Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-22454/2016 от 10.08.2016

Судья: Новикова А.А. Дело № 33-22454/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,

при секретаре Рыковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2016 года апелляционные жалобы Главы городского округа Подольск Московской области, ГУ МВД России по Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 25 мая 2016 года по делу по административному иску Петрова Николая Викторовича к Управлению Федеральной миграционной службы по Московской области о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, признании незаконным бездействия в неосуществлении регистрационного учета по месту жительства, обязании зарегистрировать по месту жительства,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения явившихся лиц,

установила:

Петров Н.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной миграционной службы по Московской области. Уточнив исковые требования, просил признать незаконным отказ от 01.04.2016 г. в регистрации по месту жительства по адресу: <данные изъяты>; признать незаконными бездействия ответчика в неосуществлении регистрационного учета по месту жительства на основании заявления от 28 марта 2016 года и приложенных к нему документов; возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать по месту жительства на основании договора коммерческого найма жилого помещения №102 от 04 августа 2015 года.

Решением Подольского городского суда Московской области от 25 мая 2016 года административный иск удовлетворен.

Не соглашаясь с выводами суда, апелляционные жалобы подали Глава городского округа Подольск Московской области, ГУ МВД России по Московской области, просят отменить решение суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.11.2015) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства;

регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;

место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

В соответствии со ст. 6 Закона Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Усматривается, что 04 августа 2015 года между Отделом учета и распределения жилой площади администрации г.Подольска, действующего от имени муниципального образования «городской округ Подольск Московской области» и Петровым Николаем Викторовичем (наниматель) заключен договор коммерческого найма жилого помещения № 102 (л.д.11-17).

Согласно п.п.1.1, 1.3, 1.4 Договора, нанимателю передается в срочное возмездное владение и пользование для проживания жилое помещение, являющееся муниципальной собственностью, расположенное по адресу: Московская область, г.Подольск, ул.Кирова, д.54, кв.25 (комната), общей площадью 29,4 кв.м., жилой площадью 19,9 кв.м.

Срок найма жилого помещения устанавливается на один год с 24 июня 2015г. по 23 июня 2016г.

Основанием для заселения и проживания нанимателя в указанном жилом помещении является настоящий договор.

Согласно условию п. 6.3, заключение договора не наделяет нанимателя правом регистрации в жилом помещении, предоставленном ему по настоящему договору.

28 марта 2016 года Петров Н.В., проживающий по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> обратился в ТП № 3 МРО УФМС России по Московской области в г.о.Подольск с заявлением формы № 6 о регистрации по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, на основании договора коммерческого найма жилого помещения № 102 от 04 августа 2015 года.

Записей в строке "Подпись лица, предоставившего жилое помещение" в заявлении Петрова Н.В. о регистрации по месту жительства не имелось.

Сообщением от 01.04.2016 г. Петрову Н.В. отказано в регистрации по месту жительства с указанием на необходимость предоставления в заявлении (форма № 6) подписи лица, предоставившего жилое помещение, со ссылкой на п. 5 6 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012г. № 288.

При этом начальником ТП № 3 МРО УФМС России по Московской области в г.о. Подольск в заявлении о регистрации проставлена отметка о регистрации истца при наличии согласия лица, предоставившего жилое помещение.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что оснований для отказа в регистрации Петрова Н.В. по месту жительства не имелось, так как им были предоставлены заявление о регистрации по установленной форме, документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (договор коммерческого найма жилого помещения №102 от 04 августа 2015 г.). Суд отверг ссылки на положения п. 56 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 г. №288, указав, что данным пунктом предусмотрен порядок регистрации граждан по месту пребывания. Кроме того, суд счел, что отсутствие в заявлении Петрова Н.В. о регистрации его по месту жительства отметки, подтверждающей согласие собственника жилого помещения на регистрацию истца по указанному месту жительства, не является само по себе основанием для отказа в регистрации, так как действующим законодательством предусматривается предоставлении гражданином одного из перечня документов, подтверждающих право на вселение в жилое помещение.

Согласиться с выводами суда об удовлетворении административного иска Петрова Н.В. судебная коллегия не может.

В соответствии с п. 81 вышеуказанного Административного регламента, гражданин, изменивший место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обращается с заявлением о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту) к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения.

Формы заявлений о регистрации по месту пребывания по форме № 1, и о регистрации по месту жительства по форме №6, утверждены вышеуказанного Административного регламента.

Форма заявления о регистрации по месту жительства № 6, в частности, содержит строку "Подпись лица, предоставившего жилое помещение".

В соответствии с предписаниями п. 56 Административного регламента, «регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.

Срок регистрации гражданина по месту пребывания определяется по взаимному соглашению:

с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;

с собственниками жилых помещений;

с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Подпись в строке "Подпись лица, предоставившего жилое помещение" заявления о регистрации по месту пребывания по форме N 1 и по форме N 1 ПР (приложение N 2 к Регламенту) либо заявления о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту) подтверждает согласие нанимателя либо собственника жилого помещения с гражданином на его вселение и временное (постоянное) проживание».

Поскольку абз. 6 п. 56 Административного регламента содержит расшифровку строки "Подпись лица, предоставившего жилое помещение" в отношении заявления о регистрации по месту жительства (форма № 6), несостоятелен вывод суда о нераспространении требований данного пункта к содержанию заявлений о регистрации по месту жительства по форме № 6.

Учитывая, что представленное Петровым Н.В. заявление по форме № 6 было заполнено ненадлежащим образом, поскольку в нем отсутствовало согласие собственника на регистрацию по месту жительства, судебная коллегия считает, что заявителю сотрудниками ТП № 3 МРО УФМС России по Московской области в городском округе Подольск было правомерно отказано в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства.

Вывод суда об отсутствии необходимости заполнения строки заявления "Подпись лица, предоставившего жилое помещение", в связи с представлением документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение, судебная коллегия считает неверным.

Суд не учел, что ни Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.11.2015) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ни Правила регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, как и названный Административный регламент, не указывают на исключение обязанности по заполнению каких – либо строк заявления формы № 6 о регистрации по месту жительства, в том числе при предоставлении документа – основания для вселения в жилое помещение.

Таким образом, поскольку судом дана ненадлежащая оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела и неправильно применены нормы материального права, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Петрова Н.В.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Подольского городского суда Московской области от 25 мая 2016 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Петрова Николая Викторовича к Управлению Федеральной миграционной службы по Московской области о признании незаконным отказа УФМС России по Московской области от 01 апреля 2016 года в регистрации Петрова Н.В. по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, признании незаконным бездействия УФМС России по Московской области в неосуществлении регистрационного учета Петрова Н.В. по месту жительства по указанному адресу на основании заявления от 28 марта 2016 года и приложенных к нему документов (договора коммерческого найма помещения № 102 от 04 августа 2015 года) и возложении на УФМС России по Московской области обязанности зарегистрировать Петрова Н.В. по месту жительства по указанному адресу на основании заявления от 28 марта 2016 года и приложенных к нему документов (договора коммерческого найма помещения № 102 от 04 августа 2015 года – отказать.

Председательствующий

Судьи

33а-22454/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Петров Н.В.
Ответчики
УФМС России
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
17.08.2016Судебное заседание
09.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее