Дело № 2-201/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Комсомольск Ивановской области 21 июня 2013 года
Комсомольский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Короткова А.Л.,
с участием прокурора Корнилова Е.И., представителя ответчика ЗАО «Комсомольское лесопромышленное предприятие» Леоновой Н.Ю., при секретаре Кузьминой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к ЗАО «Комсомольское лесопромышленное предприятие» об обязании разработать и представить проект нормативов предельно допустимых выбросов для утверждения и последующей выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с заявлением к ЗАО «Комсомольское лесопромышленное предприятие» об обязании разработать и представить в территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха – Управление Росприроднадзора по Ивановской области проект нормативов предельно допустимых выбросов для утверждения и последующей выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Комитетом Ивановской области по природопользованию в срок до 1 октября 2013 года.
Исковое заявление мотивировал тем, что ЗАО «КЛПП» осуществляет производственно-хозяйственную деятельность на территории промплощадки, расположенной по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. Чайковского, д. 1. В процессе производственно-хозяйственной деятельности Общества происходит воздействие на атмосферный воздух в результате выброса вредных загрязняющих веществ при эксплуатации стационарных источников выброса, а именно котельной, гаража, сварочного поста.
Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года фактические (сверхлимитные) выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами в атмосферный воздух составили:
1. Диоксид азота – 0,0698 тонн;
2. Оксид азота – 0,0107 тонн;
3. Сажа – 0,00038 тонн;
4. Окись углерода – 2,617 тонн;
5. Бенз(а)пирен – 0,0000018 тонн;
6. Марганец и его неорганические соединения – 0,0001 тонн.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства ЗАО «КЛПП» (объект регионального экологического надзора) осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения, выдаваемого территориальным федеральным органом или органом исполнительной власти субъекта, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды. Предельно допустимые выбросы Обществом не разработаны. Таким образом, в результате хозяйственно-производственной деятельности ЗАО «КЛПП» при осуществлении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор Корнилов Е.И. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ЗАО «Комсомольское лесопромышленное предприятие» Леонова Н.Ю. исковые требования прокурора признала, пояснила, что 29 апреля 2013 года ЗАО «Комсомольское лесопромышленное предприятие» заключило договор на возмездное оказание услуг с ООО «Экологическая аудиторская Палата», при котором исполнитель обязался разработать природоохранную документацию и получить разрешение на выброс вредных веществ в Комитете по природопользованию Ивановской области.
Представитель третьего лица Комитета Ивановской области по природопользованию в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя комитета, просил исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих по делу, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что основными видами деятельности ЗАО «КЛПП» являются:
- лесозаготовительная промышленность, лесопильное производство, производство строительных деталей из древесины, прочие деревообрабатывающие производства;
- хлебопекарная промышленность, общественное питание;
- розничная торговля, оптовая торговля;
- бытовое обслуживание населения, в том числе ритуальные услуги;
- производство швейных изделий.
ЗАО «КЛПП» осуществляет производственно-хозяйственную деятельность на территории промплощадки, расположенной по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. Чайковского, д. 1. В процессе производственно-хозяйственной деятельности Общества происходит воздействие на атмосферный воздух в результате выброса вредных загрязняющих веществ при эксплуатации стационарных источников выброса, а именно котельной, гаража, сварочного поста.
Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года фактические (сверхлимитные) выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами в атмосферный воздух составили:
1. Диоксид азота – 0,0698 тонн;
2. Оксид азота – 0,0107 тонн;
3. Сажа – 0,00038 тонн;
4. Окись углерода – 2,617 тонн;
5. Бенз(а)пирен – 0,0000018 тонн;
6. Марганец и его неорганические соединения – 0,0001 тонн.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
На территории Ивановской области территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является Управление Росприроднадзора по Ивановской области, которое в соответствии с Положением, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.10.2007 № 377, утверждает предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Органом исполнительной власти субъекта РФ на территории Ивановской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, является Комитет Ивановской области по природопользованию. Согласно п. 3.47 Положения о Комитете Ивановской области по природопользованию, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 19.03.2013 № 97-п, Комитет выдает разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, подлежащими региональному государственному экологическому надзору, в порядке, установленном законодательством.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства ЗАО «КЛПП» (объект регионального экологического надзора) осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения, выдаваемого территориальным федеральным органом или органом исполнительной власти субъекта, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды. Предельно допустимые выбросы Обществом не разработаны.
Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены.
Частью 7 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, что запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
Таким образом, в результате хозяйственно-производственной деятельности ЗАО «КЛПП» при осуществлении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Интересы неопределенного круга лиц – граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «КЛПП» от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что атмосферный воздух является неотъемлемым компонентом окружающей среды, который в совокупности с другими компонентами обеспечивает благоприятные условия жизни на Земле, является неотъемлемой частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, а гражданам гарантировано государством право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 1, 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Интересы Российской Федерации нарушены тем, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха, в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, поэтому не должна допускать трансграничного перемещения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, поэтому формирует и проводит единую государственную политику в данной области, устанавливая порядок выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст.ст. 5, 33 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
В соответствии с пунктом 1 Перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.11.2012 г. № 1193, осуществление хозяйственной и иной деятельности без разрешительных документов, на основании которых допускается осуществление указанной деятельности, в пределах установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, наличие которых является обязательным в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая, что признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК Российской Федерации суд принимает признание иска ответчиком.
С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░