Решение
Именем Российской Федерации
19 сентября 2019 года поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смольской Т.С.,
при секретаре Парчевской О.В.,
с участием: истцов Смолового Н.М., Смоловой Г.А., представителя ответчика УСЗН администрации Нижнеингашского района Красноярского края – Кольвинковской Е.Л. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-402/2019 (УИД 24RS0038-01-2019-000454-51) по исковому заявлению Смолового Н.М., Смоловой Г.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района Красноярского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику управлению социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района Красноярского края, в котором просят суд признать незаконным решения управления социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района о приостановлении предоставления Смоловому Н.М., Смоловой Г.А. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.07.2019 года; признать незаконным решения управления социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района о прекращении предоставления Смоловому Н.М., Смоловой Г.А. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.07.2019 года и обязать ответчика предоставить Смоловому Н.М., Смоловой Г.А. меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период 01.07.2019 года, с ежемесячной выплатой.
Свои требования истцы мотивировали тем, что как ветераны труда Красноярского края являются получателями мер социальной поддержки. 15.07.2019 года в их адрес поступили уведомления о приостановлении предоставления льгот, в связи с имеющейся задолженностью по оплате за ТКО, которая предоставляется ООО «Планета – сервис». Однако договор на оказание услуги – вывоз ТКО с истцами не заключался, мусор утилизируется собственными силами. Соответственно задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг у них не имеется.
В судебном заседании истцы, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям изложенным в иске, дополнительно суду пояснили, что не оплачивают за вывоз ТКО, поскольку мусора как такового у них не имеется, а тот, что есть, они вывозят сами на свалку, часть сжигают. Квитанции которые им присылает ПАО «Красноярскэнергосбыт» они не оплачивают, поскольку услугой не пользуются. С заявлением в ООО «Планета – сервис», которые вывозят мусор и в ПАО «Красноярскэнергосбыт», которые присылают им квитанции они ранее до прекращения выплаты не обращались.
Представитель ответчика УСЗН администрации Нижнеингашского района Красноярского края - Кольвинковская Е.Л. (полномочия проверены) с заявленными исковыми требованиями не согласна, суду представила возражения, дополнительно суду пояснила, что решение о приостановлении, а затем и о прекращении выплаты мер социальной поддержки истцам, было принято, поскольку уважительных причин, по которым образовалась задолженность по оплате за ТКО установлено не было.
Третьи лица ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «Планета – сервис», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. ПАО «Красноярскэнергосбыт» о причинах неявки суду не сообщили. ООО «Планета – сервис» представили суду возражения, согласно которым подтвердили наличие у истцов задолженности за услуги ТКО за период с 01.01.2019 года по 31.08.2019 года в размере 1080,56 руб.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним их основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, в связи с чем, суд, руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, заслушав истцов, представителя ответчиков, приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»).
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).
Согласно ст. 8 ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья).
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона «О ветеранах»).
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п.п. 4 п. 1 ст. 13 ФЗ «О ветеранах»).
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 ФЗ «О ветеранах»).
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. ст. 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (ч. 2 ст. 159 ЖК РФ).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159 ЖК РФ).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ).
В силу ч. 4 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных слуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно п. 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
В силу подпунктов «а» и «б» пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.
Согласно п. 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.
Пунктом 58 Правил установлено, что при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт «п» пункта 60 Правил).
В Красноярском крае отношения по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе ветеранам труда, регулируются Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804).
На основании пункта 1 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 установлено, что предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается по решению органа местного самоуправления при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.
При наличии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (стационарное лечение получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки и (или) членов его семьи, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством, стихийные бедствия и (или) иные обстоятельства чрезвычайного характера), подтвержденных соответствующими документами, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного самоуправления вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (абзац первый пункта 3 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804).
При отсутствии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного самоуправления после полного погашения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо выполнения условий соглашения по погашению задолженности (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока её погашения) (абзац второй пункта 3 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804).
В силу пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины её образования).
При этом, документы, подтверждающие наличие уважительных причин образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, невыполнения условий соглашения по погашению задолженности (медицинская выписка, справка медицинской организации или листок нетрудоспособности, подтверждающие факт прохождения стационарного лечения, справка работодателя о наличии задолженности по заработной плате, свидетельство о смерти, справка территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждающая факт стихийного бедствия и (или) иного обстоятельства чрезвычайного характера), представляются в орган местного самоуправления получателями субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (п. 6 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804).
В случае прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в связи с наличием у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнением получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг гражданин вправе обратиться повторно с заявлением о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки с приложением к нему документов, указанных в статье 13 данного Закона, после полного погашения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключения и (или) выполнения соглашения по ее погашению (п. 7 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела и установлено судом, истцы Смоловой Н.М., "дата" года рождения и Смоловая Г.А., "дата" года рождения, являются ветеранами труда. Смоловому Н.М. и Смоловой Г.А. выданы соответствующие удостоверения (л.д. 9-12).
Смоловой Н.М. и Смоловая Г.А. с 04.02.1980 года зарегистрированы и постоянно проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
В соответствии с протоколом назначения субсидии отдельным категориям граждан УСЗН администрации Нижнеингашского района от 25.05.2010 года Смоловому Н.М. (л.д. 31) и Смоловой Н.А. протоколом от 12.07.2010 года (л.д. 30), как ветеранам труда на основании Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предоставлялась мера социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, отопления, холодного водоснабжения.
15.07.2019 года Смоловой Н.М. и Смоловая Г.А. были уведомлены УСЗН администрации Нижнеингашского района Красноярского края о приостановлении предоставления им меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 августа 2019 года в связи с наличием у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца (л.д. 28, 29), на основании информации ООО «Планета – Сервис» (л.д. 32).
При этом Смоловому Н.А. и Смоловой Г.А. УСЗН администрации Нижнеингашского района Красноярского края было предложено представить документы подтверждающие уважительность причины образования задолженности либо соглашение по погашению задолженности.
Согласно представленной ООО «Планета – Сервис» информации из финансово - лицевого счета задолженность Смоловых по оплате за обращение с ТКО по состоянию на 01 июля 2019 года за период с 01 марта 2019 года по 30 июня 2019 года составляет 675,35 руб., то есть более двух месяцев.
При этом Смоловой Н.М. и Смоловая Г.А. с документами, подтверждающими уважительные причины возникновения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в УСЗН администрации Нижнеингашского района Красноярского края не обращались. При этом как пояснили в судебном заседании не оплачивают указанную услугу поскольку считают, что указанной услугой не пользуются, однако в адрес регионального оператора по данному вопросу не обращались.
С 01 августа 2019 года Смоловому Н.М. и Смоловой Г.А. прекращено предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с наличием у них задолженности по оплате за обращение с ТКО за два и более месяца и отсутствием соглашения о погашении задолженности и отсутствие уважительных причин возникновения таковой, что подтверждено в судебном заседании и не оспаривается истцами.
Оценив представленные суду доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что Смоловой Н.М. и Смоловая Г.А. были уведомлены о приостановлении предоставлений им меры социальной поддержки (доказательств обратного истцами не представлено), на момент приостановления и прекращения выплаты Смоловому Н.М. и Смоловой Г.А. уважительных причин образования задолженности не имелось, что было установлено ответчиком до прекращения предоставления льгот, суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для признания незаконным решения органа социальной защиты о прекращении предоставления меры социальной поддержки (субсидии), а также о необходимости возложения на ответчика обязанности по произведению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░