№ 2-1002/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 28 октября 2015 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Ахмедшиной А.Н.,
при секретаре Кобелевой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1002/2015 по иску Глазунова <данные изъяты> к Ялуторовскому МОСП УФССП России по Тюменской области о возмещении убытков, причиненных незаконным действием (бездействием) должностного лица,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Глазунов В.Н. обратился в суд с иском к Ялуторовскому МОСП УФССП России по Тюменской области о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями (бездействиями) должностного лица - судебного пристава-исполнителя Ялуторовского МОСП УФССП России по Тюменской области, в размере <данные изъяты>, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, взыскания судебных расходов за счет средств казны соответствующего муниципального образования.
Требования мотивированы тем, что приобрел туристическую путевку с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты>, участниками тура являлись истец, его супруга – ФИО1, дети – ФИО2 и ФИО3
На исполнении судебного пристава-исполнителя Ялуторовского межрайонного отдела УФССП по Тюменской области находилось исполнительное производство о взыскании с него в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> суммы долга по транспортному налогу. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него были приняты меры в виде временного ограничения на выезд из Российской Федерации. Оплата задолженности по исполнительному производству им была произведена в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, исполнительный сбор – ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации. Между тем, указанное постановление лицам, исполняющим постановление об установлении должнику ограничений, своевременно направлено не было, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в аэропорту Кольцово <адрес> ему было отказано в выезде из Российской Федерации по туристической путевке.
В результате бездействия должностных лиц отдела судебных приставов Ялуторовского МОСП УФССП по Тюменской области, выразившегося в не направлении постановления об отмене временного ограничения его права на выезд из Российской Федерации в адрес органа (лица), исполняющего постановления об установлении для должника ограничений, ему причинены убытки в виде стоимости туристической путевки в размере <данные изъяты>, а также был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных переживаниях, в связи с чем, он и его семья не смогли отдохнуть во время отпуска.
В судебном заседании истец Глазунов В.Н. требования поддержал, пояснил, что перечислил денежные средства в уплату транспортного налога ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заплатил исполнительный сбор, временное ограничение на выезд за пределы РФ было отменено ДД.ММ.ГГГГ, полагал, что судебный пристав-исполнитель несвоевременно передал информацию о снятии с него ограничений на выезд. Указал, что убытки в размере <данные изъяты> должны быть взысканы с Ялуторовского МОСП, поскольку бездействием его должностных лиц причинены убытки. Истец пояснил, что узнал о принятии в отношении него временного ограничения на выезд должника из сети Интернет при проверке наличия задолженности перед отпуском. Указал, что ДД.ММ.ГГГГ выехали отдыхать супруга ФИО1 и дети ФИО2и ФИО3., требует возмещения убытков в полном объеме, поскольку семейный отдых не состоялся.
Представитель истца Планков А.Н. в судебном заседании требования поддержал, пояснил, что убытки должны быть возмещены за счет муниципального образования город Ялуторовск.
Представитель ответчиков ФССП РФ, Управления ФССП РФ по Тюменской области Кумызова А.С. требования не признала, пояснила, что судебный пристав-исполнитель своевременно в соответствии с Порядком предоставления информации в органы пограничной службы по установленным ограничениям (снятии ограничения) на выезд, который регулируется совместным Приказом ФССП России и ФСБ РФ № 100/157 от 10.04.2009 "Об организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд из Российской Федерации", направила постановление об отмене временного ограничения на выезд должника в Управление ФССП РФ по Тюменской области, которое в свою очередь, сформировало реестр и направило его в Пограничную службу ФСБ РФ. Также считала, что оснований для удовлетворения требования возмещения полной стоимости путевки нет, т.к. супруга истца с детьми воспользовалась путевкой.
Судебный пристав-исполнитель Ялуторовского МОСП УФССП РФ Тюменской области Валько Ю.Ю. исковые требования не признала, пояснила, что денежные средства поступили на счет отдела ДД.ММ.ГГГГ, после чего было произведено их распределение, а ДД.ММ.ГГГГ снято временное ограничение на выезд должника из РФ.
Представитель Министерства Финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Тюменской области в судебное заседание не явился, иск не признал, по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика администрации г.Ялуторовск Тюменской области в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать, поскольку муниципальное образование г.Ялуторовск является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица УФМС по Тюменской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствии.
Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
В силу ст. 1 Федерального закона РФ "О судебных приставах" № 135-ФЗ на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.
В соответствии со ст. 19 вышеуказанного Закона, ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 119 Федерального закона "Об исполнительном производстве" № 229-ФЗ от 02.10.2007 года, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Конституции РФ каждому гарантируется право свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 2 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ предусмотрено, что гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным указанным Федеральным законом.
В силу ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
Согласно ст. 67 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя в случае, предусмотренном частью 2 статьи 30 закона, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что ограничение конституционного права гражданина на пересечение границы Российской Федерации возможно в целях защиты прав взыскателя, но при этом должен обеспечиваться баланс интересов сторон исполнительного производства, в связи с чем такое ограничение не может быть произвольным. Являясь мерой воздействия на должника, уклоняющегося от исполнения обязательств, ограничение выезда с территории РФ может быть применено к должнику только в том случае, если это уклонение носит виновный, противоправный характер.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Ялуторовского МОСП ФИО4 возбуждено исполнительное производство № в отношении должника Глазунова В.Н. о взыскании транспортного налога в размере <данные изъяты> (л.д.36,39), указанное постановление было направлено должнику по месту его регистрации в г.Ялуторовске ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).
В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Валько Ю.Ю. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника Глазунова В.Н. за пределы РФ (л.д.41).
В соответствии с ч. 3 ст. 67 ФЗ "Об исполнительном производстве" копии постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.
Постановление о временном ограничении на выезд было направлено должнику ДД.ММ.ГГГГ по адресу регистрации в <адрес> (л.д.42).
ДД.ММ.ГГГГ должник заплатил транспортный налог (л.д. 21), денежные средства на счет Ялуторовского МОСП поступили ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Валько Ю.Ю. отменено временное ограничение права на выезд из РФ должника Глазунова В.Н. в связи с фактическим погашением задолженности (л.д.43), при этом должнику было разъяснено, что ограничение выезда будет снято только после поступления данного Постановления в Управление пограничного контроля организационного департамента Пограничной службы ФСБ России. Указанное постановление было направлено в центральный аппарат и Пограничную службу ФСБ РФ по системе электронного документооборота ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-45).
Порядок предоставления информации в органы пограничной службы по установленным ограничениям (снятии ограничения) на выезд регулируется совместным Приказом ФССП России и ФСБ РФ № 100/157 от 10.04.2009 "Об организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд из Российской Федерации" (далее Порядок взаимодействия).
Согласно пунктам 1 - 8 указанного Порядка, судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России (далее - судебный пристав-исполнитель) после вынесения постановления об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации не позднее следующего дня со дня вынесения указанного постановления направляет его копии должнику, в соответствующий территориальный орган ФМС России и начальнику структурного подразделения территориального органа ФССП России - старшему судебному приставу для формирования реестров должников, в отношении которых установлены (отменены) временные ограничения на выезд из Российской Федерации (далее - реестр).
Начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России - старший судебный пристав обеспечивает обработку и формирование реестров, а также контроль за соответствием постановлений об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации и установленных в них сроков законодательству об исполнительном производстве.
Копии указанных постановлений еженедельно направляются с сопроводительным письмом и приложением копии реестра в территориальный орган ФССП России.
Ответственность за достоверность и своевременность представления сведений несет начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России - старший судебный пристав.
Территориальный орган ФССП России обеспечивает сбор, обработку, а также контроль за достоверностью сведений, представленных структурными подразделениями, и еженедельно по понедельникам направляет с сопроводительным письмом копии постановлений судебных приставов-исполнителей об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации с приложением копий реестров в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России.
Сведения о должниках, указанные в реестрах территориальных органов ФССП России, должны соответствовать данным, содержащимся в постановлениях судебных приставов-исполнителей.
Руководитель территориального органа ФССП России - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации обеспечивает еженедельное (по понедельникам) представление в Управление организации исполнительного производства ФССП России информации (сопроводительных писем с приложением реестров) в электронном виде с последующим ее направлением на бумажном носителе.
Управление организации исполнительного производства ФССП России осуществляет сбор и обработку поступающей информации и еженедельно по средам передает нарочным в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России обобщенную информацию в электронном виде и на бумажном носителе.
Информирование управления пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России об отмене временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации, не внесенных в реестры (в части отмены временного ограничения на выезд), и в другие дни недели (кроме среды) производится Управлением организации исполнительного производства ФССП России на основании мотивированного письма руководителя территориального органа ФССП России - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации с приложением копии постановления об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации либо судебного акта об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России обрабатывает поступившую информацию и направляет ее в пограничные органы для внесения изменений в соответствующие учеты.
Срок внесения изменений в учеты не должен превышать пяти суток со дня поступления информации в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России (с учетом времени доведения информации до подразделений пограничных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации).
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ (среда) было снято ограничение на выезд должника за пределы РФ, следовательно, в понедельник, ДД.ММ.ГГГГ УФССП РФ по Тюменской области должно было направить с сопроводительным письмом копии постановлений судебных приставов-исполнителей об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации с приложением копий реестров в Управление организации исполнительного производства ФССП России, которое осуществляет сбор и обработку поступающей информации и еженедельно по средам передает нарочным в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России обобщенную информацию в электронном виде и на бумажном носителе, следовательно в среду, ДД.ММ.ГГГГ, указанная информация поступила в Управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России, которое в свою очередь, направляет ее в пограничные органы для внесения изменений в соответствующие учеты, при этом срок внесения изменений в учеты не должен превышать пяти суток со дня поступления информации в управление пограничного контроля.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Глазунов В.Н. приобрел путевку на себя и членов семьи (супруга – ФИО1., дети ФИО2. и ФИО3.) с вылетом ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> (аэропорт <адрес>) в <адрес>), ДД.ММ.ГГГГ при прохождении пограничного контроля в аэропорту <адрес>, как пояснил истец в судебном заседании, ему было отказано в пересечении границы РФ, в связи с тем, что он состоит в списке лиц, которым временно ограничен выезд из РФ, указанное также подтверждается сообщением пограничного управления по <адрес> ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что копия постановления об отмене временного ограничения на выезд Глазунова В.Н. из РФ от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем была направлена в установленные сроки начальнику структурного подразделения территориального органа ФССП России - старшему судебному приставу для формирования реестра должников, в отношении которых отменены временные ограничения на выезд из России.
Копия данного постановления с реестром граждан, в отношении которых вынесено постановление о снятии ограничения на выезд из РФ, УФССП России по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ (вторник) направлена в Управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России.
При указанных обстоятельствах, необходимая информация не могла бы поступить к дате вылета Глазунова В.Н. ДД.ММ.ГГГГ в подразделения пограничных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем Валько Ю.Ю. своевременно переданы сведения об отмене ограничения на выезд за пределы РФ, кроме того, муниципальное образование г.Ялуторовск в силу ст. 1069 ГК РФ не отвечает за действия (бездействия) должностных лиц Ялуторовского МОСП УФССП России по Тюменской области, поскольку Федеральная служба судебных приставов России является федеральным органом исполнительной власти. Также суд учитывает и тот факт, что супруга истца ФИО1 дети истца – ФИО2 и ФИО3 воспользовались путевкой.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции приходит к выводу об отказе во взыскании с казны муниципального образования г.Ялуторовск убытков в размере <данные изъяты>.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Учитывая, что судом не установлено незаконного ограничения личного неимущественного права истца на передвижение, совместного отдыха с семьей, суд считает требования истца о компенсации морального вреда не подлежащими удовлетворению.
Поскольку судом отказано в удовлетворении исковых требований Глазунова В.Н., следовательно, не подлежат удовлетворению требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя и взыскании государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Глазунову <данные изъяты> к Ялуторовскому МОСП УФССП России по Тюменской области о возмещении убытков, причиненных незаконным действием (бездействием) должностного лица – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Ялуторовский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 03 ноября 2015 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья А.Н. Ахмедшина