Решение по делу № 2-599/2017 ~ М-262/2017 от 03.02.2017

Дело № 2-599/17                 

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2017 года                                    г. Златоуст

    Златоустовский городской суда Челябинской области в составе:

    председательствующего      Яковлевой А.А.,

при секретаре Валиахметовой Т.В.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску прокурора города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа о признании незаконными действий,

у с т а н о в и л:

    Прокурор г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа (далее по тексту-МУП «Коммунальные сети»), в котором с учетом уточнения (л.д.172-173 том 1), просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах в городе Златоусте в период с 01 июля 2016 года по февраль 2017 года по нормативу потребления.

    В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что проверками по обращениям граждан установлено, что МУП «Коммунальные сети» осуществляет выставление собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах на территории города Златоуста платежных документов на оплату коммунальной услуги по отоплению. Определение размера платы при этом осуществляется с нарушением требований Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее по тексту-Правила № 354). До 01.07.2016 начисление платы осуществлялось ответчиком в соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307, согласно которому при отсутствии общедомовых, общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определялся как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, норматива потребления тепловой энергии и тарифа. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» от 26.12.2014 г. № 61/1. С 01 июля 2016 года постановление Правительства № 307 утратило силу, порядок определения размера платы за отопление с указанной даты установлен п. 42.1 Правил № 354. С учетом действующих правил, после 01 июля 2016 года объем потребления тепловой энергии в помещении многоквартирного дома определяется из показаний общедомового прибора учета. Фактически МУП «Коммунальные сети» определяли размера платы за отопление для потребителей в многоквартирных домах не по показаниям общедомового прибора учета, а по нормативу, утвержденному постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» от 26.12.2014г. №61/1, что не соответствует п. 42.1 Правил № 354. Действия ответчика не соответствуют требованиям федерального законодательства, нарушают установленный порядок расчетов в сфере ЖКХ, тем самым права и охраняемые законом интересы граждан - собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах в г. Златоусте.

В судебном заседании прокурор г. Златоуста Козлова С.Г. настаивала на удовлетворении исковых требований, с учетом их уточнений, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика МУП «Коммунальные сети» ЗГО Шабунина О.А.

(директор-л.д.45 том 1), Молочко И.Л. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком

по ДД.ММ.ГГГГ-л.д.192 том ), Рунихина И.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

сроком по ДД.ММ.ГГГГ-л.д.151 том 1), с исковыми требованиями прокурора

г. Златоуста не согласились, по основаниям, изложенным в письменных

возражениях на исковое заявление (л.д.187-191 том 1).

Представители третьих лиц ООО «Комитет городского хозяйства, ООО

«ЖЭУ-4», ООО «ЖЭК № 3», ООО «СМУ «Ремстроймонтаж», ООО «РСК», ООО

«ГУК», ООО «УК «Наш Дом» в судебное заседание не явились, о времени и месте

проведения судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.177-181,183-

184,185-186 том 1).    

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора г. Златоуста подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту-ГК РФ), защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления нарушенного права и возложения обязанности.

В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Как следует из материалов дела, прокурором были проведены проверки по обращениям граждан, согласно которым установлено, что МУП «Коммунальные сети» осуществляет выставление собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах на территории города Златоуста платежных документов на оплату коммунальной услуги по отоплению.

Предприятие МУП «Коммунальные сети» ЗГО создано учредителем МО ЗГО с целью оказания услуг населению Златоустовского городского округа тепло-, водоснабжения и водоотведения и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 22.12.2010 г. и функционирует с конца 2010 года.

С момента своего создания, МУП «Коммунальные сети» ЗГО осуществляет уставную деятельность по оказанию услуг теплоснабжения в соответствии с законодательной и нормативно-технической документацией Российской Федерации.

Определение размера платы при этом осуществляется с нарушением требований Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее по тексту-Правила № 354).

В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

До 01.07.2016 начисление платы осуществлялось ответчиком в соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307, согласно которому при отсутствии общедомовых, общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определялся как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, норматива потребления тепловой энергии и тарифа.

    Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах") в редакции от 27.08.2012 г. № 1, действовавшей до 10.09.2013 года, органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. было разрешено принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г..

    Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее по тексту отзыва - ГК «ЕТО Челябинской области») в соответствии с данным подпунктом принято постановление от 14.09.2012 г. № 30/77 о применении на территории Челябинской области порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на территории Челябинской области по состоянию на 30 июня 2012 г.

    На основании данного постановления, при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, применялось Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 г. № 857.

    29.12.2014 г. ГК «ЕТО Челябинской области» приняло постановление № 62/1 «О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Челябинской области на период до 01.07.2016 года», установив возможность применения на территории Челябинской области порядка расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на территории Челябинской области по состоянию на 30 июня 2012 г.

    Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (ред. от 27.02.2017г.) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в пункте 42(2) установило следующее, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

    В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 1 квартале календарного года, следующего годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 3(1) Приложения N 2 к Правилам № 354.

Таким образом, на основании Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 г. № 603, применять порядок начисления в отопительный период или равномерно в течение года, ресурсоснабжающая организация имеет право, если за год до 01.07.2016 года субъект принял решение о применении такого порядка.

Как указано в письменном отзыве представителя ответчика Рунихиной И.В., в Челябинской области таким решением является Постановление от 29.12.2014 года № 62/1 «О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Челябинской области на период до 01.07.2016 года» (л.д.14 том 1).

Как пояснила представитель ответчика Рунихина И.В., для уточнения правомерности применения после 01.07.2016 года вышеуказанного порядка, МУП «Коммунальные сети» ЗГО обратилось с заявлением в Министерство тарифного регулирования Челябинской области.

В ответ получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указано, что в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 г. № 603 до вступления в силу решения об изменении способа оплаты отопления размер платы определяется в порядке, предусмотренном Правилами № 354 с учетом способа оплаты коммунальной услуги, используемого при осуществлении расчётов с потребителями по состоянию на дату вступления в Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 г. № 603 (30.06.2016 г.) (л.д.94 том 1).

Как следует из письменного отзыва представителя ответчика Рунихиной И.В., в силу вышеуказанных требований жилищного законодательства, исполнители коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах Златоустовского городского округа обязаны начислять плату за отопление либо в отопительный период, либо равномерно в течение года, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. По истечении года работы коллективного (общедомового) прибора учёта, исполнитель коммунальной услуги обязан произвести корректировку платы за отопление по фактическому потреблению.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ, Правилами № 354, Правилами № 491 обязанность по ведению аналитического учёта, начислению платы за содержание и ремонт жилья, за коммунальные услуги и изготовление квитанций возложена на управляющие организации в случае выбора способа управления - управление управляющей организацией.

Однако, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» от 26.12.2014 г. № 61/1 (л.д.14-оборот том 1).

С 01 июля 2016 года постановление Правительства № 307 утратило силу, порядок определения размера платы за отопление с указанной даты установлен п. 42.1 Правил № 354.

Согласно п. 42.1 Правил №354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода согласно п. 42.2 Правил № 354 применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

Министерством тарифного регулирования Челябинской области решение о способе оплаты отопления в 2016 году не принималось.

Как пояснила в судебном заседании прокурор г. Златоуста Козлова С.Г., в городе Златоусте, без учета района машзавода, 277 многоквартирных домов на 19.12.2016 г. оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии, из числа которых жителям 246 многоквартирных домов плату за коммунальную услугу по отоплению выставляет МУП «Коммунальные сети». При этом оплата за коммунальную услугу в отопительном периоде (в течение 8 месяцев с сентября по май) осуществляется 90% потребителей граждан, 10% оплачивают услуги отопления равномерно в течение 12 месяцев.

Определение размера платы за отопление в жилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета и в котором не все жилые (нежилые) помещения оборудованы индивидуальными (квартирными) приборами учета, для потребителей, которые вносят плату в течение отопительного сезона, должно производиться по формуле 3 приложения №2 к Правилам №354.

При этом размер платы по формуле 3 определяется как произведение объема, потребленной за расчетный период тепловой энергии, по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, тарифа и отношения площади жилого помещения к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1), а именно, как произведение тарифа на тепловую энергию, общей площади помещения в многоквартирном доме и среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.

При этом среднемесячный объем потребления определяется как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а при отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3( 1), один раз в год корректируется исполнителем по формуле 3(2).

После 01 июля 2016 года объем потребления тепловой энергии в помещении многоквартирного дома определяется из показаний общедомового прибора учета.

Фактически МУП «Коммунальные сети» определяли размера платы за отопление для потребителей в многоквартирных домах не по показаниям общедомового прибора учета, а по нормативу, утвержденному постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» от 26.12.2014г. №61/1, что не соответствует п. 42.1 Правил № 354.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ответчика не соответствуют требованиям федерального законодательства, нарушают установленный порядок расчетов в сфере ЖКХ, тем самым права и охраняемые законом интересы граждан - собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах в г. Златоусте.

Собственниками многоквартирных домов в г. Златоусте заключены в договоры управления с управляющими организациями, которые в силу закона являются исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме и на которых подпунктом «е» пункта 31 Правил №354 возложена обязанность ежемесячно снимать показания общедомового прибора учета.

С 01.03.2017 года все управляющие организации города самостоятельно ведут аналитический учёт, начисляют плату за содержание и ремонт жилья, за коммунальные услуги и изготавливают квитанции.

В связи с заключением МУП «Коммунальные сети» ЗГО и управляющими организациями ( ООО «Комитет городского хозяйства», ООО «ЖЭУ-4», ООО «ЖЭК№ 3», ООО «СМУ «Ремстроймонтаж», ООО «РСК», ООО «ГУК», ООО «УК «Наш Дом», договоров с 01.01.2017 г., с ООО «КГХ» с 09.01.2017 г., (л.д.194-228 том 1, л.д.1-60, 86-98, 115-126 том 2), поставки коммунального ресурса-тепловой энергии, с марта 2017 года МУП «Коммунальные сети» ЗГО не осуществляют выставление собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах на территории города Златоуста платежных документов на оплату коммунальной услуги по отоплению.

МУП «Коммунальные сети» ЗГО ведет аналитический учет, начисляет плату за содержание и ремонт жилья, за коммунальные услуги и изготавливает квитанции только в отношении многоквартирных домов, в отношении которых, не ведется управление управляющими организациями.

Таким образом, суд приходит, что следует признать незаконными действия Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа, выразившиеся в определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, в городе Златоусте в период с 01 июля 2016 года по февраль 2017 года по нормативу потребления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г. Златоуста удовлетворить.

Признать незаконными действия Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа, выразившиеся в определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, в городе Златоусте в период с 01 июля 2016 года по февраль 2017 года по нормативу потребления.

     Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Челябинский областной суд через Златоустовский городской суд.

    Председательствующий А.А. Яковлева

Решение не вступило в законную силу

2-599/2017 ~ М-262/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МУП "Коммунальные сети" Златоустовского городского округа
Другие
ООО "СМУ Ремстроймонтаж"
ООО "ГУК"
ООО "УК "Наш Дом"
ООО "Комитет городского хозяйства"
ООО "ЖЭК № 3"
ООО "РСК"
ООО "ЖЭУ-4"
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Судья
Яковлева Алла Анатольевна
Дело на странице суда
zlatoust--chel.sudrf.ru
03.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2017Передача материалов судье
07.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2017Подготовка дела (собеседование)
28.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2017Судебное заседание
31.03.2017Судебное заседание
21.04.2017Судебное заседание
12.05.2017Судебное заседание
31.05.2017Судебное заседание
05.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2017Дело оформлено
13.11.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее