РЕШЕНИЕ
ИФИО1
31 июля 2018 года <адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зотовой С.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с указанным выше иском, в обоснование которого указал, что на основании договора купли-продажи (купчей) земельных участков с жилым домом от 01.09.2005г. он является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома общей площадью 1029,70 кв.м, в том числе жилой 302,50 кв.м, лит. А,А-2,а-а4,Г,Г1, по адресу: <адрес>, д.Александровка, дачи АМО ЗИЛ, <адрес>.
Согласно договора купли-продажи (купчая) земельного участка от 15.12.2005г. он является собственником земельного участка площадью 2 740 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050410:0034, земельный участок для обеспечения защиты земель от негативных явлений (защитные насаждения), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>, д. Александровка, дачи АМО ЗИЛ, уч. прилегающий к уч. 3.
На основании договора № аренды земельного участка от 09.11.2009г., заключенного между администрацией Красногорского муниципального района и ФИО2, истец является арендатором земельного участка общей площадью 2539 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050410:108, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования – для создания защитных лесных насаждений, по адресу: <адрес>, у д.Александровка, прилегающий к участку № дач АМО ЗИЛ.
П.1.2 дополнительного соглашения № от 07.06.2010г. договор № аренды земельного участка от 09.11.2009г. предложено читать в новой редакции: «земельный участок предоставлен для осуществления арендатором следующих видов деятельности (разрешенный вид использования): под дачное строительство».
Арендованный земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050410:108 непосредственно примыкает и является смежным относительно земельных участков, находящихся в его, истца, собственности.
В 2011 году на арендованном земельном участке истцом на личные средства возведено капитальное нежилое сооружение общей площадью 22 кв.м, право собственности на которое зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 09.11. 2011г.
В октябре 2017 года истец обратился в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за плату арендованного земельного участка площадью 2539 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050410:108, на котором находится капитальное строение.
В связи с его обращением администрацией городского округа <адрес> был подготовлен проект Постановления «О предоставлении ФИО2 в собственность за плату земельного участка площадью 2 539 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, у д.Александровка, прилегающий к участку № дач АМО ЗИЛ».
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от 19.01.2017г. №ВР-44 «Об утверждении временных порядков направления на согласование в Министерство имущественных отношений <адрес> проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований <адрес> в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков и переводу земель из одной категории в другую и признании утратившими силу отдельных правовых актов», проект постановления администрации городского округа <адрес> «О предоставлении ФИО2 в собственность за плату земельного участка площадью 2 539 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, у д.Александровка, прилегающий к участку № дач АМО ЗИЛ» был направлен на согласование в Министерство имущественных отношений <адрес>.
16.02.2018г., а также 24.04.2014г. истцом получен ответ из администрации городского округа Красногорск Московской о том, что на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> № от 30.01.2018г. вышеуказанный проект постановления согласован не был по причине того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории, предусмотренной СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 и иными актами в сфере санитарного законодательства и является ограниченным в обороте.
Истец считает данный отказ незаконным, приведшим к нарушению его прав, в связи с чем истец обратился в суд, просит обязать администрацию городского округа <адрес> заключить с ним договор купли-продажи земельного участка общей площадью 2539 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050410:108, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – «для ведения дачного хозяйства», расположенного по вышеуказанному адресу по цене, равной трем процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Ответчик в судебное заседание не явился, представил в суд письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на правомерность действий.
Ознакомившись с доводами сторон, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает иск подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В ходе судебного разбирательства установлены и подтверждены материалами дела следующие обстоятельства.
Истец ФИО2 на основании договора купли-продажи (купчей) земельных участков с жилым домом от 01.09.2005г. является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома общей площадью 1029,70 кв.м, в том числе жилой 302,50 кв.м, лит. А,А-2,а-а4,Г,Г1, по адресу: <адрес>, д.Александровка, дачи АМО ЗИЛ, <адрес>.
Согласно договора купли-продажи (купчая) земельного участка от 15.12.2005г. истец является собственником земельного участка площадью 2 740 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050410:0034, земельный участок для обеспечения защиты земель от негативных явлений (защитные насаждения), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>, д.Александровка, дачи АМО ЗИЛ, уч. прилегающий к уч.3.
На основании договора № аренды земельного участка от 09.11.2009г., заключенного между администрацией Красногорского муниципального района и истцом, последний является арендатором земельного участка общей площадью 2539 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050410:108, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования – для создания защитных лесных насаждений, по адресу: <адрес>, у д.Александровка, прилегающий к участку № дач АМО ЗИЛ.
П.1.2 дополнительного соглашения № от 07.06.2010г. договор № аренды земельного участка от 09.11.2009г. предложено читать в новой редакции: «земельный участок предоставлен для осуществления арендатором следующих видов деятельности (разрешенный вид использования): под дачное строительство».
Арендованный земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050410:108 непосредственно примыкает и является смежным относительно земельных участков, находящихся в собственности истца.
Судом установлено, что в 2011 году на арендованном земельном участке истцом на личные средства возведено капитальное нежилое сооружение общей площадью 22 кв.м, право собственности на которое зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 09.11. 2011г.
Пунктом 5 ч.1 ст.1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В п.2 ст.15 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (пункт 3 статья 35 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ст.39.1 ЗК РФ, предусматривающей формы перехода права собственности путем заключения договора аренды либо договоров купли-продажи.
Согласно пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судом установлено, что в октябре 2017 года истец обратился в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за плату арендованного земельного участка площадью 2539 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050410:108, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – «для ведения дачного хозяйства», расположенного по адресу: <адрес>, у д.Александровка, прилегающий к участку № дач АМО ЗИЛ, прилегающего к земельным участкам, находящимся в его собственности, на котором находится капитальное строение, права на которое зарегистрировано в установленном порядке.
В связи с обращением истца администрацией городского округа <адрес> подготовлен проект Постановления «О предоставлении ФИО2 в собственность за плату земельного участка площадью 2 539 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, у д.Александровка, прилегающий к участку № дач АМО ЗИЛ».
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от 19.01.2017г. №ВР-44 «Об утверждении временных порядков направления на согласование в Министерство имущественных отношений <адрес> проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований <адрес> в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков и переводу земель из одной категории в другую и признании утратившими силу отдельных правовых актов», проект постановления администрации городского округа <адрес> «О предоставлении ФИО2 в собственность за плату земельного участка площадью 2 539 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, у д.Александровка, прилегающий к участку № дач АМО ЗИЛ» был направлен на согласование в Министерство имущественных отношений <адрес>.
16.02.2018г., а также 24.04.2014г. истцом получен ответ из администрации городского округа Красногорск Московской о том, что на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> № от 30.01.2018г. вышеуказанный проект постановления согласован не был по причине того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории, предусмотренной СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 и иными актами в сфере санитарного законодательства и является ограниченным в обороте.
В соответствии с п.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса РФ (статья 39-2 ЗК РФ).
Согласно пп.6 п.2 ст.39-3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39-20 Земельного кодекса РФ.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39-17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно ч.5 ст.39-17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39-16 Земельного кодекса РФ и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39-16 Земельного кодекса РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39-16 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Суд полагает, что отказ администрации городского округа Красногорск, оформленный письмом от 24.04.2018г. за №В№11914089, не содержит обоснований для принятия решения об отказе в предоставлении истцу в собственность за плату земельного участка общей площадью 2539 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050410:108, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, у д.Александровка, прилегающий к участку № дач АМО ЗИЛ 24, что противоречит приведенным ранее требованиям норм земельного законодательства.
Ответчик ссылается на то обстоятельство, что согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес>, оборотоспособность формируемого земельного участка ограничена, так как земельный участок входит в зону с особыми условиями использования территории в соответствии с Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010г. № об утверждении СП 2.1.42625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>. Санитарно-эпидемиологические правила».
Вместе с тем, суду не представлено бесспорных доказательств ограничения спорного земельного участка в обороте по указанному ответчиком основанию, доказательства расположения земельного участка в названной зоне суду не представлено.
В соответствии с ч.5 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в состав Единого государственного реестра недвижимости входит в том числе реестр границ, в котором, в том числе, отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, и береговых линиях (границах водных объектов).
Внесение сведений в ЕГРН осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и регулируется статьей 32 названного выше Федерального закона и Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1532.
В выписке из ЕГРН от 10.10.2017г. об объектах недвижимости на земельный участок общей площадью 2539 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050410:108, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, у д.Александровка, прилегающий к участку № дач АМО ЗИЛ, отсутствуют сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия.
Таким образом, отсутствие в ЕГРН зарегистрированных сведений о границах зон с особыми условиями использования спорной территории, в том числе о водоохранных зонах, свидетельствует об отсутствии ограничений и обременений в отношении использования спорного объекта недвижимости.
Из представленного в материалах дела Постановления администрации Красногорского муниципального района № от 11.05.2012г. «О предоставлении ФИО5 в собственность за плату земельного участка площадью 4652 кв.м, расположенного в <адрес>, у д.Александровка, прилегающий к участку № дач АМО ЗИЛ» и договора № купли-продажи земельного участка усматривается, что 15.05.2012г. администрация Красногорского муниципального района передала в собственность ФИО5 за плату земельный участок площадью 4652 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050410:107, расположенный в <адрес>, у д.Александровка, прилегающий к участку № дач АМО ЗИЛ», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства, являющийся смежным по отношению к испрашиваемому в собственность истцом земельному участку с кадастровым номером 50:11:0050410:108.
Из публичной кадастровой карты следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0050410:107 и 50:11:0050410:107, расположенные в <адрес>, у д.Александровка, принадлежат частным лицам, на них расположены строения, переход права на указанные объекты недвижимости произведен после введения в действие Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010г.
Согласно ч.2 ст.39-4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением <адрес> № от 02.05.2012г. «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках» установлена цена продажа земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:
трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:
относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения;
относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования);
вне зависимости от категории земель с разрешенным использование для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);
пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Анализируя установленные судом обстоятельства, подтвержденные представленными в материалах дела доказательствами, учитывая также, что ответчиком не доказан факт изъятия из оборота испрашиваемого истцом в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным ст.27 ЗК РФ, суд считает, что данный истцу отказ является неправомерным, а потому в удовлетворении иска ФИО2 не может быть отказано, истец вправе приобрести в собственность спорный земельный участок по цене, равной трем процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации городского округа <адрес> от 24.04.2018г. за №В№11914089 о предоставлении ФИО2 в собственность за плату земельного участка общей площадью 2539 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050410:108, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования – для ведения дачного хозяйства, по адресу: <адрес>, у д.Александровка, прилегающий к участку № дач АМО ЗИЛ.
Обязать администрацию городского округа <адрес> заключить с ФИО2 договор купли-продажи земельного участка общей площадью 2 539 (две тысячи пятьсот тридцать девять) кв.м с кадастровым номером 50:11:0050410:108, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, у д.Александровка, прилегающий к участку № дач АМО ЗИЛ, по цене, равной трем процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение 1 месяца.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья: