относится к категории граждан, которым может быть предоставлено служебное жилье.

Просил признать недействительным договор найма служебного жилого помещения от 11.04.2012 год, заключенный между ним и Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск, обязать КРГХ заключить с ним договор социального найма двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ---.

Истец Макаренко А.З. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В предварительном судебном заседании 24.08.2012 года заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Пояснил, что по рекомендации ответчика в апреле 2012 года заключил с КРГХ договор найма служебного жилого помещения с тем, чтобы в дальнейшем указанную квартиру исключить из числа специализированного жилищного фонда (расслужебить) и заключить иной договор – социального найма. Однако впоследствии ответчик отказал в предоставлении спорной квартиры на условиях договора социального найма.

Представитель ответчика Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск – Шаталов Д.И. в судебном заседании и представленном письменном мнении с иском не согласился, указав, что спорное жилое помещение имеет статус служебного, в связи с чем в соответствии с Жилищным кодексом РФ для специализированных жилых помещений установлен ограничительный правовой режим. Указанные жилые помещение могут быть предоставлены гражданам только по договорам найма специализированных жилых помещений.

Представитель третьего лица – Федерального бюджетного учреждения войсковая часть 62720 (Управление Северного флота) Лысенко Е.А. в предварительном судебном заседании возражений по иску не высказал. Сославшись на распоряжение Правительства РФ от 19.10.1996 года № 1579-р пояснил, что права ФБУ в рамках настоящего дела не затронуты, поскольку жилой дом, в котором проживает истец, находится в муниципальной собственности.

Третьи лица, привлеченные к участию в деле судом, Макаренко Е.И. и Макаренко В.А. в судебном заседании полагали заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Макаренко А.А. в судебное заседание не явился.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, двухкомнатная квартира общей площадью 48,10 кв.м., в том числе жилой площадью 26,30 кв.м., расположенная по адресу: ---, была предоставлена Макаренко Александру Захаровичу согласно служебному ордеру 1224 от 22.07.1994 года. В настоящее время в квартире зарегистрированы по месту жительства истец Макаренко А.З., его супруга Макаренко Е.И., сыновья Макаренко А.А. и Макаренко В.А., что подтверждается справкой формы № 9 (л.д.13).

Макаренко А.З. являлся работником Домоуправления № 5 1973 ОМИС. Спорное служебное жилое помещение было предоставлено ему в 1994 году в связи с работой в ДУ-5.

Впоследствии указанная квартира была передана в собственность муниципального образования ЗАТО г.Североморск в составе жилого дома --- на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.10.1996г. № 1579-р, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества ЗАТО г.Североморск № 287 от 23.08.2012 года (л.д.31).

11.04.2012 г. КРГХ заключил с истцом договор найма служебного жилого помещения, согласно которому передал ему спорное жилое помещение.

Полагая исковые требования подлежащими удовлетворению, суд основывается на следующем.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Согласно ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; а также индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.

В силу положений раздела IV (ст. 92) Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

На основании ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Таким образом, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации регламентированы условия и порядок предоставления служебных жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду.

Согласно разъяснениям, данным в п.п. «в» п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона ( часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).

Разрешая заявленные исковые требования, суд соглашается с доводами истца о том, что спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду, а потому у ответчика отсутствовали основания для заключения договора найма служебного жилого помещения, следовательно, имеются основания для признания заключенного договора недействительным.

Так, материалами дела подтверждается, что дом ---, находящийся в государственной собственности и закрепленный на праве оперативного управления за 1973 ОМИС Минобороны Российской Федерации, передан в 1998 году в муниципальную собственность ЗАТО г. Североморск Мурманской области.

Право собственности муниципального образования ЗАТО г. Североморск на указанный объект недвижимости зарегистрировано в реестре муниципального имущества ЗАТО г.Североморск за № 51031100001435.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 07 июня 2006 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» следует, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом в отличие от общего порядка исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, закрепленного в ст. 92 ЖК РФ, изменение особого правового режима жилых помещений при передаче в ведение органов местного самоуправления не связывается с принятием органами местного самоуправления решений об исключении указанных жилых помещений из специализированного фонда.

Как следует из материалов дела, доказательств того, что спорная квартира установленным порядком отнесена к числу специализированных жилых помещений после передачи её в муниципальную собственность, ответчиком в порядке ст.ст. 56-57 ГПК РФ не представлено.

Между тем, в соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997г. № 1301 (в ред. постановления Правительства от 30.04.2009г. № 388) государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение их жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть учтено в качестве такового, однако, ответчиком таких доказательств не представлено.

На основании изложенного, у суда имеются основания признать, что спорное жилое помещение в силу закона утратило статус служебного жилья.

С учетом изложенного спорная квартира по адресу: --- в силу закона утратила статус служебной в связи с её передачей в ведение органов местного самоуправления, а на отношения по пользованию указанным жилым помещением распространяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

С учетом изложенного, по мнению суда, имеются правовые основания для признания договора найма служебного жилого помещения недействительным и заключения с истцом договора социального найма спорного жилого помещения.

Суд рассматривает дело на основании представленных сторонами доказательств с учетом положений ст.ст.56-57 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Макаренко Александра Захаровича – удовлетворить.

Признать договор найма служебного жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 48,10 кв.м., в том числе жилой площадью 26,30 кв.м., расположенной по адресу: ---, заключенный 11 апреля 2012 года между Макаренко Александром Захаровичем и Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск - недействительным.

Обязать Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (---, ИНН ) заключить с Макаренко Александром Захаровичем договор социального найма двухкомнатной квартиры, общей площадью 48,10 кв.м., в том числе жилой площадью 26,30 кв.м., расположенной по адресу: ЗАТО ---

Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Североморский горсуд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Н.В. Брандина

СПРАВКА: решение не обжаловалось.

2-1370/2012 ~ М-1501/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Макаренко Александр Захарович
Ответчики
КРГХ
Другие
ФГУ "Управление СФ"
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Брандина Н.В.
Дело на странице суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
08.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2012Передача материалов судье
09.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2012Предварительное судебное заседание
06.09.2012Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее