№ 9а-90/2019
УИД: 75OS0000-01-2019-000453-42
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении административного искового заявления
22 октября 2019 года г. Чита
Судья Забайкальского краевого суда Пичуев В.В., изучив административное исковое заявление Лиханова Н. И., Лиханова А. И. к прокурору Забайкальского края Войкину В.С., Избирательной комиссии Забайкальского края о признании бездействия незаконными,
установил:
Лиханов Н.И., Лиханов А.И. обратились в Забайкальский краевой суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что с целью устранения нарушений активных избирательных прав они неоднократно обращались в прокуратуру Забайкальского края с требованиями о признании недействительными протокола Избирательной комиссии Забайкальского края от 10 сентября 2019 года «О результатах досрочных выборов Губернатора Забайкальского края», постановлений Избирательной комиссии Забайкальского края от 10 сентября 2019 года № 38/293-3 «О результатах досрочных выборов Губернатора Забайкальского края», от 11 сентября 2019 года № 39/295-3 «О регистрации избранного Губернатора Забайкальского края Осипова Александра Михайловича». Поводом для обращения явились допущенные нарушения избирательного законодательства, а именно: Осипов А.М., замещающий должность Врио Губернатора Забайкальского края, как лицо, работающее в организациях – Администрации Губернатора Забайкальского края, Правительстве Забайкальского края, являющихся учредителями и осуществляющих выпуск средств массовой информации: «Азия-Экспресс», «Забайкальский рабочий», ОАО «Альтес», ВГТРК, в нарушение пункта 2 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в агитационный период избирательной кампании для обеспечения равенства избирательных прав в отпуск не ушел, соответствующий приказ в избирательную комиссию в установленный срок не представил. Кроме того, С.С.В. и еще шесть лиц были назначены членами избирательной комиссии Председателем Правительства Забайкальского края, Врио Губернатора Забайкальского края Осиповым А.М. в нарушение положений названного закона о независимости избирательной комиссии от государственных и муниципальных органов. Вместе с тем, прокурор Забайкальского края Войкин В.С. в устранении нарушений активных избирательных прав административных истцов бездействовал. На основании изложенного просят суд признать бездействие прокурора Забайкальского края Войкина В.С. в устранении нарушений избирательного законодательства Осиповым А.М., Забайкальской избирательной комиссией незаконным, признать бездействие Забайкальского избиркома незаконным.
Указанное административное исковое заявление Лиханова Н.И., Лиханова А.И. не может быть рассмотрено по существу Забайкальским краевым судом и подлежит возвращению по следующим основаниям.
Суды общей юрисдикции в качестве судов первой инстанции рассматривают административные дела, отнесенные к их подведомственности и подсудности в соответствии с главой 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Оспаривание бездействия прокурора Забайкальского края в устранении нарушений избирательного законодательства не относится к компетенции Забайкальского краевого суда, определенной статьей 20 КАС РФ.
В силу статьи 19 КАС РФ административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к решениям избирательной комиссии исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона № 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнили.
Из приведенных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также содержания административного искового заявления, следует, что административные истцы фактически оспаривают бездействие избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, которое не предполагает в силу закона рассмотрение в коллегиальном составе и принятие решения по обращению административных истцов.
Таким образом, оснований полагать, что рассмотрение административного искового заявления Лиханова Н.И., Лиханова А.И. о признании бездействия прокурора Забайкальского края Войкина В.С., Избирательной комиссии Забайкальского края незаконными относится к компетенции Забайкальского краевого суда, определенной статьей 20 КАС РФ, не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Таким образом, указанное административное заявление следует возвратить.
С учетом положений части 2 статьи 129 КАС РФ, Лиханову Н.И., Лиханову А.И. разъясняется, что с вышеуказанным административным исковым заявлением они вправе обратиться в районный суд по месту нахождения административных ответчиков, по месту своего жительства (Центральный районный суд г.Читы: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, д. 41).
При этом возвращение административного искового заявления Лиханова Н.И., Лиханова А.И. к прокурору Забайкальского края Войкину В.С. о признании бездействия незаконным определением Центрального районного суда г. Читы от 17 октября 2019 года правого значения при определении подсудности спора не имеет, поскольку согласно части 3 статьи 129 КАС РФ возвращение административного искового заявления не препятствует повторному обращению истцов в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке, кроме того, административные истцы не лишены права обжалования указанного определения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
возвратить административное исковое заявление Лиханова Н. И., Лиханова А. И. к прокурору Забайкальского края Войкину В.С., Избирательной комиссии Забайкальского края о признании бездействия незаконными.
Разъяснить Лиханову Н.И., Лиханову А.И., что с заявленными требованиями они вправе обратиться в районный суд по месту нахождения административных ответчиков, по месту своего жительства (Центральный районный суд г. Читы: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, д.41).
Настоящее определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в пятнадцатидневный срок путем подачи частной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья В.В. Пичуев