Решение по делу № 33а-1599/2020 от 26.05.2020

Судья Айринг Е.Г. Дело №33а-1599/2020

70RS0005-01-2019-001580-85

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июля 2020 года

Апелляционная инстанция Томского областного суда в составе

председательствующего Простомолотова О.В.,

судей Бондаревой Н.А. и Кущ Н.Г.,

при секретарях Шнайдер К.А. и Шмаленюк З.А,

помощнике судьи О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело №2а-1256/2019 по административному иску садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Верхнекетское землячество» к Администрации Томского района о признании отказов незаконными и обязании пересмотреть данные решения, по апелляционной жалобе представителя садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Верхнекетское землячество» Павлова В.М. на решение Томского районного суда г. Томска от 27.11.2019,

заслушав доклад судьи Простомолотова О.В., объяснение представителя административного истца Павлова В.М, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Администрации Томского района Томской области Корнели Д.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы,

установила:

Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Верхнекетское землячество» (сокращенное наименование - СНСТН «Верхнекетское землячество») обратилось в Томский районный суд Томской области с административным иском к Администрации Томского района о признании незаконными решений об отказе от 18.03.2019 № 02-33/81, от 22.04.2019 № 02-33/1153; об обязании пересмотреть решения об отказе от 18.03.2019 № 02-33/81, от 22.04.2019 № 02- 33/1153.

В обоснование заявленных требований указано, что СНТСН «Верхнекетское землячество» обратилось с заявлениями к главе Томского района: о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства по адресу: Томская область, Томский район, д. Кисловка, уч. № 10/2, площадью 164041 кв.м, кадастровый номер 70:14:0100039:606, сроком на пять лет, для ведения садоводства, находящегося в муниципальной собственности; о смене вида разрешенного использования земельного участка. Данный участок находится в собственности у муниципального образования «Томский район» с 16.04.2015.

Решением от 18.03.2019 №02-33/881 отказано в предоставлении земельного участка, в виду отсутствия в заявлении цели использования земельного участка, а также нахождение данного участка на землях, относящихся к землям лесного фонда.

29.03.2019 СНТСН «Верхнекетское землячество» вновь обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка с указанием на то, что испрашиваемый земельный участок для ведения садоводства не относится к землям лесного фонда, препятствий к его предоставлению не имеется. Вид разрешенного использования не был указан в первоначальном заявлении, поскольку было направлено еще одно заявление об изменении вида разрешенного использования, которое было зарегистрировано в канцелярии администрации Томского района от 12.03.2019.

22.04.2019 им вновь было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок относиться к землям лесного фонда, и превышен предельный размер земельного участка.

СНСТН «Верхнекетское землячество» считает обжалуемые отказы незаконными и нарушающими права и законные интересы СНСТН «Верхнекетское землячество». Административным истцом были соблюдены нормы действующего законодательства, Направлено заявление, приложены все необходимые документы. Ссылка главы Томского района на нормы пункта 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, не состоятельна, поскольку указанной нормой регламентирован лишь порядок использования земель определенной категории и не ограничена возможность перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию.

Согласно сведениям из ЕГРН на испрашиваемый земельный участок в графе «Сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков» указано, что данные отсутствуют. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Из ответа администрации от 18.03.2019 №02-33/811 следует, что согласно письму Департамента лесного хозяйства Томской области от 10.02.2016 года №74-09-0725 испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда. Данный факт подтверждает, что прошло более трех лет с момента, когда уполномоченный орган знал о существовании зарегистрированного права администрацией Томского района.

Согласно ответу Департамента лесного хозяйства Томской области от 27.06.2019 №74-11-3931 по обращению СНТСН «Верхнекетское землячество» земельный участок, расположен на землях лесного фонда.

Данный земельный участок согласно ГЛР относится к землям лесного фонда, а согласно ЕГРН относится к землям сельскохозяйственного назначения, с учетом приоритета данных ЕГРН, препятствий дли предоставления земельного участка административному истцу, не имелось.

Определением суда от 31.07.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент лесного хозяйства Томской области.

Определением суда от 19.08.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.

Определением от 01.11.2019 в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование «Томский район».

Представитель СНТСН «Верхнекетское землячество» Павлов В.М. в судебном заседании административный иск поддержал.

Представитель администрации Томского района Ведрова Т.А., в судебном заседании административный иск не признала.

Представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Томской области Маткин В.Е в судебном заседании административный иск не признал.

Представители заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, муниципального образования «Томский район», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Обжалуемым решением административный иск оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель СНТСН «Верхнекетское землячество» Павлов В.М. просит восстановить пропущенный срок на подачу апелляционной жалобы, решение отменить, в обоснование жалобы указывает, что в решении суда отсутствует правовая оценка отказа от 22.04.2019 №02-33/1153 по пункту 16 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, однако обоснование незаконности отказа в предоставлении земельного участка приводится в административном иске. Суд в решении ссылается на статью 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», не учитывая, что данный Федеральный закон утратил силу с 01.01.2019.

Указывает на отсутствие правовой оценки суда ссылок административных ответчиков в обжалуемых ответах на положения статей 77, пункт 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.

В мотивировочной части решения суда относительно применения норм Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» суд приводит мотивы идентичные изложенным в решении Арбитражного суда Томской области от 07.08.2019 по делу №А-67-14174/2018. Между тем, существует противоположная практика: дело № АО 1-1014/2017 (решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 31.10.2018), дело № А19-5157/2019 (решение Арбитражного суда Иркутской Области от 05.08.2019), постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2019. Не смотря на то, что в рассматриваемой ситуации, нормы Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ применяются противоположно, судом указанная практика проигнорирована.

В письме от 27.06.2019 №74-11-3931 Департамент лесного хозяйства Томской области рекомендует администрации Томского района обратиться в рабочую группу для исключения сведений из Государственного лесного реестра об испрашиваемом земельном участке, однако данные обстоятельства, имеющие значение для административного дела судом не выяснялись.

Выводы суда о том, что правило о приоритете сведений ЕГРН не распространяется на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не соответствует действующему законодательству, поскольку, из буквального толкования части 6 пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ следует, что в случае использования земель сельскохозяйственного назначения юридическими или физическими лицами не по целевому назначению, подтвержденных фактами установленными уполномоченными органами, принимается решение об отказе в исключении сведений из ГЛР на такой земельный участок.

Также, действующему законодательству противоречат выводы суда о том, что изменить вид разрешенного использования земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения невозможно.

При проведении судебного разбирательства не было привлечено Управление Росреестра по Томской области, однако 01.11.2019 судом в качестве заинтересованного лица было привлечено Муниципальное образование «Томский район», что послужило основанием начать рассмотрение дела с начала. Данное процессуальное действие было нецелесообразным, поскольку от имени и в интересах муниципального образования «Томский район» выступает Администрация Томского района.

Кроме того, о фактах затягивания судебного процесса и волокиты свидетельствует поэтапное привлечение заинтересованных лиц. Формальный срок рассмотрения дела составил 5 месяцев 1 день, фактический же срок с момента подачи заявления до момента, когда у представителя административного истца появилась реальная возможность ознакомиться с текстом решения в окончательной форме, составил 6 месяцев 10 дней. Данный временной разрыв вызван нарушением со стороны суда, выразившийся в отказе выдать решение суда на руки представителю административного истца, в результате чего административным истцом был пропущен месячный срок подачи апелляционной жалобы. Указывает, что, мотивированное решение изготовлено спустя 14 дней после оглашения резолютивной части решения суда, то есть с нарушением норм процессуального права.

Апеллянт указывает, что отказы Администрации Томского района от 18.03.2019 № 02- 33/811, от 22.04.2019 № 02-33/1153 в предоставлении земельного, необходимо и целесообразно было рассматривать в совокупности, а не отдельно, поскольку на 2 фактически одинаковых заявления Администрация Томского района дает 2 различных ответа.

Вместе с заявлением на предоставление земельного участка без проведения торгов от 12.03.2019 было подано заявление от 12.03.2019 об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка с «для сельскохозяйственного использования» на «садоводство», однако, несвоевременное рассмотрение заявления от 12.03.2019 об изменении вида разрешенного использования повлекло отказ, выразившийся в ответе от 18.03.2019 № 02-33/811.

Согласно решению суда СНТСН «Верхнекетское землячество» вновь обратилось с заявлением о предоставлении указанного земельного участка. Фактически повторное заявление от 29.03.2019 не содержало просьбы об изменении вида разрешенного использования, она содержалась лишь в заявлении от 12.03.2019.

Кроме то, представитель апеллянта, приводя анализ положений нормативных актов и фактических обстоятельств дела указывает, что истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка и изменении вида разрешенного использования на «Садоводство» что соответствует классификатору видов разрушенного использования допускаемых в границах сельхозугодий, указание в заявлении «ведение садоводства» является технической ошибкой, что подтверждается уставом СНТСН «Верхнекетское землячество». Также приводит свой расчет предельного размера земельного участка и настаивает на том, что земельный участок испрашиваемый апеллянтом не превышает предельного размера, установленного законодательством.

В дополнении к апелляционной жалобе фактически выражает несогласие с вынесенным после рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, распоряжением Департамента социально-экономического развития села Томской области от 18.12.2019 «О переводе земельных участков из одной категории в другую», которым спорный участок переведен в категорию «Земли лесного фонда. Полагает что оно вынесено незаконно, поскольку судом были применены меры предварительной защиты и настаивает на вынесении в адрес Департамента социально-экономического развития села Томской области частного определения.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, обоснованно признал их несостоятельными и законно отказал в их удовлетворении, установив, в том числе, что оспариваемое решение принято Администрацией Томского района с соблюдением порядка, на основании представленных СНТСН «Верхнекетское землячество» документов, из содержания которых следовало, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 Земельного Кодекса Российской Федерации и разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

В силу статьи 22 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.

Исчерпывающий перечень основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов содержится в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Пунктом 16 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса.

Согласно положениям пункт 6, 7 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации предельный размер земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющегося предметом договора безвозмездного пользования, заключаемого с садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и площади земельных участков общего назначения. При этом в целях определения предельного размера земельного участка, указанного в пункте 6 настоящей статьи, площадь земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определяется как произведение количества членов такого товарищества и установленного предельного максимального размера указанных земельных участков. Площадь земельных участков общего назначения определяется в размере от двадцати до двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.03.2019 СНТСН «Верхнекетское землячество» обратилось в Администрацию Томского района с заявлением о предоставлении им в безвозмездное пользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по адресу: Томская область, Томский район, д. Кисловка, уч. № 10/2, площадью 164041 кв. м. кадастровый номер 70:14:0100039:606, указав цель использования земельного участка - «для ведения садоводства».

Главой Томского района Терещенко А.А. представленные СНТСН «Верхнекетское землячество» документы и заявление были возвращены, на что указано в письме от 18.03.2019 №02-33/811. Причиной возврата документов послужило то, что заявителем не была указана цель использования земельного участка, кроме того заявитель был проинформирован о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в землях Лесного фонда.

29.03.2019 СНТСН «Верхнекетское землячество» вновь обратилось в администрацию Томского района с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в безвозмездное пользование, указав цель использования участка «Ведение садоводства» и приложив копию заявления от 12.03.2019 об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «Ведение садоводства».

Как следует из письма от 22.04.2019 №02-33/1153 администрацией Томского района заявителю было отказано со ссылкой на положения ст. 39.10, под. 14 и 16 ст. 39.16, ст. 77, 78 Земельного кодекса российской Федерации, ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку испрашиваемый земельный участок не входит в границы населенного пункта, находится в землях Лесного фонда, испрашиваемый размер площади земельного участка не обоснован заявителем, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении, а изменение вида разрешенного использования невозможно.

В качестве правовых оснований отказа предоставления земельного участка уполномоченным органом в ответе от 22.04.2019 указаны положения п.. 14, 16 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Также указанным ответом отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Соответственно в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции подлежали проверке указанные выше основания отказа в предоставлении земельного участка и изменении вида разращённого использования земельного участка.

Как следует из выписки из ЕГРН от 26.09.2019 № КУВИ-001/2019-23352675, 16.06.2015 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0100039:606, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, площадью 164 041кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Томская область, Томский район, окр. д. Кисловка, уч. № 10/2 зарегистрировано за муниципальным образованием «Томский район», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 70-70/001-70/001/087/2015-7984/1. При этом данный земельный участок относиться к категории земель: земли сельскохозяйственного назначений; вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования (л.д. 4-10 т.2).

Указанный земельный участок образован на основании постановления администрации Томского района 2067з от 10.09.2012 путём раздела земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 70:14:0100039:335 с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (л.д.85 т.2).

В соответствии с «Классификатором видов разрешённого использования земельных участков», утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 540 от 1.09.2014 вид разрешенного использования «Садоводство» (1.5) в ходит в группу видов разрешённого использования «Сельскохозяйственное использование», в то время как вид разрешенного использования «Ведение садоводства» (13.2) входит в группу видов разрешенного использования «Земельные участки общего пользования».

Согласно заявлению СНТСН «Верхнекетское землячество» от 29.03.2019 истец обратился с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером70:14:0100039:606, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, д. Кисловка, участок 10/2 площадью 164041 кв.м «для ведения садоводства» и земель сельскохозяйственного назначения.

Вопреки доводам апеллянта вид разрешенного использования земельного участка в заявлении указан как «Ведение садоводства», а не «Садоводство».

Доводы апеллянта о технической ошибке, допущенной в заявлении, коллегия признает несостоятельными, поскольку уполномоченный орган при разрешении заявления о предоставлении земельного участка и изменении вида разрешенного использования обязан был исходить из его буквального толкования. Более того согласно протоколу № 2 собрания учредителей СНТСН «Верхнекетское землячество» собранием было принято решение приобрести в безвозмездное пользование указанный выше земельный участок с изменением вида разрешенного использования на «Садовые дома».

Таким образом, административным истцом испрашивался земельный участок для целей использования не соответствующих его разрешенному виду использованию и категории земель.

Доводы апеллянта об обратном основаны на неверном толковании положений нормативных актов приведенных выше.

Оценивая выводы об обоснованности отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, судебная коллегия также исходит из следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 ГсК РФ).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Указанные выводы согласится с принципом сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленным в подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Такой перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Закона № 191-ФЗ.

Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается только в исключительных случаях, с соблюдением установленного порядка и принятием соответствующего акта, уполномоченным органом.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В тоже время испрашиваемый истцом земельный участок, относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, и в установленном законом порядке в иную категорию земель, на момент обращения СНТСН «Верхнекетское землячество» с заявлением о предоставлении земельного участка, не переводился.

Кроме того, площадь участка указанная в заявлении СНТСН «Верхнекетское землячество» превышала предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Закон Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области» (далее Закон) устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно и за плату в случаях и в порядке, установленных законами Томской области. В соответствии с п. 1 ст. 7-2 Закона установлен максимальный размер земельного участка для ведения садоводства - 1500 квадратных метров. Учитывая количество членов СНТСН «Верхнекетское землячество в количестве 85 человек предельный размер составляет 159375 кв.м (1500*85=127500+ 25%(127500*25:100=31875)=159375). В то время как административным истцом подано заявление о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка площадью 1644041 кв.м.

Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия также учитывает положения статей 6, 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми леса располагаются на землях лесного фонда, землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела согласно ответу Департамента лесного хозяйства Томской области, полученного ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия земельный участок с кадастровым номером 70:14:0100039:606, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, д. Кисловка, участок 10/2 согласно действующим материалам лесоустройства, расположен на землях лесного фонда и имеет местоположение: Тимирязевское лесничество, Темрическое участковое лесничество, урочище «Кандинское», часть квартала 200.

В силу частью 2 ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении земельного участка и изменении вида разрешенного использования является законным.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч.8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Разрешая административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с административным иском об оспаривании ответа администрации Томского района от 18.03.2019.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.03.2019 СНТСН «Верхнекетское землячество» обратилось в Администрацию Томского района с заявлением о предоставлении им в безвозмездное пользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства по адресу: Томская область, Томский район, д. Кисловка, уч. № 10/2, площадью 164041 кв. м. кадастровый номер 70:14:0100039:606.

Главой Томского района Терещенко А.А. представленные СНТСН «Верхнекетское землячество» документы и заявление были возвращены, что подтверждается письмом от 18.03.2019 №02-33/811.

29.03.2019 обратилось с повторным заявлением о предоставлении земельного участка, приложив копию заявления от 12.03.2019 об изменении вида разрешенного использования и обращая внимание уполномоченного органа на его не рассмотрение при даче предшествующего ответа.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что срок для обращения в суд с требованиями об обжаловании данного отказа, истек не позднее 18.06.2019.

Вместе с тем, с административным исковым заявлением СНТСН «Верхнекетское землячество» обратилась в суд только 10.07.2019.

Судом первой инстанции обоснованно отклонено ходатайство административного истца о восстановлении процессуального срока на обращение в суд, поскольку факт его обращения в администрацию Томской области, прокуратуру Томской области, УФСБ России по Томской области не препятствовал истцу своевременно обратиться в суд с административным исковым заявлением.

Оценивая доводы апеллянта о необходимости вынесения частного определения в адрес Департамента социально экономического развития села Томской области, коллегия находит их, не основанными на законе.

Так, действительно, после вынесение решения суда первой инстанции распоряжением № 71-п от 18.12.2019 Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области земельный участок с кадастровым номером 70:14:0100039:606 был переведен из состава земель сельскохозяйственного назначения в состав земель лесного фонда.

Однако указанное распоряжение предметом судебной проверки по настоящему делу не является и вынесено после принятия оспариваемого решения суда первой инстанции.

Доводы о не привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления Росреестра по Томской области коллегия находит не состоятельными, поскольку оспариваемым решением права и законные интересы Управления Росреестра как органа осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество не затрагиваются.

С учетом изложенного коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для признания состоявшегося по делу решения незаконным, поскольку основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, не содержат указания на существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Всем доказательствам по делу, а также факту пропуска установленного законом срока на обращения в суд судом дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по правилам относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств не усматривается. Несогласие с произведенной судом оценкой доказательств не свидетельствует о незаконности принятого судом решения.

Вопреки доводам жалобы, решение суда соответствует требованиям статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В связи с изложенным, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция Томского областного суда

определила:

решение Томского районного суда Томской области от 27 ноября 2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца СНТСН «Верхнекетское землячество» Павлова В.М. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Томский районный суд Томской области по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

33а-1599/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
СНТСН "Вернекетское землячество" (ж)
СНТСН "Верхнекетское землячество" (ж)
Ответчики
Администрация Томского района
Другие
Федеральное агентство лесного хозяйства
Департамент лесного хозяйства ТО
МО "Томский район"
МТУ Росимущество в Кемеровской и Томской областях
Суд
Томский областной суд
Судья
Простомолотов Олег Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.tms.sudrf.ru
27.05.2020Передача дела судье
28.05.2020Судебное заседание
06.07.2020Судебное заседание
25.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2020Передано в экспедицию
24.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее