Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2072/2015 ~ М-1885/2015 от 16.07.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 августа 2015 года

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: судьи Емельяненко Л.А., при секретаре Горбачевой Ю.В., с участием представителей истца Устимовой О.В., Волковой Т.И. (по доверенностям), представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти – Рябовой И.Л. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2072/2015 г. по иску Константинова А.И. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Константинов А.И. обратился в суд с иском к ответчику ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти и с учетом уточнения просил суд включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды работы: с 01.11.1982 г. по 01.07.1983 г. на ...» в качестве электрослесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ТЭЦ; С 13.01.1984 г. по 29.12.1989 г. в Специализированном п/о «...» в качестве электросварщика ручной сварки; С 08.01.1990 г. по 31.12.1991 г. в производственном кооперативе «...» в качестве электросварщика ручной сварки; Обязать ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти назначить ему досрочную трудовую пенсию досрочно, со дня возникновения права, то есть с 27.01.2015 г.

Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержали и показали суду, что в 2014 году истец по достижению 55 лет был приглашен специалистами пенсионного фонда Комсомольского района г Тольятти для назначения пенсии досрочно. После ознакомления с трудовой книжкой Константинова А.И. специалистами было рекомендовано собрать справки, подтверждающие льготный характер работы, после чего обратиться в УПФ РФ с письменным заявление о назначении досрочной пенсии. В течение 2014-2015 г.г. он обращался во все организации (либо их правопреемникам, либо в государственные архивы) за подтверждением своего специального стажа. 27.01.2015 г. по достижению 56 лет Константинов обратился к ответчику с письменным заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», предоставив трудовую книжку и все имеющиеся льготные справки. На дату обращения по трудовой книжке Константинов А.И. имел 22 года 1 месяц по специальности электросварщика (электрогазосварщика) ручной сварки и 08 месяцев в должности электрослесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ТЭЦ, а общий стаж составлял 26 лет 03 месяца. Пенсионный фонд, рассмотрев предоставленные документы, отказал в назначении пенсии, включив из 22 лет 9 месяца специального стажа, только 8 лет 5 месяцев 17 дней, а необоснованно исключил из специального стажа три периода работы Константинова А.И., а именно период работы с 01.11.1982 г. по 01.07.1983 г. (8 месяцев) в качестве электрослесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ТЭЦ на ...». Данный факт подтверждается не только записью № 5 и № 6 в трудовой книжке, но и Льготной справкой № 37 ООО ...» и письмом УПФ РФ города Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области за № 04/2709 от 18.03.2015 г. Однако из Протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 178 от 27.04.15 г. указано: «в справке № 37 отсутствуют сведения о закреплении Константинова А.И. за котельным, турбинным (парогазотурбинным) оборудованием, оборудованием пылеприготовления. Согласно письма № 04/2709 от 18.03.15 г., УПФ РФ в городе Гатчина и Гатчинском районе Ленинградской области организация Гатчинский ремонтно-наладочный участок ПТП «...» своего паросилового хозяйства не имеет, работа осуществляется по договорам на ремонт котельного оборудования и ТЭЦ на предприятиях Ленинградской области. Учитывая изложенное, стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости исчисляется по фактически отработанному времени в основном в производственных цехах и должно подтверждаться оперативными журналами по фактически отработанному времени в основных производственных цехах. Вместе с тем, у Комиссии отсутствуют сведения о фактически отработанном времени.» Между тем, в льготной справке, на которую ссылается пенсионный фонд, четко указано, что Константинов А.И. работал в течение полного рабочего дня, при полной рабочей неделе и его профессия предусмотрена Списком № 2 раздел XIII п. «А» позиция 2140000а-18455, утвержденного постановлением Совмина СССР от 26.01.1991 г. за № 10.

Данная справка имеет все обязательные реквизиты и оформлена надлежащим образом. Более того, другой период работы по этой же справке, пенсионный фонд включил в специальный стаж. Что касается Письма № 04/2709 от 18.03.2015 г. то ответчик исказил информацию, предоставленную УПФ РФ в городе Гатчина и Гатчинском районе Ленинградской области, поскольку из данного письма дословно следует «По документам наблюдательного дела Гатчинского ремонтно-наладочного участка ПТП «...» сообщает, что должности электрослесарь по ремонту оборудования котельных цехов ТЭЦ и электросварщик ручной электродуговой сварки включены в Перечень льготных профессий обоснованно; организация Гатчинский ремонтно-наладочный участок ПТП «...» своего паросилового хозяйства не имеет, работа осуществляется по договорам на ремонт котельного оборудования и ТЭЦ на предприятиях Ленинградской области, имеющих паросиловое хозяйство (имеются договора, сметы и акты приемки работ за 1980-1990 годы).

Также пенсионный фонд исключил из специального стажа весь период работы в Специализированном п/о «...» в должности электросварщика по четвертому разряду в котельный цех по ремонту котельного оборудования котельных, машинных цехов действующих электростанций. Данный факт подтверждается не только записью № 12, № 13, № 14, № 15 в трудовой книжке. За данный период работы с 08.10.1984 г. по 29.12.1989 г., а это - 5 лет 2 мес. 21 день, Константинов имел высокую квалификацию, и в этот период работы был неоднократно поощрен премиями: за участие в соцсоревновании, за досрочность сдачи в эксплуатацию блока № 2 ... и выполнении особо важного задания (записи в трудовой книжке на страницах 18-19). А запись под № 13 трудовой книжки, гласит: 04.01.1988 г. «В связи с переходом на новую систему оплаты труда установлен четвертый разряд электросварщика ручной сварки котельного цеха». Запись под номером 14 гласит: 01.03.1989 г. «Установлен пятый разряд электросварщика ручной сварки» При этом из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 178 указано: «До 1 января 1992 г. право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 раздела XXXII «Общие профессии», утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, предоставлялось «электросварщикам (электрогазосварщикам, газоэлектросварщикам) и их подручным», занятым на ручной сварке. Таким образом, если работник по трудовой книжке значится электросварщиком, электрогазосварщиком (газоэлектросварщиком), но отсутствуют документы о характере выполняемой работы, то для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости достаточно подтверждения, что на предприятии (в организации), на котором был занят работник, не применялись автоматические машины либо по технологии осуществляемых предприятием (организацией) видов деятельности (производств, работ) не могла выполняться другая сварка, кроме ручной.

Константинов А.И. прошел аттестацию постоянно действующей комиссией при п.п. «...» по ручной дуговой сварке, при этом повторные или дополнительные проверки были проведены 18.02.1988 г. и 13.01.1989 г. Допуск к ручной сварки, согласно данного удостоверения, Константинов имел до 13.01.1990 г., то есть в том числе на момент перехода в другую организацию - ПК «...». Из пункта 18 Правил аттестации сварщиков, утвержденных Госгортехнадзором СССР от 22.06.1971 г. следует, что повторная проверка знаний должна проводиться постоянно действующими комиссиями периодически, не реже одного раза в 12 месяцев. А сварщики, непрерывно работающие по своей специальности и зарекомендовавшие себя высоким качеством выполненных в течение последнего года работ, подтвержденным результатами контроля, по решению комиссии могут освобождаться от повторных испытаний сроком на 1 год, но не более трех раз подряд. Также пенсионный фонд не включил в специальный стаж работу в Производственном кооперативе «...» за период с 08.01.1990 г. по 03.01.1994 г. (3 года 11 мес. 25 дней). При этом УПФ РФ в Протоколе заседания № 178 сам указывает о возможности включения в специальный стаж работы без подтверждения постоянной (не менее 80% рабочего времени) занятости на основании первичных документов того периода до 01.01.1992 г. по Списку № 2 разделу XXXII «Общие профессии», утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173. Данный период работы помимо записи в трудовой книжке за № 16 и 17, подтверждается записями на стр. 8-9 и 10-11 вышеназванного удостоверения № 9-2/87с.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти Самарской области в судебном заседании исковые требования не признала и показала суду, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы. Комиссия установила, что для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ представлены трудовая книжка, архивные справки и справки, уточняющие льготный характер работы, за следующие периоды работы: с 01.11.1982 г. по 01.07.1983 г. - на Гатчинском ремонтно - наладочном участке ПТП «...» в качестве электрослесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ТЭЦ.

Справка № 37 выдана ООО «...» в соответствии со Списком №2, раздел XIII, позиция 2140000а-18455; с 22.08.1983 г. по 30.11.1983 г. - в СУ-63 УС «...» УС КГС в качестве электросварщика ручной сварки. Архивная справка № 8373/04-07 от 05.06.2014 г. выдана Управлением по делам архивов Мэрии г.о.Тольятти; с 25.12.1983 г. по 25.09.1984 г. - на Гатчинском ремонтно - наладочном участке ПТП «...» в качестве электросварщика ручной сварки. Справка №37 выдана ООО «...» в соответствии со Списком №2, раздел XXXIII, позиция 23200000-19906; с 08.10.1984 г. по 29.12.1989 г. - в Специализированном п/о «...» в качестве электросварщика (по записям в трудовой книжке); с 08.01.1990 г. по 03.01.1994 г. - в производственном кооперативе «...» в качестве электросварщика (по записям в трудовой книжке); с 03.01.1994 г. по 14.04.1994 г. - в ТОО «...» в качестве электросварщика ручной сварки. Справка № 18 от 28.08.2014 г. выдана ЗАО «...» (ранее — ТОО «...») в соответствии со Списком №2, раздел XXXIII, позиция 23200000-19906; с 01.08.1994 г. по 16.04.1996 г. - в ТОО «...» в качестве электросварщика (по записям в трудовой книжке); с 17.04.1996 г. но 23.06.1997 г. - в АООТ «...» в качестве электросварщика ручной сварки котельного цеха на Тольяттинском участке ТО ТЭЦ. Архивная справка № К-133 от 13.04.2015 выдана МБУ «...» г.Энгельс Саратовской области; с 01.06.1997 г. по 06.09.2001 г. - в ОАО энергетики и электрификации «...» - производственно-ремонтного предприятия в качестве электрогазосварщика. Архивная справка № К-10109 от 29.08.2014 г. выдана ГБУСО «...»; с 11.09.2001 г. по 14.11.2001 г. - в Четвертом Тольяттинском монтажном управлении филиала ЗАО «...» в качестве электросварщика ручной сварки. Справка № 260 от 11.09.2014 г. выдана ООО «...» в соответствии со Списком №2, раздел XXXIII, позиция 23200000-19906; с 10.12.2001 г. но 13.02.2002 г. - в ОАО энергетики и электрификации «...» - производственно-ремонтного предприятия в качестве электрогазосварщика. Архивная справка № К-10109 от 29.08.2014 г. выдана ГБУСО «...»; с 13.01.2003 г. по 05.05.2003 г. - в ЗАО «...» в качестве электросварщика ручной сварки. Справка №17 от 28.08.2014 г. выдана ЗАО «...» в соответствии со Списком №2, раздел XXXIII, позиция 23200000-19906; с 23.08.2005 г. по 22.12.2006 г. - в ООО «...» в качестве электросварщика ручной сварки. Справка №2 от 18.08.2014 г. выдана ООО «...» в соответствии со Списком №2, раздел XXXIII, позиция 23200000-19906.

Трудовая пенсия по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, назначается по Перечню профессий и должностей, предусмотренных Списками №1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10 (далее — Список №2). Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516.

В соответствии со Списком № 2, раздел XXXIII «Общие профессии», позиция 23200000-19906 предусмотрены «электросварщики ручной сварки». До 1 января 1992 г. право на льготное пенсионное обеспечение по Списку 2 раздела XXXII «Общие профессии», утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173, предоставлялось «электросварщикам (электрогазосварщикам, газоэлектросварщикам) и их подручным», занятым на ручной сварке. Таким образом, если работник по трудовой книжке значится электросварщиком, электрогазосварщиком (газоэлектросварщиком), но отсутствуют документы о характере выполняемой работы, то для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости достаточно подтверждения, что на предприятии (в организации), на котором был занят работник, не применялись автоматические машины либо по технологии осуществляемых предприятием (организацией) видов деятельности (производств, работ) не могла выполняться другая сварка, кроме ручной. Ручная сварка применялась на строительных (ремонтно-строительных) площадках, электростанциях, шахтах и рудниках, предприятиях сельхозтехники и грузовых (пассажирских) автотранспортных предприятий, жилищно-коммунальных конторах, совхозах и колхозах.В связи с этим, периоды работы в качестве электросварщика (газоэлектросварщика) до 01.01.1992 г. в организациях, относящихся к вышеперечисленным, могут быть включены в специальный стаж без уточнения - на основании трудовой книжки.

В соответствии со Списком № 2, раздела XXXIII «Общие профессии» периоды работы после 01.01.1992 г. в качестве электросварщика, электрогазосварщика (газоэлектросварщика) могут быть засчитаны в специальный стаж при условии документального подтверждения занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке. В связи с чем, дополнительными документами необходимо подтвердить постоянное (не менее 80% рабочего времени) выполнение работ, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Для этого администрация предприятия должна предоставить в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, уточняющую справку, выданную на основании первичных документов того периода, когда производились работы электросварщиком, электрогазосварщиком (газоэлектросварщиком). Уточняющая справка выдается на основании любых документов, из которых можно определить, что электросварщик, электрогазосварщик (газоэлектросварщик) был постоянно занят выполнением работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости (журналы, карточки, книги учета рабочего времени, наряды на выполнение работ, технический паспорт на оборудование, сведения учетной документации о наличии сварочного оборудования для ручной сварки). В соответствии с разделом XIII Списка №2 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях», утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10 позицией 2140000а-1845 5 пользуются - слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики. Основным условием для назначения им пенсии по Списку №2 является их занятость на ремонте и обслуживании оборудования, указанного в соответствующем разделе Списка. Закрепление рабочих за указанным оборудованием является одним из условий подтверждения занятости на обслуживании и ремонте этого оборудования, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих его работу. На основании вышеизложенного и в результате правовой оценки документов, у Комиссии отсутствуют правовые основания для зачета Константинову А.И. спорных периодов, так как заявителем не представлены справки, подтверждающие занятость на видах работ, предусмотренных Списком №2, раздел XXXIII, кроме того, документально не подтверждена занятость не менее 80 % рабочего времени на соответствующих видах работ; кроме того в справке отсутствуют сведения о закреплении Константинова А.И. за котельным, турбинным (парогазотурбинным) оборудованием, оборудованием пылеприготовления.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования Константинова А.И. удовлетворить по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 55, 56 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильно рассмотрения и разрешения дела.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (ч.1 ст. 39).

Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с положениями ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом.

В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Законодатель, реализуя свои конституционные полномочия, связанные с принятием федеральных законов в области пенсионного обеспечения граждан, вправе самостоятельно определять виды пенсий, порядок их исчисления и конкретные размеры, устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая льготные условия назначения трудовой пенсии для некоторых категорий граждан в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, в частности характеризующих трудовую деятельность; такая дифференциация в пенсионном обеспечении должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе принципа равенства граждан (статья 19, части 1 и 2), в силу которого различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (приведенная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности положений статей 28 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Переход к новому правовому регулированию в области пенсионного обеспечения не может противоречить Конституции РФ, однако, изменения и не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. Нормы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу и являются базой для пенсионного законодательства. В этих условиях особенно важна защита права на социальное обеспечение, и в частности права на пенсионное обеспечение, Конституционным Судом РФ.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.

Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

До принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на получение пенсии по старости досрочно предоставлялось отдельным категориям граждан в связи с особыми условиями их труда Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в особых условиях труда определяется на основании статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в соответствии со Списком работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР №10 от 26.01.1991г. (далее Список №1 или Список №2).

В соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального Закона №173-Ф3 и Списком №1, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 50 лет, проработавшие на работах с вредными условиями труда не менее 10 лет и имеющие страховой стаж не менее 20 лет.

В случае, если мужчина проработал на соответствующих работах не менее половины установленного законом срока, (т.е. 5 лет) и имеет требуемую продолжительность страхового стажа (т.е. 20 лет), то трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, на один год за каждый полный год такой работы.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального Закона №173-Ф3 и Списком №2, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 мес. на работах с тяжелыми условиями труда, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если мужчина проработал на соответствующих работах не менее половины установленного законом срока, (т.е. 6 лет 3 мес.) и имеет требуемую продолжительность страхового стажа (т.е. 25 лет), то трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, на один год за каждые 2 года 6 мес. такой работы.

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005г. « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 ст.28 Закона), периоды его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя их конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал.

Судом установлено, что Константинов А.И. работал с 01.11.1982 г. по 01.07.1983 г. на Гатчинском ремонтно-наладочном участке ПТП «...» электрослесарем по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ТЭЦ, что подтверждается записью № 5 и № 6 трудовой книжки, а также Льготной справкой № 37 ООО Гатчинский РНУ «...» и письмом УПФ РФ города Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области за № 04/2709 от 18.03.2015 г.

Довод Пенсионного фонда о том, что «в справке № 37 отсутствуют сведения о закреплении Константинова А.И. за котельным, турбинным (парогазотурбинным) оборудованием, оборудованием пылеприготовления не может быть принят во внимание, поскольку согласно письма № 04/2709 от 18.03.15 г., УПФ РФ в городе Гатчина и Гатчинском районе Ленинградской области организация Гатчинский ремонтно-наладочный участок ПТП «...» своего паросилового хозяйства не имеет, работа осуществляется по договорам на ремонт котельного оборудования и ТЭЦ на предприятиях Ленинградской области.

Довод комиссии об отсутствии сведений о фактически отработанном времени, опровергается льготной справкой, в которой указано, что Константинов А.И. работал в течение полного рабочего дня, при полной рабочей неделе и его профессия предусмотрена Списком № 2 раздел XIII п. «А» позиция 2140000а-18455, утвержденного постановлением Совмина СССР от 26.01.1991 г. за № 10. Кроме того из данного письма, следует, что «По документам наблюдательного дела Гатчинского ремонтно-наладочного участка ПТП «...» должности электрослесарь по ремонту оборудования котельных цехов ТЭЦ и электросварщик ручной электродуговой сварки включены в Перечень льготных профессий обоснованно; организация Гатчинский ремонтно-наладочный участок ПТП «...» своего паросилового хозяйства не имеет, работа осуществляется по договорам на ремонт котельного оборудования и ТЭЦ на предприятиях Ленинградской области, имеющих паросиловое хозяйство (имеются договора, сметы и акты приемки работ за 1980-1990 годы).

С 13.01.1984 г. по 29.12.1989 г. истец работал в Специализированном п/о «...» электросварщиком ручной сварки, данный период подтверждается записью № 12, № 13, № 14, № 15 в трудовой книжке. За данный период работы с 08.10.1984 г. по 29.12.1989 г., а это - 5 лет 2 мес. 21 день, Константинов А.И. имел высокую квалификацию, и в этот период работы был неоднократно поощрен премиями: за участие в соцсоревновании, за досрочность сдачи в эксплуатацию блока № 2 Эстонской ГРЭС и выполнение особо важного задания (записи в трудовой книжке на страницах 18-19). А запись под № 13 трудовой книжки, гласит: 04.01.1988 г. «В связи с переходом на новую систему оплаты труда установлен четвертый разряд электросварщика ручной сварки котельного цеха». Запись под номером 14 гласит: 01.03.1989 г. «Установлен пятый разряд электросварщика ручной сварки» При этом из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 178 указано: «До 1 января 1992 г. право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 раздела XXXII «Общие профессии», утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, предоставлялось «электросварщикам (электрогазосварщикам, газоэлектросварщикам) и их подручным», занятым на ручной сварке. Таким образом, если работник по трудовой книжке значится электросварщиком, электрогазосварщиком (газоэлектросварщиком), но отсутствуют документы о характере выполняемой работы, то для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости достаточно подтверждения, что на предприятии (в организации), на котором был занят работник, не применялись автоматические машины либо по технологии осуществляемых предприятием (организацией) видов деятельности (производств, работ) не могла выполняться другая сварка, кроме ручной. Ручная сварка применялась на строительных (ремонтно-строительных) площадках, электростанциях, шахтах и рудниках, предприятиях сельхозтехники и грузовых (пассажирских) автотранспортных предприятий, жилищно-коммунальных конторах, совхозах и колхозах. В связи с этим, периоды работы в качестве электросварщика (газоэлектросварщика) до 01.01.1992 г. в организациях, относящихся к вышеперечисленным, могут быть включены в специальный стаж без уточнения - на основании трудовой книжки». Однако комиссия не засчитала вышеуказанный период в связи с тем, что данный период не подтверждает занятость истца более 80 % рабочего времени.

За данный период времени у Константинова А.И. сохранилось удостоверение № 245, выданное Учебным комбинатов треста «...» («...») Константинову А.И. в том, что окончил курсы по профессии и специальности электросварщик по ручной электродуговой сварке и решением квалификационной комиссии от 29.08.1984 г. ему присвоена квалификация электросварщика по ручной электродуговой сварке 4 разряда. Также сохранилось удостоверение № 9-2/87с, из которого видно, что Константинов А.И. имеет стаж по сварке с 1983 г. и согласно Правилам аттестации сварщиков, утвержденным Госгортехнадзором СССР 22.06.1971 г. Константинов А.И. прошел аттестацию постоянно действующей комиссией при п.п. «...» по ручной дуговой сварке, при этом повторные или дополнительные проверки были проведены 18.02.1988 г. и 13.01.1989 г. Допуск к ручной сварке, согласно данного удостоверения, Константинов имел до 13.01.1990 г., то есть в том числе на момент перехода в другую организацию - ПК «...».

Из пункта 18 Правил аттестации сварщиков, утвержденных Госгортехнадзором СССР от 22.06.1971 г. следует, что повторная проверка знаний должна проводиться постоянно действующими комиссиями периодически, не реже одного раза в 12 месяцев. А сварщики, непрерывно работающие по своей специальности и зарекомендовавшие себя высоким качеством выполненных в течение последнего года работ, подтвержденным результатами контроля, по решению комиссии могут освобождаться от повторных испытаний сроком на 1 год, но не более трех раз подряд. С учетом изложенного, суд считает необходимым вышеуказанный период засчитать Константинову А.И. в специальный стаж.

Кроме того пенсионный фонд не включил истцу в специальный стаж работу в Производственном кооперативе «...» за период с 08.01.1990 г. по 03.01.1994 г. (3 года 11 мес. 25 дней). При этом УПФ РФ в Протоколе заседания №178 сам указывает на возможность включения в специальный стаж работы без подтверждения постоянной (не менее 80% рабочего времени) занятости на основании первичных документов того периода до 01.01.1992г. по Списку №2 разделу ХХХII «Общие профессии», утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173. Данный период работы помимо записи в трудовой книжке за № 16 и 17, подтверждается записями на стр. 8-9 и 10-11 вышеназванного удостоверения № 9-2/87с в котором, и также подлежит включению в стаж.

Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии назначаются со дня обращения гражданина за пенсией с момента возникновения права на ее получение. У Константинова А.И. возникло право на получение досрочной трудовой пенсии с 27.01.2015г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Константинова А.И. – удовлетворить.

Включить в специальный стаж Константинова А.И. периоды работы с 01.11.1982 г. по 01.07.1983 г. на Гатчинском ремонтно-наладочном участке ПТП «...» в качестве электрослесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ТЭЦ; С 13.01.1984 г. по 29.12.1989 г. в Специализированном п/о «...» в качестве электросварщика ручной сварки; С 08.01.1990 г. по 31.12.1991 г. в производственном кооперативе «...» в качестве электросварщика ручной сварки;

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Комсомольском районе г.Тольятти назначить Константинову А.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 27.01.2015 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский облсуд через Комсомольский райсуд г. Тольятти в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Емельяненко Л.А.

Мотивированное решение изготовлено 01.09.2015г.

Судья Емельяненко Л.А.

2-2072/2015 ~ М-1885/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Константинов А.И.
Ответчики
УПФ РФ в Комсомольском районе г.о. Тольятти
Другие
Устимова О.В.
Волкова Т.И.
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Емельяненко Л. А.
Дело на странице суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
16.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2015Передача материалов судье
21.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.08.2015Предварительное судебное заседание
27.08.2015Судебное заседание
01.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2015Дело оформлено
16.10.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее