Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2015 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: ЩТ.Ю.
при секретаре судебного заседания: В.Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора города Салехард, действующего в интересах К.Л.Л. о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания и муниципального многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции об отказе в рассмотрении заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания и проведении обследования жилого помещения на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в Салехардский городской суд в интересах ФИО2 о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания и муниципального многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее также - Межведомственная комиссия) в отношении жилого <адрес> об отказе в рассмотрении заявления ФИО2 о признании жилого помещения непригодным для проживания и о возложении на Межведомственную комиссию обязанности произвести оценку жилого <адрес> пол <адрес> на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям с составлением соответствующего заключения по результатам обследования.
Требования прокурора мотивированы тем, что прокуратурой города Салехард проведена проверка по обращению ФИО2 и установлено, что ФИО2 проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ. В письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Межведомственной комиссией сообщалось ФИО2 об отказе в рассмотрении её заявления от ДД.ММ.ГГГГ о признании непригодным для проживания <адрес> по причине отсутствия в прилагаемых к заявлению документах заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования ограждающих и несущих конструкций, необходимого для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (несоответствующим) установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в соответствии с подпунктом "д" пункта 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Однако не учтено, что к заявлению ФИО2 заявителем были приложены фотоснимки состояния жилого помещения, подтверждающие ненадлежащее состояние жилого помещения. Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> года постройки, то есть эксплуатируется 75 лет, имеет деревянный фундамент, и на ДД.ММ.ГГГГ имел 70% износа, капитальный ремонт в доме не производился, его состояние только ухудшается. Также прокурор указал, что необходимо учитывать, что ФИО2 фактически проживает в <адрес>, что создаёт угрозу её жизни и здоровью, так как в доме имеются деревянные подпорки и на печи образовалась трещина, что свидетельствует о необходимости проведения обследования данного жилого помещения, в виду осведомленности Администрации муниципального образования город Салехард о фактическом состоянии дома и его физическом износе.
Возложение в данном случае на заявителя обязанности по предоставлению заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования ограждающих и несущих конструкций жилого дома, входящего в перечень дополнительных документов, определённый пунктом 44 Положения, и обязательного для предоставления лишь собственниками жилого помещения, является необоснованным.
В судебном заседании прокурор ФИО4 и заявитель ФИО2 на удовлетворении заявленных требований настаивали в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Представители заинтересованных лиц - Администрации муниципального образования город Салехард ФИО5, действующий на основании доверенности, и представитель межведомственной комиссии ФИО6, имеющий полномочия на основании протокола заседания межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования не признали, настаивая на законности принятого межведомственной комиссией решения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом при рассмотрении настоящего гражданского дела установлено и подтверждено письменными доказательствами, что заявитель ФИО2 проживает в <адрес> на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение имеет общую площадь 27,4 кв.м, жилую - 19,9 кв.м и состоит из двух комнат.
Собственником указанного жилого помещения является Администрация муниципального образования город Салехард, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из реестра жилищного фонда муниципального образования город Салехард.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Администрацию муниципального образования город Салехард с заявлением о проведении межведомственной комиссией обследования жилого <адрес>, на предмет определения его пригодности для дальнейшего проживания.
Однако решением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 1.6 - ФИО2 отказано в рассмотрении её заявления от ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия в прилагаемых к заявлению документах заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования ограждающих и несущих конструкций, необходимого для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (несоответствующим) установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в соответствии с подпунктом "д" пункта 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вместе с тем, имеющаяся в материалах дела техническая документация свидетельствует о том, что <адрес> года постройки, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел физический износ 70%. Согласно содержащимся в техническом паспорте данным о состоянии конструктивных элементов жилого дома: фундамент состоит из деревянных стульев и имеет искривления горизонтальных линий стен - износ 85%, наружные и внутренние капитальные стены бревенчатые деревянные, перегородки имеют полное нарушение жёсткости сруба - износ 85%, деревянные перекрытия имеют диагональные, продольные и поперечные трещины - износ 65%, крыша имеет отслоения покрытия, массовые поражения гнилью - износ 65%, полы имеют прогибы и просадки - износ 50%, проёмы (оконные, дверные) поражены гнилью, полное расшатывание дверных полотен и коробок - износ 70%, внутренняя отделка имеет выпучивание и отпадение штукатурки, серые пятна местами, отставание краски - износ 45%, износ печного отопления и электроосвещения 55%.
Статьёй 15 Жилищного кодекса РФ определено, что жилые помещения являются объектами жилищных прав. При этом жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ закреплено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ 28 января 2006 года принято постановление № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Согласно пунктов 7, 49 и 51 названного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание жилого помещения непригодным для проживания граждан, аварийным и подлежащим сносу является межведомственная комиссия, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. То есть никакой иной орган, организация не вправе принять решение о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан. Межведомственная комиссия создаётся органом местного самоуправления.
Постановлением Администрации муниципального образования город Салехард №285 от 24 апреля 2006 года утверждено Положение о межведомственной комиссии по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания и муниципального многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содержащее аналогичные требования.
Пунктами 42 и 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признаёт многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Согласно пункту 44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 приведённого Положения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
В пункте 45 Положения закреплено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем 3 пункта 44 указанного Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (пункт 46).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению (пункт 47). В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2 (пункт 48).
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного заседания, при принятия решения об отказе в рассмотрении заявления ФИО2 о проведении обследования жилого помещения на предмет определения его пригодности для дальнейшего проживания, межведомственной комиссией не были учтены обстоятельства о фактическом состоянии жилого помещения - <адрес>, которые подтверждались представленной технической документацией и фотоснимками; не учтены данные о степени износа дома и периоде его эксплуатации - более 75 лет, и его технические характеристики, что свидетельствует о необходимости проведения обследования данного жилого помещения, в виду осведомленности Администрации муниципального образования город Салехард и межведомственной о физическом износе и о фактическом состоянии жилого дома, находящегося в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, возложение в данном случае на заявителя обязанности по предоставлению заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования ограждающих и несущих конструкций жилого дома, входящего в перечень дополнительных документов, является необоснованным, учитывая также, что в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным пункт 1.6 решения Межведомственной комиссии по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания и муниципального многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, закрепленного в протоколе совместного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ФИО2 в рассмотрении её заявления от ДД.ММ.ГГГГ о проведении обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет определения его пригодности для дальнейшего проживания.
Обязать Межведомственную комиссию по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания и муниципального многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции провести оценку жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет его соответствия установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и составить по результатам оценки жилого помещения заключение.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий Т.Ю. Щепкина